Хождение с поморами. Записки крестоходца

Услышали о новости: в конце августа собираются идти на крестный ход в Пустозерск старообрядцы-поморы. Зовут всех желающих поклониться месту, где Аввакум и сподвижники его за древлеблагочестие пострадали.

Программа проведения Крестного хода:

23 августа – четверг – заезд (прилет) в Нарьян–Мар и размещение

24 августа – пятница – утро – выход большого Крестного хода из Нарьян-Мара в Пустозерск. Основная часть пути до деревни Устье (25 км) пешком. Ночевка в палатках в районе деревни Устье. Крестный ход будет сопровождаться машиной с медперсоналом и полевой кухней. Режим движения планируется в пять этапов с остановками по 30 минут. Этот вариант Крестного хода предусматривается для физически подготовленных паломников.

25 августа – суббота – утро — выезд оставшихся паломников из Нарьян-Мара в Пустозерск водным и (или) автомобильным транспортом. По прибытии совместная переправа от деревни Устье всех участников Крестного хода в Пустозерск. Совершение крестного хода от берега реки к памятному Кресту и часовне. Молебен в часовне. По окончании – братская трапеза. Вечером возвращение в Нарьян-Мар.

26 августа – воскресенье – возвращение (вылет) в Москву, либо в другие города.

И хочется и колется: деньги на проезд не малые, сама дорога длинная, идут не наши белокриницкие, а беспоповцы, билеты заканчиваются… что же делать? Была не была, когда еще такая возможность представится?! А тут можно изучить быт поморов, посмотреть на людей, поприсутствовать на их службе. Берем последние билеты…

Сборы. Настращали нас непредсказуемой погодой: и снег, и дождь по прогнозам – значит слякоть. Вещей походных никаких на этот случай нет в гардеробе. Ай-да в магазин! Один, второй, третий – заняло прилично свободного времени закупка спальников, рюкзаков, ветровки, флисовый костюм, обувь, и т.д. и т. п. Последние аксессуары были куплены в день отлета!

В салоне самолета с нами рядом оказываются беспоповцы из Беларуси, Москвы и Риги.

Разговорились. Антон Мельников – потомственный старообрядец, помор, известный пилот и чемпион ралли автогонок по бездорожью. Содействовал в получении разрешения строительства часовни в Пустозерском заповеднике и один из организаторов крестного пути. С Белоруссии (г. Минск) летели с нами Белов Александр Анатольевич и Семенов Юрий Афанасьевич, встречались с ними и ранее на киевской конференции старообрядцев-липован 2010г. Еще были две девушки из Риги с гребенщиковской общины, но они сидели далеко от нас, только в аэропорту познакомились с ними.

Вот и время быстро пролетело (полет занял около трех часов), подлетаем.  За бортом самолета в иллюминатор видны местные характерные пейзажи: озера, болота, извилистые реки,  мхи, песчаные насыпи. Идем на посадку.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa19

В аэропорту встречает Безгодов Алексей Александрович – известная фигура в отношениях поморов со старообрядцами белокриницкой иерархии, заместитель председателя правления «Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума».

Едем вместе к молельному дому. В машине с нами ехал Антон Мельников, но уже не как пилот авторалли, а как пассажир, рассказывал что он родом из Ростова-на-Дону, сейчас живет в Москве. У дома очень радушно встречает нас наставник, хороший человек – отче Петре.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa17

Осматриваем дом на первом этаже:  прихожая с вешалками, иконами, столом и местом продажи литературы, лестницей на второй этаж — общежитие, проходим в основное помещение молельного дома, здесь нет алтаря и царских врат, службы идут без священства, в отдельной комнатке с окном – крестильная. В соседнем доме, на этом же участке находится музей, в котором можно было увидеть мотыги, корыто, старинные лыжи, сани, предметы обихода, орудия труда, одежда, была такая, которой уже 200 лет, очень старые фотографии, еще и советский флаг и пионерские галстуки в придачу, на наши вопросы, что они делают тут, отче Петр ответил просто – это история!

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa16

Все эти предметы отыскивались настоятелем либо под землей, либо несли люди, зная, что открыт музей. Многие вещи имеют родословную: отче Петр тщательно записывал что и откуда у него взялось. Наш экскурсовод и гид по истории местного поморского старообрядчества обещает расположить нас в общежитии при своем молельном доме. Регистрируемся. При детальном выяснении к какому согласию мы относимся, а именно к  белокриницкой иерархии, выражение на лицах несколько меняется и нам любезно предлагают разместится в другом общежитии – общежитии зоотехникума, это в 15-20 минутах ходьбы от молельного дома по не дорогой цене – 550 руб. за ночь. Отче Петр даже расстроился, но правила – есть правила. Идем относить вещи, по дороге заходим в местный музей, в котором располагается выставка фотографий по завозу леса (тремя Камазами и шестью Уралами) и строительстве часовни в «зимнее время» (март 2011 года), так как при плюсовой температуре машины не смогли бы добраться до места назначения (дорога проходит по болотистым местам, через реки и озера). В районе реки Пижма в Усть-Цилемском районе был заготовлен и вывезен лесоматериал для часовни с трапезной (лиственница и сосна). Уже летом прошлого года бригада строителей-староверов в селе Степановском, что на Пижме, под руководством Михаила Филипповича Аншукова сложила два замечательных здания в духе древнерусской северной архитектуры: часовню и трапезную, украшенные изящными шавками и осьмиконечными крестами.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa18

К просмотру фото-экспозиции пришел сам мэр города Нарьян-Мар.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa15

Фотографии действительно хорошие. Заканчиваем осмотр и продолжаем свой путь к месту ночлега.

В общежитии встречает нас у стойки администратора Зинаида Ильинична с корнями старообрядки-беспоповки. Она рассказала нам свою историю, как выходила замуж и что участвует в ансамбле старинных русских песен. Располагаемся и возвращаемся под дождем на званный ужин. А там суета: готовятся ко встрече вновь прибывших, вечером должна приплыть водным путем другая группа паломников, отправившихся на речном судне типа «Заря» (вместимость 60 чел.), который совершает поездку вниз по реке Печоре от Усть-Цильмы до Нарьян-Мара (350км). Здесь нас ожидал еще один сюрприз. Начав молится за трапезу на канонические иконы в молельном доме, мужчина, который строго блюдет беспоповский закон, не разрешает нам этого делать, дабы не осквернить святыню, на наше недоуменное возражение о том что у нас не совместная молитва и нам можно молиться на канонические образа, которые они имеют, он ответил, образа одинаковые, молитвы одинаковые, а сердца то разные!

Но ничего страшного, помолились в прихожей за трапезу. Проходим в молельню, где уже располагались столы с яствами. Нам указывают на место в сторонке и спрашивают, есть ли своя посуда? Оказывается мы можем не только иконы осквернить, молением поповским, но и посуду, лобызанием своим! Нашли нам одноразовые тарелки, ложки и стаканчики. Спаси Христос! Поели вкусно, только после грибочков что-то укачивать маленько стало, грибочки галлюциногенные наверняка )) А какое вкусное у них варенье из голубики, и ягоды морошки, говорят, очень ценный и полезный «фрукт». К столу нашему подсела поморка из Москвы, она прихожанка храма на «Преображенке» — стала нас успокаивать на счет посуды и говорить, что в Риге совсем обмирщали староверы, дети свободно едят у них в общественных местах, а у нас в Москве все еще строго, если дети поели в школьной столовой, то родители уже с ними не кушают дома! Вот оно какое строгое благочестие оказывается у московских поморов. А мы, белокриницкие, где хотим там и едим, оскверняя себя общественной посудой и даже батюшке на исповеди об этом не говорим! А на страшном суде Господь с нас спросит, но может и смилуется, ведь и он ел и пил с народом и с блудниками и прелюбодеями, книжниками и фарисеями….

Мы не дожидаемся «мореплавателей», уже около 22.00 идем в «гостиницу» — завтра рано вставать! Ко мне, из тех приплывших ночью, подселяют парнишку из Костромы, нашего, поповского согласия. Будет веселей! Выспались не плохо, только в номере не топилось, но нам не привыкать!

Утром приходим к молельне к 8.00. Видим много народа и местные телеканалы, берущие интервью. Беспоповские братья позавтракали, помолилась канон кресту и литию. Лития очень отличается от нашей. Один из приезжих отцов сказал напутственное слово перед крестным ходом и попросил на время шествия отключить свои мобильные устройства, отправив вначале своим родственникам смс-ки с просьбой к ним не волноваться.

В 9.00 выходим. Возглавляют процессию… фотографы и операторы, перескакивая то здесь, то там короткими перебежками от места к месту, щелкая затворами своих длинноствольных фотоаппаратов, снимая крупным и общим планом крестный ход, во главе которого, идет отче Петр с кадильницей и три отца, обкуренные дымом.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa14

За ними — иконы и кресты в окладах с полотенцами, потом идут певчие – мужчины (у поморов на клиросах и на молебнах поют только мужчины), замыкает процессию простой люд. Шествие продолжалось от молельни через центр города по живописным аллеям, мимо памятников ненцу с оленем, погибшим воинам и вечного огня, через порт к песчаному причалу, где уже ждал теплоход, чтобы переправить нас на другой берег.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa13

Так как протопоп Аввакум у беспоповцев не канонизирован, поют «Достойно есть», величание Николе, ирмосы Кресту. Величание Протопопу Аввакуму братья поморы не поют, поем только мы в конце процессии.

Плывем двумя заходами на другую сторону р. Печоры, так как мест на всех сразу на одном судне не хватает. На другом берегу ожидает первая, прибывшая ранее, партия паломников и 3 машины, для вещей, для провианта и для пассажирских мест, на случай желающих прокатиться утомившихся крестоходцев.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa12

Начинаем идти по поселку Тельвиска, поют только впереди идущие пастыри, о. Петр кадит, фотографы снимают.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa11

Проходим кладбище в конце селения и полусгнивший баркас, находящийся ближе к берегу.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa10

За поселком начинается проселочная дорога, дальше селений уже не будет вплоть до села Устье. По бокам дороги невысокие деревья и кустарники, солнце светит, несмотря на удручающие прогнозы. Стало даже жарко, народ раздевается потихоньку. Отцы прошли 20 минут и запросили привал. На привале, продолжаем снимать с себя ненужные вещи, укладывать в рюкзаки. Если зайти в заросли, находящиеся по бокам дороги, можно наткнуться на большое количество ягод. Несколько раз делали 5-ти минутные привалы. Продолжаем движение: навстречу нам везет коляску, полную грибов, пожилая женщина.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa9

Не местное население с удивлением и восторгом осматривают и фотографируют добычу собирательницы, которая скромно так оправдывается: ножки мол болят, далеко вглубь тундры ходить не могу, собираю поблизости. Мы недоумеваем, видя такой богатый урожай.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa8

Продолжаем идти… и начинаем прозревать, то тут, то там появляются на обочине дороги грибы: подберезовики, подосиновики, белые и другие… из поганок только мухоморы! Но и мухомор идет у местных в ход, из него делают примочки. Чем дальше идем, тем больше грибов видим, наглые грибы уже вылазят на дорогу, ничуть не страшась быть срезанными голодными прохожими. Народ первое время кидается собирать!  Местные говорят, что съедобные все грибы этой местности, из поганок — только мухоморы. Один нарьян-марьевец даже на наших глазах съел «под стук барабанов» кусочек сырого молодого гриба, продемонстрировав нам чистую экологию этих мест!

Крестный ход оказался не сложным, не смотря на предупреждения организаторов: «Крестный ход предусматривается для физически подготовленных паломников». Пока идем без трапезы, подкрепляемся на привалах своими запасами, запиваем водой, которую приготовили организаторы похода, везя ее в машине. Идем дальше, процессия начинает понемногу растягиваться, кто притомился, кто грибами и ягодами увлекся, кто снимает природу на свои фотоаппараты. Для подстраховки, чтобы никто не отстал, замыкает крестный ход автомобиль с пассажирскими местами, деликатно напоминая отстающим своим присутствием, что лучше поторопиться или стать его пассажиром. Вдалеке виднеется озерцо по левую сторону дороги. Мы, как отстающие, пришли уже в тот момент, когда отче Петр обтирался после омовения, с ним за компанию купались еще несколько мужчин. После водных процедур они согревались коньячком. Отче Петре очень колоритно выглядит на фоне остальных паломников. В штанах и красной майке, на голове намотано белое полотенце как чалма, похож на восточного аксакала.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa7

Мы уселись на бережочке, достали орешки и халву, едим и рассуждаем: что по сути это не крестный ход, а какая-то прогулка. Нет молитвенного состояния и тяжести в пути.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa6

Народ разбредается кто за чем, кто-то о чем-то говорит. А мы ничего из книг не взяли, ни молитвослова, ни канонника, надеялись, что крестный ход будет такой же как и наш и молитвы как у нас… Заботились перед отъездом больше о телесном, подбирая, как оказалось в этот раз, не нужную нам одежду, а о душе не подумали и что будем молиться. Ну что, подъем, идем дальше, еще один привал предстоит через 45 минут, после него еще минут 40 и село Устье – завершающая остановка и ночлег.

В районе 16.00 привал с трапезой. Угощают кашей с хлебом, берем с добавкой. Молимся за трапезу и ее окончание. Беспоповцы молятся на икону, находящуюся в руках одного из паломников. Отче Петре крестообразно обкуривает икону и по завершении делает кольцо, кадилом своим. Когда же обкуривает молящихся, люди разводят руки свои так, чтобы ладони их были обращены вверх или к кадилу, потом они руки складывают ладонями на груди, так они, видимо, принимают Духа Святого.  Молодой парнишка, в этот момент, собирает с берез темноватые наросты для кадильни.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa5

В основном из деревьев растут в этих местах только березки. Отправляемся дальше, осталось совсем немного до последнего привала-ночлега нашего пустозерского крестного пути. Был еще один незапланированный привал, на котором решили сделать общую фотографию на фоне пустынного пейзажа. Один из уважаемых отцов попросил сфотографироваться с посохом на фоне все той же пустыни, преобразившись в Моисея …

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa4

Подходим к деревне Устье. Там ждут уже машины с нашими вещами, армейская палатка и приготовленный горячий ужин! Располагаемся, кушаем, пьем травяной чай! После ужина объявляют женщинам собираться, их переправят лодками по пять человек через озеро Городетское с вечера в Пустозерск, ночевать будут кто в часовне, а кто в трапезной – те самые строения, историю которых нам рассказывали в музее.  Мужчины ночуют в армейской палатке в селе Устье. Как выяснилось, можно и нескольким мужчинам было отправиться с женщинами, о чем я очень пожалел – лишнее драгоценнейшее время, которое можно было провести в Пустозерске.

Стемнело около 9-ти вечера. Тогда же и спать захотелось. Я лег один из первых. Ночью проснулся от холода, хоть и был в куртке, в термобелье и в спальнике. Храп на всю палатку, такие уж мы — мужчины. Утеплился, одев на голову капюшон от куртки и от спальника, вроде бы потеплело, уснул.

Подъем в 6.00. Разговоры. Утренний туалет, раздельная молитва. Чай. Нам, поповцам, предложили уйти вперед  раньше всех остальных паломников, по следам прошедшей вчера вечером машины с женщинами, объяснив это тем, что лодки могут забрать с берега и привезти в Пустозерск раньше тех, кто остался на молебне возле палатки. Идем! Ландшафт то пустынно-степной, то лесистый (карликовые березки да кустарники).

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa1

Через 20 минут выходим на берег. Идем вдоль побережья по следам авто. Не дойдя до видневшегося вдали мыса, позади нас услышали звук машины. Приехал наш автомобиль и остановился на берегу. Мы в нерешительности тоже остановились. Так где же лодки причаливать будут? 5 минут стоим. Ладно, решили вернуться к машине, узнаем что к чему! Оказывается, это временная стоянка автомобиля, необходимая немцу, прибывшему из Германии для  съемок своего пилотного фильма про беспоповцев, чтобы запечатлеть как будет выходить крестный ход из тени деревьев на открытый песчаный берег озера. Дожидаемся паломников, вот и слышен звук их пения!

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa

Выходит на открытое пространство, отче Петре с кадильней, за ним все остальные! Снимаем и мы на свои фотоаппараты, провожая процессию до мыса с ожидающими там лодками. По пути на пригорке виднеется памятник павшим ненцам, сражавшимся за Пустозерск, в виде трех языческих истуканов. Иду посмотреть вместе с еще двумя мужчинами, один из которых местный фотограф. Пока мы фотографировали, третий наш спутник, вспоминает, что нужно положить денежку этим божкам, судорожно ищет по карманам, достает мелочь и бросает к основанию памятника, а там уже лежат несколько бумажных купюр.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa2

У памятника на земле находятся еще оленьи рога, украшенные разноцветными полосками ткани – дар ненецких женщин в память о погибших воинах. Рога символизируют кости павших ненцев, пытавшихся завоевать Пустозерск. Иду по барханам в стороне от поморской процессии, снимая ее на некотором отдалении и осматривая пейзажи по одну и по другую сторону пригорка.

Подходим к переправе. На берегу 4 лодки. Всех за один раз не перевезут на тот берег, придется возвращаться лодочникам за остальными, а вот и МЧС на воздушной подушке подлетают, тоже помогут перевезти скопившейся люд на берегу.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa3

Плывем быстро.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa20

Выходим из лодок прямо в воду, прибрежная вода мелкая, у кого нет непромокаемой обуви — лодочники весело переносят их на своих спинах. На берегу Пустозерского заповедника формируется новая процессия во главе с о. Петром к нам присоединяются женщины, которые услышали поморское пение еще издали и подошли на берег встречать нас. Идем через высокую траву на крутой берег, поднявшись, видим вдали часовню и в стороне кресты, поставленные в память о сожжённых  пустозерских мучениках.  Тропа извиваясь, приводит сначала к крестам, на одном из которых колокол. Совершается лития с каждением и возношение цветов.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa24

Далее идем к часовне, у восточной стороны которой совершается еще один молебен.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa23

Немного свободного времени, фотографируемся…

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa22

Моление продолжается в часовне св. Зосиме и Саватию, Соловецким чудотворцам. Трапеза в Пустозерске не предусматривается. Увидели Антона Мельникова, решили пообщаться с ним. О Пустозерске, о постройке часовни, а в заключение о ралли, в которых он участвует. Спрашиваем, чем же нравится ему его профессия. Антон говорит: «Тем что я постоянно ловлю ту грань, выйдя за которую приедешь либо последним, либо вообще не приедешь, так как тебя выбросит в кювет». А я подумал, что так и в нашей жизни мирской, будешь медлителен как черепаха, ничего не добьёшься в жизни, ни для себя ни для других, а будешь пытаться хватать звезды с неба, больно ударишься при падении.

Через 1,5 часа собираем все свои вещи и возвращаемся на берег, уже в свободном порядке. Хотелось бы, конечно,  побыть в тишине, побродить по этим местам, пощупать мох, помолиться, поразмышлять, ведь совершили столь длинный путь от своих домов к заполярному кругу и так скоро нужно уходить…. Переправляют нас все те же лодочники. На берегу садимся в машины и едем в деревню Устье, там трапезничаем.

Все, крестный ход окончен. Как-то все быстро и сумбурно, очень хотелось бы остаться в Пустозерске еще на день-два с ночевкой. Завтра днем самолет. Не рискуем и на один ночлег и правильно делаем, если бы и остались на ночь, то пришлось  договариваться с лодочниками о доставке нас обратно водным путем до Нарьян-Мара, а вода в реках и озерах спала на 0,5 метра, лодки садятся постоянно на мель, приходится лодочникам толкать свои суденышки, о чем я – дурак убедился на собственной шкуре: мне предложили отправиться назад водным путем, пофотографировать  местные пейзажи с водной глади, как раз с тем прихожанином, что нам не давал добро помолиться на поморские иконы! Всю дорогу мы только и делали что толкали с ним лодку веслами, отталкиваясь от мелкого дна, а лодочник в сапогах сзади, идя в воде, подталкивал свою лодку. Так мы пришли в город только к вечеру, в отличие от остальных, прибывших на машинах.

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa25

Возвращаюсь в «гостиницу» собирать вещи, кушать, принимать душ, укладывать грибы, которые насобирала специально для нас Зинаида Ильинична и спать. В воскресенье утром решили посетить беспоповскую службу, вечером в субботу службы у них оказывается нет. После моления, так как у нас днем самолет, нам разрешают позавтракать раньше других и отдельно от других, конечно же со своей посудой! Завтракаем, но над душой уже стоят и просят поторопиться, 30 голодных ртов ждут за дверями трапезной, пока мы насытимся. Собираем «манатки» и выходим на улицу, чтобы не ожесточить их сердца. А на воздухе — ничего, даже лучше. Находим стол во дворе и лавку, усаживаемся, допиваем чай с вареньем, делимся впечатлениями. После чаепития прощаемся, благодарим за гостеприимство. В планах было посетить величественный и красивый деревянный храм, неподалеку от молельни. В нем служат никонианские священники. На прихрамовой территории знакомимся с епископом Яковом. С некоторым удивлением и недоумением слышит он от нас что мы старообрядцы, связывая нас с поморами. Пожелал нам вернуться в «истинную церковь Христову», чтобы мы были вместе и там (показывет на небо), и здесь — на земле. На территории России беспоповцев различных согласий насчитывается десятки тысяч и впечатления о старообрядцах сказывается глядя именно на них.

Расставание было теплым, даже сдружились с теми, кто в начале пути не позволял молиться на свои иконы. Близкое, человеческое общение стирает наносное невежество в сердцах и умах. Обмениваемся координатами и домой!

hozhdenie_s_pomorami_zapiski_krestohodtsa21

Взяли обещание с братьев поморов на помощь в организации нашего крестного пути в следующем году.

Дмитрий Свинцов.
Фото автора, 2012.

 

← Назад к списку новостей