Публикуем архивный материал из старообрядческого журнала «Слово Церкви» №24 от 11 июня 1917 года. Мы намеренно сохранили оригинальное правописание.
***
31-го мая открылись заседания Освященнаго Собора старообрядческой Христовой Церкви. Перед началом Собора в Покровском храме Рогожскаго кладбища соборне был совершен канон-молебен Живоначальной Троице.
Освященный Собор древлеправославной Церкви, состоявшийся в Москве 1 — 6 июня 1917 г.
Первое заседание Собора начинается в половину второго часа дня. Заседания происходят в Христорождественском храме. Присутствуют: архиепископ московский Мелетий, епископы: Антоний пермско-тобольский, Кирилл одесско-балтовский и всея Бессарабии, Феодосий кавказский, Иоасаф томский, Александр рязанский и егорьевский, Геннадий донской и новочеркасский, Ипатий ярославско-архангельский, Иосиф иркутский и всея восточный Сибири, Геронтий петроградский и тверской, Флавиан новозыбковский и временно киевский, в лице еп. Павла калужского — диакон Маркелл Кузнецов, Филарет казанско-вятский, Амфилохий уральско-оренбургский и все представители-священнослужители и миряне, прибывшие с уполномочиями от общин и приходов на всероссийский съезд и Освященный Собор. В председатели Освященнаго Собора избирается архиепископ Мелетий, в помощники ему епископ Геронтий петроградско-тверской, и секретарями: священники о. Феодор Гусляков и о. Георгий Макаров и из мирян — Д.С. Варакин и И.И. Захаров. Епископ Геронтий произносит пространную речь, в которой отмечает тяжелое положение России.
Несмотря на наступившую свободу, — говорит он, — нет полной радости среди народа: везде беспорядки и ужасы. Со свободой русские люди не умеют справляться. Свобода понята как свобода ругаться, нарушать заповеди: «не убей» и «не пожелай» что принадлежит другому. Все ещё продолжается тяжелая жестокая война. Что будет дальше — известно одному Богу. Приводя далее пророков и святых отец, епископ Геронтий доказывает, что мы у преддверия «исполнения времени» и всему этому надлежит быть. Что делать? Ответ даёт пророк Даниил: только «люди знающие своего Бога» уразумеют это. Мы теперь как спящие. Нужно встать и объединиться на защиту дорогого отечества.
Заслушивается доклад соборной комиссии по ходатайствам, что ею сделано со времени прошлаго Освященнаго Собора. На заседаниях комиссии рассмотрен «проект правил о монастырях» и поручено епископу Геронтию представить его в министерство внутренних дел и членам Государственной Думы. Проект этот был передан гг. Маклакову и Каптереву. Постановлено возбудить ходатайства:
- Пред верховным главнокомандующим, пред начальником главного штаба и пред военным министром по поводу незаконного требования от старообрядцев, при поступлении в школу прапорщиков в город Чистополь — принятия именуемого православия;
- Пред начальником главного штаба верховного главнокомандующего о допущении при каждом старообрядческом военном священнике по одному псаломщику и денщику из воинов старообрядцев по указанию самих священников;
- Пред военным министром об освобождении от призыва старообрядческих священнослужителей, рукоположенных во время войны и о предоставлении права старообрядческим приходам и общинам избирать достойных в священнослужители и для исполнения обязанностей псаломщиков из числа ратников ополчения, освобождая их от мобилизации;
- Пред министром юстиции о циркулярном разъяснении, что под отрешением от должности старообрядческих священников разумеется не воспрещение им совершать богослужение, а отстранение от исполнения обязанностей, предоставляемых регистрацией их при общинах. Вместе с чем постановлено просить также членов Государственной Думы о внесении в установленном порядке собственнаго законопроекта. Все это было исполнено.
Обсуждалось «Положение о старообрядческих общинах» в редакции, одобреной Государственной Думой, и выражены пожелания о внесении указанных комиссией поправок. Поручено членам комиссии епископам Геронтию и Иннокентию входить лично, в случае надобности, с соответствующими ходатайствами в подлежащие учреждения. На возбужденные ходатайства последовало следующее: о незаконном требовании в г. Чистополь в школе прапорщиков от генерального штаба по мобилизационному отделу, от 24-го ноября, прислано обширное объяснение, что в данном случае произошла-де ошибка: штаб казанского военного округа ошибочного причислил старообрядцев поморского согласия к разряду сектантов, и по получении штабов казанского военного округа разъяснения главного штаба, что старообрядцы всех согласий могут приниматься в школы подготовки прапорщиков, независимо от перехода в православие, были тогда же приняты меры к исправлению допущенной ошибки и отдано приказание о зачислении (уволенных) в 1-ю казанскую школу подготовки прапорщиков. 2) На ходатайство об открытии штатов псаломщиков и денщиков при военных священниках из ставки верховного главнокомандующего последовала 29-го октября телеграмма следующего содержания: «1045 причетники добавлены, денщики назначены 13015. Дежурный генерал Кондзеровский». Но, как выяснилось из присланной о. Д. Смирновым копии распоряжение было сделано такое (тоже от 29-го октября): «Назначить денщиков по одному на двух священников». Затем от 7-го февраля было сообщено от начальника мобилизационного отдела генерального штаба, что «вопрос о прислуге для исполнения церковных треб разрешён благоприятном смысле». 3) Об освобождении от призыва старообрядческих священнослужителей, рукоположенных во время войны и о праве общины и приходов избирать кандидатов в священнослужители и для исполнения обязанностей псаломщиков из числа ратников, ответа не последовало. Был только запрос из московского градоначальства: «Сообщить подробно список взятых в войска священнослужителей». На это было отвечено, что таковых сейчас нет, а взятые ранее освобождены. 4) На ходатайство об отмене наказания священников устранением от должности и о разъяснении: что подразумевается под удалением от должности, министерство юстиции от 16-го января, за № 2184 (но получено только 1-го мая), разъяснило, что удаление от должности значит — «воспрещение занимать равную или высшую должность». «Таким образом, — говорится далее в ответе, — старообрядческое духовное лицо, при удалении от должности, не теряя присвоенных их духовному сану и вытекающих из таинства рукоположения прав, лишаются всех тех прав, которые связаны с занимаемой ими должностью духовного лица общины и которое указаны в ст. 21-58 Им. Выс. Ук. 17-го октября 1916г., как-то: отправлять в общину духовного требы, вести книги, заведовать делами общины и т.п. Что же касается исключения из уголовных законов удаления от должности в качестве наказания применяется к духовным лицам всех христианских вероисповеданий, как предусмотренное высоч. утвержд. 22-го марта 1903г. Угол. Улож.». 5) Кроме этих общих ходатайств, были возбуждаемы членами ещё частные ходатайства: а) епископом Геронтием об освобождении от призыва псаломщиков по одному штатному на приход. На это последовал из мобилизационного отдела главного управления генерального штаба отказ, с указанием, что «низшие члены окончания курса в одном из поименованных в 98 ст. Устава о воинской повинности заведений»; б) архиепископом Мелетием и епископом Александром пред военным министром о не принуждении старообрядческих воинов брить бороды. Ответ на это последовал благоприятный: от наказного атамана Войска Донского, что «в войске Донском не только не принуждаются к бритью бород казаки-старообрядцы, а наоборот ношение бороды всеми вообще казаками поощряется». И от протопресвитера военнаго и морского духовенства (на такое же прошение епископа Геронтия), с указанием на ст. 855 кн. VII свода военных постановлений 1869г., изд. 2-е: «нижним чинам не возбраняется ношение бороды»; в) так как румынский фронт выделился из юго-западного фронта и отсюда наших священников не отпускали на румынский фронт, архиепископом Мелетием военному министру Гучкову была подана телеграмма о зачислении в штат ещё двух священников при канцелярии снабжений армий румынского фронта, с определением к ним, по штату, псаломщиков и денщиков. Ответа до сих пор не последовало.
Подавались прошения по частным случаям: архиепископом Мелетием — об освобождении от мобилизации диакона Игнатия Бирюкова, которого тульское губернское правление отказало зарегистрировать в общину и диаконов: Георгия Карлина и Романа Сальникова. Ответа не получено. Выдавались свидетельства и удостоверения священнослужителям, не зарегистрированным — о их рукоположении и праве освобождения от призыва, на основании ответа главного штаба, за № 9943 и о допущении приходских священников в тылу исправлять солдат. Последнее удовлетворялось. Епископом Геронтием были возбуждены ходатайства: а) об освобождении взятаго на военную службу диакона Безчитинова, ст. Елизаветинской. Диакон этот был освобожден; б) об освобождении воинов-старообрядцев в воскресные и праздничные дни на молитву там, где имеются старообрядческие храмы. Список таковых в городах и местах на фронте и близ фронта был сообщен; в) в свободном выпуске военных священников исполнять требы среди старообрядцев и о свободном исполнении воинами исповеди и причащения у свои священников; и много других честных переписок было с начальниками и командирами отдельных частей.
Таким образом, как видится, из представленнаго доклада комиссии по ходатайствам, не все, о чем просили, было удовлетворено старым правительством: много разных ограничений остались в своей силе и поныне, несмотря на достигнутую свободу. Хотя и были отменены многия ограничения, но они большею частью касались иноверных и инославных исповеданий — католиков, евреев и других. Вследствие сего заключение доклада высказывается о необходимости заблаговременно возбудить целый ряд ходатайств, чтобы основные законы нашего отечества, а не временныя правила и циркуляры охраняли наши церковно-религиозные права, права нашей христопреданной иерархии, имущество наших приходов, церквей и монастырей, созданных нашими трудами и усердием наших христиан православных.
Военный священник о. Гамаюнов предлагает войти с ходатайством перед Временным Правительством о допущении по одному старообрядческому священнику в каждую армию, так как находящихся священников на фронте недостаточно, и они не могут удовлетворить духовных нужд всех воинов-старообрядцев.
Протоиерей А. Стариков говорит о необходимости ходатайствовать о старообрядческих школах и вообще о старообрядческих просветительных учреждениях.
Еп. Геронтий находит нужным ходатайствовать о назначении старообрядческих священников в портовые города: Владивосток, Ревель и др., где много воинов-старообрядцев; об отмене всех религиозных ограничений для старообрядцев.
Священник Ф. Гусляков вносит предложение ходатайствовать об изменении для старообрядцев, в духе их исповедания, всех существующих форм присяги, как-то: для свидетеля, на должность судьи и т.п.
Постановлено
Для возбуждения по всем таким вопросам ходатайств избрать комиссию от Освященнаго Собора и поручить ей возбуждать соответствующия ходатайства совместно с комиссией, избранной для сего всероссийским съездом. В сказанную комиссию от Освященнаго Собора избираются: епископы: Александр рязанский и егорьевский, Геронтий петроградский и тверской, Иннокентий нижегородский и костромской и Геннадий донской и новочеркасский, священники: о. А. Калягин, о. Н. Швецов, о. В. Щиголин и о. Ф. Гусляков и протодиакон Л. Овсянников. Вне программы архиепископ Мелетий заявляет, что поступило предложение от Совета всероссийскаго единоверческаго съезда — принять его представителей во главе с еп. Андреем уфимским для выслушивания их заявления по вопросу о соединении. Решено принять представителей Совета единоверческаго съезда честным образом, в помещении конторы Рогожского кладбища, в шесть часов вечера сего 31-го мая, допустить присутствовать при этом всех желающих из числа участников Освященнаго Собора.
Заслушивается доклад епископа Амфилохия уральско-оренбурскаго о прославлении старообрядческих мучеников: епископа Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума, диакона Феодора, княгини Урусовой, боярыни Морозовой и других пострадавших от последователей Никона за древнее благочестие. Все участники Освященнаго Собора высказываются единогласно за необходимость прославления всех этих страдальцев за святую веру и древния св. предания; но относительно совершения им службы одни высказываются за то, чтобы совершать ее по Общей Минее, а другие — чтобы составить каждому в отдельности свою особую службу. Те, которые высказываются за совершение службы по Общей Минее, выражают опасение, как бы составленные новых служб не вызвало среди темных масс смущения. Те же, которые говорят о составлении особых служб, доказывают, что таким образом совершится более яркое прославление святых страдальцев, ибо в стихирах и прочих песнопениях могут быть соответственно выражены подвиги страдания и то, за что эти св. страдальцы приняли мучения. В Общей Минее содержатся общие выражения, не в полной мере подходящия для данного случая. Опасаться смущения в настоящем деле не должно, ибо, — указывал свящ. о. И. Кудрин, — св. Злотоуст в одном их писем к диаконисе Олимпиаде, писал, что бояться соблазнов в таких делах не следует.
Свящ. о. А. Стариков указывает, что в древнее время некоторые службы составлялись иногда не только святыми, но и не православными. Однако св. Церковь принимала эти службы и входила их в свой церковный круг богослужений.
Постановляется: Старообрядческих мучеников прославить. Вопрос — совершать ли им службу по Общей Минее или составить особыя службы — решить посредством подачи записок. Участвовать в голосовании имеют право все, имеющие право присутствовать на Освященном Соборе. Голосование это отнести на следующий день.
Обсуждался вопрос о замещении вдовствующей самарской епархии. Епископ Александр оглашает постановления предыдущаго Освященнаго Собора по этому вопросу. Постановление это гласит:
Просить архиепископа Мелетия, совместно с представителями самарской епархии, принять меры к убеждению о. Исидора астраханского принять сан епископа на самарскую епархию. В случае же, если о. Исидор не согласится, побудить христиан самарской епархии созвать экстренный епархиальный съезд, на котором непременно избрать из числа рекомендованных Освященным Собором кандидатов себе епископа.
Представители самарской епархии заявляют, что они обращались с убедительной просьбой к о. Исидору, но он сначала давал неопределенные ответы: то соглашается, то откладывает свое решение. Но, наконец, решительно отказался.
Постановлено: Уполномочить от Освященнаго Собора московского архиепископа Мелетия и казанско-вятскаго епископа Филарета, совместно с представителями самарской епархии, поехать к избранному этой епархии о. Исидору астраханскому и еще раз предложить эту принять сан епископа на вдовствующую самарскую епархию. И если о. Исидор даст свое согласие, то немедленно же рукоположить его в епископа на эту епархию. А если о. Исидор не подчинится воле Божией, то самарская епархия должна на первом же своем епархиальном съезде, не далее сентября месяца сего 1917 года, избрать новаго кандидата и убедить его принять сан епископа на их епархию. И этот новый кандидат также немедленно должен быть рукоположен во епископа на самарскую епархию.
Обсуждался вопрос о замещении вдовствующей саратовской епархии. Саратовская епархия, в лице своего епархиальнаго съезда избрала кандидатом во епископы себе священника о. Константина Александровича Базанова. Освященный Собор соизволяет на это избрание.
Присутствовавший на Соборе о. Константин упорно отказывается от принятия на себя такого великого сана. Он словно умоляет Освященный Собор освободить его от этого непосильного бремени. Но Освященный Собор многими убеждениями достиг того, что о. Константин, подчиняясь воле Божией, изъявляет свое согласие принять сан епископа на саратовскую епархию. Освященный Собор совершает молитву (15-ть поклонов) о здравии и спасении новоизбраннаго во епископа на саратовскую епархию-священно-иерея Константина и постановляет: не далее, как через три месяца рукоположить его во епископа саратовскаго.
Представители киевской и новообразуемой харьковской епархии заявляли, что между ними состоялось следующее соглашение: киевская епархия, временно находящаяся ныне в ведении епископа Флавиана новозыбковскаго, желает соединиться с новой харьковской епархией. Кроме того, некоторые общины и приходы одесско-балтовской епархии изъявили также согласие на присоединение к новой харьковской епархии. Освященный Собор постановляет: объединить киевскую епархию с вновь учреждаемой епархией харьковской. Относительно же присоединения к этой епархии приходов одесско-балтовской епархии вопрос оставить открытым.
Старообрядческий церковно-общественный журнал
«Слово Церкви» №24
1917 год
Материал подготовили: чтец Иоанн Распопин и Владислав Кальниченко.