Кладезь: раритет

Политическая программа старообрядцев всех согласий 1917 года

Журнал «Слово Церкви» №23 от 5 июня 1917 года
Совершившийся в России государственный переворот властно и настойчиво требует от старообрядцев, как коренных русских людей, принять самое деятельное участие в государственном строительстве на новых началах. Все народности, населяющие великую Русскую страну, и религиозно-культурныя группы дружно и быстро объединяются в настоящее время – каждая особо, самостоятельно и провозглашают свои требования, которыя должно упрочить и обезпечить их независимое и вполне свободное существование в стране. Интересы Великой России и старообрядчества требует от старообрядцев также объединиться в одну дружную и сильную политическую семью и провозгласить свои требования, которые бы служили на благо и укрепление России и вполне обеспечивали бы прочное и свободное существование старообрядцев.
Все старообрядцы, разделяясь между собою по личным интересам и по классовому положению, могут объединяться в один политический союз, если он поставит лозунги, объединяющий всех старообрядцев, как русских людей, любящих свою дорогую родину, и как преданных старообрядчеству, безразлично какому бы старообрядческому согласию они ни принадлежали. С целью объединить всех старообрядцев на такой именно программе в Москве организовался Совет от приходов, общин и других старообрядческих учреждений г. Москвы и Московской губернии, разных согласий, а в ближайшем будущем создается всероссийский старообрядческий Политический Союз. Совет старообрядческих уполномоченных избрал из своей среды Исполнительных Комитет для проведения в жизнь его постановления и предначертаний для разработки политической программы старообрядцев. По мнению Совета, старообрядцы всех согласий и различных общественных положений могли бы объединиться на следующих пунктах:

Форма государственного правления

Все слои населения требуют, чтобы Россия стала страной народоправской, т.е. таким государством, в котором сам народ управляет страной чрез посредства им избираемаго представительства и правительства с верховным представителем христианскаго исповедания. Подобный порядок управления существовал в старину в Новгороде, Пскове, Смоленском княжестве, Киевском и в других русских уделах. Он имеет большое сходство с внутренним церковным управлением старообрядчества: приходы или общины сами избирают себе советы или попечителей, священников или наставников. Вместе с остальным населением России старообрядцы должны поддерживать и отстаивать народную форму и государственнаго правления.

Единая законная власть

В благоустроенном государстве должна быть только одна законная власть. Только одна может издавать обязательныя распоряжения и приказы, только ей одной должно подчиняться и исполнять ея требования. Если же наряду с этой общественной властью будет существовать другая, также делающая свои распоряжения и приказы, также требующая повиновения себе, то такое двоевластие ведет к государственному развалу и к разложению власти, результатом чего может быть опасный беспорядок в стране, безначалие, своеволие и гибель государства. В настоящее переходное время единая законная государственная власть осуществляется Временным Правительством. Только это Правительство вправе управлять от имени народа страной; только оно может издавать обязательные распоряжения и приказы и только ему одному должны повиноваться и подчиняться в гражданском отношении. Всякая другая власть в стране есть незаконная власть и ей не должно подчиняться.

Единство России

Великое Русское государство состоит из разных народностей и племен. Каждая народность и каждое племя имеет свой уклад жизни, свой быт, свой язык, обычаи свои природныя национальныя черты. Все эти народности и племена должны существовать на основе широкаго местнаго самоуправления при сохранении целости и единства России.

Отношение к войне

Государственный переворот в России совершился во время войны ея с немцами, продолжающейся почти три года. Войну начали немцы, они готовились к ней десятки лет, начали они ее с тем, чтобы покорить себе всю Европу и продиктовать ей свою волю. От этого гордаго сатанинского стремления немцы не отказываются и теперь. За время войны они захватили часть Франции и весь западный край России, безжалостно разрушили Бельгию, Сербию, Черногорию, Румынию. Вести войну с таким жестоким и сильным врагом может только в единении с своими союзниками: Англией, Францией, Италией и Румынией и Японией, которые помогают нам всеми силами и средствами докончить победную войну. Если не дай Бог, Германия выйдет победительнице в войне, то она принудит весь русский народ работать на себя, сделать его своим данником. Гибельным для России будет и сепаратный мир с Германией. Помимо того рабства и унижения, которыя он несет России, такой мир был предательством по отношению к нашим честным и самоотверженным союзникам, было страшной изменой несчастным народам Бельгии, Сербии, Черногории и Румынии. Вечный и несмываемый позор покрыл бы Россию. Великому русскому народу необходимо напрячь все силы, чтобы в неразрывном единении с своими союзниками принудить Германию возвратить России и Франции захваченныя ею земли и возстановить разрушенныя ею государства. Только при таком условии возможно для блага России и всей Европы закончить настоящую войну. Принудить Германию к такому концу можно только дружным наступлением на нее России и наших союзников.

Подготовка старообрядцев к Учредительному Собранию

Ныне сам народ призван решать свою судьбу. Будет созвано Учредительное Собрание из народных представителей и как оно решит все главные государственные вопросы, так и будет. Вся страна должна подчиняться установлениям и решениям Учредительного Собрания. Нужно поставить дело выборов так, чтобы ни один голос не остался не использованным. Все совершеннолетние – мужчины и женщины, старики и юноши должны пойти на выборы и подать свой голос за намеченных народных избранников. О созыве Учредительного Собрания необходимо на местах выяснить все местныя нужды и потребности старообрядцев, чтобы избранныя старообрядцами лица вошли в Учредительное Собрание с нужными сведениями и материалами, вполне подготовленныя и знакомыя с общественными и местными вопросами.

Уравнение в правах всех вероисповеданий в России

До сих пор так называемая господствующая церковь в государстве привилегированное положение; она была в полном смысле государственной церковью. Ведомства «православного исповедания» существовала и теперь еще существует на общегосударственныя средства, духовенство получало и получает жалование из государственнаго казначейства, тогда как старообрядчество существовало и существует на свои средства и никогда не пользовалось государственной поддержкой. Ныне, в силу провозглашенных в России начал равенства, все существующия в государстве религии и церковныя общества, в том числе и так называемая господствующая церковь, должны быть совершенно уравнены в правах. Ни одна религия ни в каком отношении не может быть в преимущественном положении. Государство должно предоставить всем вероисповеданиям одинаковую свободу существования и развития.

Просвещение и образование среди старообрядцев

Россия должна покрыться сетью старообрядческих школ и других общеполезных учреждений. Воспитание в школе должно вестись на религиозно-нравственных началах. Преподавание религиозных и церковных предметов не должно быть ничем стесняемо со стороны государства. Учительский персонал избирается самими старообрядцами. Так как просветительныя учреждения старообрядцев будут подготовлять образованных граждан России, и таким образом, будут выполнять общегосударственное дело, то они, а также другия общеполезныя старообрядческия учреждения, должны существовать на государственные средства.

Земельный вопрос

Земельный вопрос будет разрешен Учредительным Собранием. Всякое самовольное разрешение этого вопроса помимо Учредительного Собрания недопустимо, и может вызвать братоубийственную войну. Старообрядцы, целые века страдавшие от беззаконий и насилия власти, от разграбления имуществ, не могут ни в коем случае допускать незаконных захватов чужого достояния. Пусть общенародная воля решит в Учредительном Собрании кому, и на каких основаниях должна принадлежать земля. Старообрядцы однако считают справедливым предоставить всю обрабатываемую землю трудящемуся населению. В основу увеличения земельной площади малоземельнаго, безземельнаго и иного вида крестьянскаго населения, обрабатывающаго землю личным трудом, должен быть положен принцип «достаточнаго хозяйственнаго обеспечения». С этой целью учреждается «государственный земельный фонд», образуемый отчуждения государственных, удельных, бывших кабинетских и монастырских земель, а также из земель крупных частных владельцев (кроме крестьян и крестьянских обществ, приобревших землю при посредстве крестьянскаго банка или других кредитных учреждений, при условии, все размеры участков не превышают норму «достаточного обеспечения»). Частновладельческия земли отчуждаются по справедливой (не рыночной) оценке. При монастырях должно быть оставлено количество земли, необходимой для обработки личным трудом монахов.

Возврещение старообрядцам отобраннаго имущества

Старое правительство отобрало у старообрядцев в разное время многочисленные их монастыри, скиты, церкви, колокольни, церковную утварь и другое церковное имущество. На все это имущество должно ныне быть возвращено старообрядцем. На этом требовании должны быть объединены все старообрядцы всех согласий.
——————————
Вышеизложенная в 9 пунктах политическая программа старообрядцев всех согласий была обсуждена всероссийским съездом старообрядцев Белокриницкой иерархией и единогласно принята для объединения старообрядцев всех сословий политической деятельности.
Старообрядческий церковно-общественный журнал
«Слово Церкви» №23
1917 год
Материал подготовили: чтец Иоанн Распопин и Владислав Кальниченко.
2017-06-14 00:00 Раритет