Духовная жизнь христианина строиться на основе отношений с окружающими. Господь дал нам такой ориентир — наша вера и любовь к Нему измеряется не внешним проявлением религиозности, а отношением к ближнему. Апостол Иоанн прямо так и сказал: – «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4, 20). Именно так христианин и может проверять уровень своей веры и любви к Богу.
Но любовь или нелюбовь – это слишком расплывчатые понятия. Мать, которая дает денег сыну на пьянку иногда тоже думает, что она это делает от великой любви. Или можно ли назвать любовной расхожую казачью поговорку: «Если муж не бьет жену свою, значит и не любит». Это можно назвать любовью? Нельзя.
Но любовь должна быть, без нее мы никогда не приблизимся к Богу. В чем же заключается истинная любовь к ближнему? Апостол Павел нам об этом неоднократно повторяет: любовь – это несение немощей другого человека. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему во благо» (Рим. 15, 1). «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Получается, что наша любовь и вера в Бога выражаются в угождении нашим близким, в несении их немощей.
Что такое немощь? Мы привыкли понимать под немощью физическое состояние расслабленности, телесной болезни. Но немощь – это не только плотская болезнь, это вообще любая нужда или проблема человека. Немощь – это состояние невозможности что-то сделать, это бессилие. Это момент, когда требуется какой-то помощник, когда самому невозможно совершить что-то крайне необходимое. Немощь – это, прежде всего, состояние одиночества, когда человек остается один на один со своей бедой.
Но ведь в таком немощном одиночестве находится очень много людей. Посмотрите вокруг! Очень часто в немощи находятся наши супруги. Они бывают одиноки, заброшены. Мы не уделяем им должного внимания. Мы привыкаем к ним, как к какой-то вещи. Нам не о чем с ними разговаривать, мы их не понимаем, не чувствуем, что творится в их душах и они, наши половинки, оказываются в одиночестве, в немощи.
В немощи находятся наши дети. Мы тоже привыкаем к ним. Они становятся в нашей жизни второстепенными, они стоят после нашей работы, друзей, отдыха. Мы не разделяем с ними досуг, нам легче, когда дети на улице, в школе, в институте, у бабушки, у соседей. И, постепенно, наши дети оказываются в одиночестве, в немощи. При первой возможности они кидаются к тому, кто пригреет их, окажет им внимание, поговорит с ними.
В немощи находятся наши престарелые родители. У которых уже выросли дети, разлетелись из родительского дома и оставили своих предков в одиночестве, наедине с их болезнями, переживаниями, трудностями.
В немощи находятся физически больные люди, переносящие тяготу недугов. В своем состоянии они совершенно одиноки, никто не может с ними разделить их страдания, все только сочувствуют, соболезнуют, но никто не хочет жить ритмом болящего. Для всех они обуза, проблема. И в этом каждый болящий одинок.
В немощи находятся люди, страдающие психическим расстройством. Для этих страдальцев их одиночество особенно мучительно. Ведь их исцеление напрямую зависит от того, сколько им будет уделено человеческого внимания и участия. Для таких людей одиночество – крайне губительно и мучительно.
В не меньшей немощи страдающие алкоголизмом и наркоманией. Эти люди абсолютно одиноки. Одиночество – это причина их болезни. Страсть отгородила их от Бога, от семьи и всего общества. Они страдают в одиночестве…
И таких примеров огромное количество. Можно оглянуться и увидеть вокруг множество одиноких людей.
Но как же им помочь? Что можем мы для них сделать? Как понести их немощи? Мы сами слабы, не совершенны. Мы не очень хорошие христиане. Мы не можем раздать свое имущество, мы не можем пустить жить в свой дом незнакомого бездомного человека, нам некогда сходить в больницу и помочь нуждающимся, мы не представляем, как можно пройти в тюрьму и кому там нужно наше присутствие. Все это сложно и невыполнимо для нас!
Но, все же, мы можем что-то делать. Мы можем нести чужие немощи. Для того, чтобы исполнить совет апостола Павла и понести немощи другого человека, вначале нужно увидеть эти немощи. Т.е. обратить внимание на проблемы нашего ближнего. Уделить внимание тому, кто рядом с нами. Это и есть первый шаг в несении немощей.
Ведь мы можем регулярно разговаривать с нашими супругами, организовывать досуг и общение с детьми. Мы можем оказывать внимание своим родителям, чаще звонить им, ходить к ним в гости, выслушивать их часовые советы и впечатления, не повышать на них голос, интересоваться их видением жизни. Мы можем звать к себе в гости одиноких и престарелых членов Общины, угощать их, проводить с ними время, выслушивать их, оказывать помощь и поддержку. Мы можем уделять внимание молодым людям, которые изредка приходят в церковь, которые ищут свою дорогу в жизни, в которых очень много спеси и гонора, но которые тоже очень одиноки. Мы можем уделять внимание знакомым нам людям, страдающим психическим или алкогольным расстройством. Проявлять внимание и заботу к ним, наполнить их жизнь смыслом.
Таким оказанием внимания мы можем нести немощи бессильных людей. И это не просто красивый факультатив нашей жизни. Это нужно делать не только для того, чтобы на душе стало легче. Разделить немощь человека, угодить ему, скрасить его жизненное одиночество — это наша обязанность. Это — наше христианское делание.
И если быть постоянно готовым оказать внимание другому человеку, то обязательно появится и способ и возможность это совершить. Главное – быть к этому готовым. Главное – понимать, что наше спасение зависит от нашего внимания к ближнему. Что наша вера и любовь к Богу измеряются нашим отношением к немощам бессильных, нашим вниманием, проявленным к слабым телом и духом людям.
Уделяйте внимание ближним!
Но любовь или нелюбовь – это слишком расплывчатые понятия. Мать, которая дает денег сыну на пьянку иногда тоже думает, что она это делает от великой любви. Или можно ли назвать любовной расхожую казачью поговорку: «Если муж не бьет жену свою, значит и не любит». Это можно назвать любовью? Нельзя.
Но любовь должна быть, без нее мы никогда не приблизимся к Богу. В чем же заключается истинная любовь к ближнему? Апостол Павел нам об этом неоднократно повторяет: любовь – это несение немощей другого человека. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему во благо» (Рим. 15, 1). «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Получается, что наша любовь и вера в Бога выражаются в угождении нашим близким, в несении их немощей.
Что такое немощь? Мы привыкли понимать под немощью физическое состояние расслабленности, телесной болезни. Но немощь – это не только плотская болезнь, это вообще любая нужда или проблема человека. Немощь – это состояние невозможности что-то сделать, это бессилие. Это момент, когда требуется какой-то помощник, когда самому невозможно совершить что-то крайне необходимое. Немощь – это, прежде всего, состояние одиночества, когда человек остается один на один со своей бедой.
Но ведь в таком немощном одиночестве находится очень много людей. Посмотрите вокруг! Очень часто в немощи находятся наши супруги. Они бывают одиноки, заброшены. Мы не уделяем им должного внимания. Мы привыкаем к ним, как к какой-то вещи. Нам не о чем с ними разговаривать, мы их не понимаем, не чувствуем, что творится в их душах и они, наши половинки, оказываются в одиночестве, в немощи.
В немощи находятся наши дети. Мы тоже привыкаем к ним. Они становятся в нашей жизни второстепенными, они стоят после нашей работы, друзей, отдыха. Мы не разделяем с ними досуг, нам легче, когда дети на улице, в школе, в институте, у бабушки, у соседей. И, постепенно, наши дети оказываются в одиночестве, в немощи. При первой возможности они кидаются к тому, кто пригреет их, окажет им внимание, поговорит с ними.
В немощи находятся наши престарелые родители. У которых уже выросли дети, разлетелись из родительского дома и оставили своих предков в одиночестве, наедине с их болезнями, переживаниями, трудностями.
В немощи находятся физически больные люди, переносящие тяготу недугов. В своем состоянии они совершенно одиноки, никто не может с ними разделить их страдания, все только сочувствуют, соболезнуют, но никто не хочет жить ритмом болящего. Для всех они обуза, проблема. И в этом каждый болящий одинок.
В немощи находятся люди, страдающие психическим расстройством. Для этих страдальцев их одиночество особенно мучительно. Ведь их исцеление напрямую зависит от того, сколько им будет уделено человеческого внимания и участия. Для таких людей одиночество – крайне губительно и мучительно.
В не меньшей немощи страдающие алкоголизмом и наркоманией. Эти люди абсолютно одиноки. Одиночество – это причина их болезни. Страсть отгородила их от Бога, от семьи и всего общества. Они страдают в одиночестве…
И таких примеров огромное количество. Можно оглянуться и увидеть вокруг множество одиноких людей.
Но как же им помочь? Что можем мы для них сделать? Как понести их немощи? Мы сами слабы, не совершенны. Мы не очень хорошие христиане. Мы не можем раздать свое имущество, мы не можем пустить жить в свой дом незнакомого бездомного человека, нам некогда сходить в больницу и помочь нуждающимся, мы не представляем, как можно пройти в тюрьму и кому там нужно наше присутствие. Все это сложно и невыполнимо для нас!
Но, все же, мы можем что-то делать. Мы можем нести чужие немощи. Для того, чтобы исполнить совет апостола Павла и понести немощи другого человека, вначале нужно увидеть эти немощи. Т.е. обратить внимание на проблемы нашего ближнего. Уделить внимание тому, кто рядом с нами. Это и есть первый шаг в несении немощей.
Ведь мы можем регулярно разговаривать с нашими супругами, организовывать досуг и общение с детьми. Мы можем оказывать внимание своим родителям, чаще звонить им, ходить к ним в гости, выслушивать их часовые советы и впечатления, не повышать на них голос, интересоваться их видением жизни. Мы можем звать к себе в гости одиноких и престарелых членов Общины, угощать их, проводить с ними время, выслушивать их, оказывать помощь и поддержку. Мы можем уделять внимание молодым людям, которые изредка приходят в церковь, которые ищут свою дорогу в жизни, в которых очень много спеси и гонора, но которые тоже очень одиноки. Мы можем уделять внимание знакомым нам людям, страдающим психическим или алкогольным расстройством. Проявлять внимание и заботу к ним, наполнить их жизнь смыслом.
Таким оказанием внимания мы можем нести немощи бессильных людей. И это не просто красивый факультатив нашей жизни. Это нужно делать не только для того, чтобы на душе стало легче. Разделить немощь человека, угодить ему, скрасить его жизненное одиночество — это наша обязанность. Это — наше христианское делание.
И если быть постоянно готовым оказать внимание другому человеку, то обязательно появится и способ и возможность это совершить. Главное – быть к этому готовым. Главное – понимать, что наше спасение зависит от нашего внимания к ближнему. Что наша вера и любовь к Богу измеряются нашим отношением к немощам бессильных, нашим вниманием, проявленным к слабым телом и духом людям.
Уделяйте внимание ближним!
иерей Иоанн Севастьянов.