Предлагаем нашим читателям ознакомиться с Назиданием епископа Геннадия (Лакомкина). Оно было адресовано участникам V Епархиального Съезда старообрядческой Донской епархии, который состоялся в апреле 1916 года. Несмотря на минувшее столетие, слова наставления владыки Геннадия не утратили свое актуальности в наше время.
Съезд Донской епархии. 191?
Назидание
«Благоговейные священноиереи и благоревностные христиане! В подтверждении и в дополнении сказанного на предшествующих съездах, прошу вашего благосклонного внимания и послушания в нижеследующем:
Поставляю неуклонную обязанность священникам, чтобы имели себе духовного отца, и ежегодно исповедовались у него, чем и подаавали бы спасительный пример пасомым, чего требует от нас св. писании (сын церк. л.50 об.; выпис. Зелеховы гл. 1, стр. 97).
Дошёл слух до моего смирения, да и лично, усмотрено, что некоторые священники ведают и подписывают разрешальную бумагу (молитву) – живому человеку, что несогласно ни с св. писанием ни с практикой церкви; ибо это разрешальная молитва читается при гробе и влагается в руку умершаго (см. больш. потр. л. 375). Вручать же таковую бумагу живому будет подражанием папской ереси (Индульгенция), прощать грехи вперед за несколько лет, что является преступным и погрешительным действием.
Ставлю священникам на вид, что некоторые не выполняют по уставу Богослужение, т. е. оставляют непрочитанной павечерницы и отпуска; а поэтому благословляю неуклонно выполнять в точности, чтобы после вечерни читали павечерницу и отпуск, также и после полуношницы (см. уст. б. Око Церков. гл. 19, лист. 42, 260 об., 261, 274, 404).
Некоторые священники презирают (оставляют) уставщиков и не берут их с требами в провинции, а иногда и дома действуют (совершают) при исполнении треб и Богослужений одни, или кое с кем, в целях сэкономить весь доход для себя; и что же выходит: у этих жалких служителей алтаря, ни служба Божия, а какая то ненормальность и путаница. А поэтому обязываю священников во главе с обществом непременно иметь обстоятельного уставщика (псаломщика) для церкви и совершать все требы и Богослужения непременно-священник с уставщиком неуклонно, чего требует больш. уст. – Око Церковное.
Священникам и обществу поставляю в непременную обязанность, которые не имеют регистрации общин (по зак. 17 апр. 1905 г.), иметь метрические книги и записывать в них: рождения, браки и умерших, чем и можно избежать разных недоразумений в родственных связях, а так же канонических и юридических отношениях, т. к. эти книги в необходимых случаях будут служить фактическим доказательством.
Предостерегаю вас отцы и пастыри словесного стада Христова, чтобы никто из вас не венчал браки чужих приходов без письменного на это вида и соизволения, не при каких даже крайних случаях (см. проток. 4-го Епарх. съезда. стр. 46, §8 ); а также не принимать и не вторгаться в чужие приходы с требами без согласия и благословения местного священника, разве в смертных случаях; в отсутствии же местного священника могут друг друга исполнять требы беспрепятственно.
Замечено моим смирением, что у многих священников нашей Донской Епархии до сих пор продолжает существовать не свойственный обычай, который противоречит писанию св. отцов и практики церковной, а именно: христианин при выполнении таинства покаяния, приносить свещу и посильную лепту; свещу конечно для Бога и церкви, а лепту за труда священнику (дух. отцу). Но к прискорбию оказывается печальное положение, что эти свещи, которые для Бога и церкви, священники присваивают себе в доход; а кто из нас не знает, что свеща приносится в церковь для Бога и святых Его в жертву! Почему таковое действие священников противоречит св. писанию (учит. еванг. л. 40 об.) и навлекает суд 72 прав. св. Апостол. Во избежание сего наказания, благословляю – как исповедные свещи, так и огарки со всех треб сдавать церковному старосте (титорю); целые свещи ставить на приход в запись.
Еще мною замечено, что некоторые священники имеют для себя интересов, выставлять кандидатов на степень священства. Но к сожалению слабо вникают и малодушествуют к каноническим правилам, которые говорят за достоинство сих кандидатов; быть-может многие не знаю сих правил, а если знаю, то вероятно не читают. Вот эти правила на избрание кандидата: Мал. Номоканон прав. 180, 181,182, 183, 189, 190;еще л. 155 об. ; кн. Кормч. 89 пр. 89 Вас. Вел. ; 3-е пр. Феофила; 9-е прав. 1-го Всел. соб. ;25 пр. св. Апостол. Но главное в руководстве сих правил священники строго ошибаются и вельми погрешают: ибо в нарушении вышеуказанных правил, прикрывают себя изречением в номоканоне: «Всяк не по правилам рукоположенный» … л. 145 обр.; но к вящему прискорбию ниже на том же листе пропускают и не читают, где явное осуждение не по правилам принявшим хиротонию.
Отцы и братия! печальное положение: жатвы много, а делателей мало. К сожалению, некоторые священники мало читают, или совсем не читают канонические правила и жития святых отцов; а так же мало смотрят и слабо вникают в руководство, протоколы постановлений епархиальных съездов и в назидании своего епархиального епископа. Это непоследовательность ко вниманию и послушанию не только у священников, но есть и у мирян, а кольми паче у попечителей и членов совета несмотря на то, что сии последние снабжены оными руководствами и протоколами, которые одобрены и приняты Священным Собором. Но да будет всем ведомо, что нерадение в этом вполне уподобляет тому ленивому рабу, который закопал свой талант в землю, в день он скажет ему: Возьмите у него талант, свяжите и вверзите его во тьму кромешную идеже плачь и скрежет зубов. Эта же участь может последовать и тех же священнослужителей и мирян за невнимание и непослушание выше реченного. Но да не будет сего!
Благоговейные отцы и пастыри словесного стада Христова! прошу вас быть внимательными к своим священным обязанностям: любите своих духовных детей, заботьтесь о их спасении, охраняйте свою паству от хищных волков (лже-учителей); любите храмы Божие, украшайте их всячески так же и вас мирян, возлюбленных чад св. церкви и моего смирения благословляю быть послушными к духовным отцам (священникам), по тому, что великий сан хиротонии требует сего по слову Божию: кто любит и уважает пастырей, тот любит и почитает Христа, а кто не любит и не почитает пастырей, тот не любит и не почитает Христа: а не любит Христа, не любит и отца, а по сему извержен будет вечного живота…
Итак, призываю всех и отечески прошу быть внимательными к архипастырскому вопиющему гласу во исповедовании сего краткого назидания; следуйте руководству нашей Донской епархии, которое одобрено Освященным Собором Боголюбивых епископов, и предшествующих епархиальных съездов в протоколах, по становлений и назиданий. Послушным последователям и исполнителям по слову вселенского учителя Иоанна Златоустаго: «Бог подает честь и славу, а не послушливом горькую и вечную муку». Малодушным же и не исполнителям, как и от Бога, так и от моего смирения последуют суд и правда; и тогда: «всякий делатель достоин будет мзды своея».