В настоящее время в Русской Православной Старообрядческой Церкви идет развитие всех форм духовного просвещения – издаются книги, существует духовное училище, создан целый Просветительский отдел РПСЦ. Сей отдел стал развивать доселе невиданную в старообрядчестве форму просвещения – онлайн-школу. В этом мероприятии участвуют некоторые священники, миряне, которые в онлайн-формате читают лекции, отвечают на вопросы и эти материалы выкладываются в самый широкий доступ на YOUTUBE канале.
Эта задумка, вроде, хорошая, аудитория слушателей все больше увеличивается, но вот контроля со стороны чиноначалия РПСЦ за качеством просвещения, которое транслируется в этой онлайн-школе, видимо, не существует.
Задуматься о контроле над материалом, который преподносится от лица всей РПСЦ, который преподают, как образовательный контент, который должен просвещать слушателей, вынудила последняя лекция священника, который лишь год, как вошел в состав духовенства РПСЦ (уже это должно обратить внимание – можно ли допускать до преподавания священника, который только год, как вошел в Церковь Христову). Это лекция протоиерея Георгия Ефимова «О главном. От рождения до рождения».
Тема лекции настраивала на самый серьезный лад, но результат вызвал огромное количество вопросов.
Можно привести несколько цитат.
На 15 минуте лекции отец Георгий говорит следующие слова:
«Мы такие же, как и Сам Творец. В Библии об этом говорится, что Господь сотворил человека по образу Своему и подобию. Это не значит, что мы похожи в портретном сходстве, или походкой, или телосложением с Творцом. Нет! Здесь смысл другой. Мы триипостасны, так же как и Господь. Триипостасны. Мы также состоим из трех начал – дух, душа и тело».
Святые отцы, особенно, Великие Каппадокийцы, много сил и трудов положили, чтобы объяснить православным христианам, как подобает мыслить о Пресвятой Троице, как человеческому уму можно представить Единого Бога в Трех Лицах. И для этого святые отцы четко определили различать понятие Ипостась и Природа. Бог Единосущен, Единоприроден, но Триипостасен – в Нем единая природа, но три Лица – Отец, Сын и Дух Святой.
Ипостась – это лицо, персона, личность. Только Пресвятая Троица триипостасна. Но более никого и никогда не было, нет, и не будет триипостасных. Человек – это одна ипостась.
Лектор утверждает: «мы также состоим из трех начал…» Также как кто? Как Бог? Из текста получается, что именно это имеет в виду батюшка. Бог состоит из трех начал? Это вообще, как понимать?
18 минута. «Христианство учит непрерывности жизни. Если мы говорим о том, что человек прожил десять лет – это неправильно. Он прожил 10 лет на белом свете в той форме, как появился на свет, в обличии человеческом. Но при этом если мы не будем забывать, что рождению его предшествовали 9 месяцев эмбрионального развитию, то к этим 10 годам нужно будет добавить еще 9 месяцев, иначе остальных 10 лет просто не случится. А там нужно будет добавить возраст родителей, и отца, и матери. А к их возрасту нужно будет добавить по 9 месяцев. А там уже их родители, дедушки-бабушки. И так цепочка уходит вглубь, до самых первородителей. И следовательно, мы живем столько же, сколько существует человечество…Я существую также вечно, как и после земной жизни. Это непрерывный цикл».
Это что за представление о человеке, о его рождении? Каждый человек живет от сотворения мира? Человек живет не сам по себе, а является звеном одной человеческой цепи? Это какой-то оккультный буддийский закон сансары. И христианство ничему подобному не учит. Православная Церковь учит что каждый человек будет существовать вечно, при этом каждый человек был рожден в определенный момент времени, и до этого момента человека не было. А этой непрерывности, закону сансары, перерождению душ, учит буддизм, а не христианство.
21 минута «После кончины, после земной жизни, мы будем жить, но будем в другом виде, в другой форме. И продолжительность жизни этой настолько отличается, что ее как Иоанн Златоуст говорит, поэтому она называется вечностью, что ее никто не измерял. А вот здесь тогда придется говорить о той части человека, которая будет продолжать жить. Всем понятно, что тело как скафандр, оно останется на земле, или в земле. А тот «я» уйдет, и он будет жить. И вот здесь начинается самое главное…»
Как с этими словами согласуется православный догмат о воскресении мертвых?? Как тело останется на земле, или в земле? Оно не воскреснет в вечность? Душа будет жить в вечности без тела? Тело – это скафандр? Но ведь это языческое учение платоников. Христианство учит, что тело – это неотъемлемая часть человека, это не скафандр, это природа человека. «Только соединение души и плоти, принимая Духа Божия, составляет человека» — учит св. Ириней Лионский. Тело по воскресении мертвых соединится с душой.
В Ветхом Завете есть фраза у Екклесиаста что «возвратиться прах в землю, чем он и был; а дух возвратиться к Богу, Который дал его». Но это ведь Ветхий Завет с его представлением о вечном аде, о шеоле. Это не новозаветная благая весть о всеобщем воскресении мертвых.
38 мин. «Душа… это сила, это вот та воля, это вот та Божия часть, которой наделен каждый человек. И эта сила, эта воля, она не приобретение, не результат жизнедеятельности в пищевой цепочке – сколько съел, сколько выпил, следовательно, и душа будет большая. Нет. Это не человеческий продукт. Это часть Бога» 40 мин. «Душа – это часть Божия. Она в человеке»
Христианство исповедует, что Бог прост, не делим, в нем не может быть никакой части. Бог везде и во всем присутствует в Своей полноте. Части Бога быть не может. С другой стороны, душа человека сотворена Богом, а Бог не сотворен. Если допустить, что душа – это часть Бога, то или в человеке нужно признать не тварную душу, или в Боге есть что-то сотворенное. Поэтому, душа не может быть частью Бога.
42 мин. «Вдохнул – это действие Св. Духа, это движение Духа, через который человек получил душу. Он получил ее давно, с Адамом. И до сих пор она у него. Есть много зафиксированных споров святых отцов, авторитетных, канонизированных Церковью, которые спорили, на какой день от зачатия, или при рождении у человека появляется душа. От этого спора зависело, на каком этапе можно убить эмбрион, будет ли это душегубством, или нет. Были различные точки зрения. Но если, но нет такой науки сейчас, но если суммарно подвести какие-то выводы из достижений или открытий современной науки, то можно смело сказать, что мы существуем, душа наша существует от сотворения мира, от сотворения человека. Душа эта не находится где-то конкретно – в мозгах, или в ногтях, или в руках. Душа проникает во всю плоть и эта плоть получает информацию от души. И эта душа вечна. Она, часть остается на продолжение рода, уходит через детей, через внуков, — дальше и дальше, а другая, м.б. большая из меня часть обратно возвращается к Творцу, обратно сливается. И вот она там, насколько хороша или изгажена житейским опытом вернется к Творцу – вот это и есть наш суд. Т.е. я тут пытаюсь предложить некоторую альтернативную форму механизма нашего суда».
Оставим на совести лектора утверждение о том, что святые отцы спорили, на каком этапе можно убить эмбрион человека. Но говорить о том, что «душа наша существует от сотворения мира» — это учение Оригена о предсуществовании душ, осужденное на 5 Вселенском Соборе. Вселенский Собор решил, что «Церковь, наученная Божественным Писанием, утверждает, что душа произошла вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена».
Кроме этого, как духовная сущность, душа человеческая проста и не делима. Преп. Иоанн Дамаскин так определяет: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная». У души не может быть части. Она проста по составу. Она всегда целая. Утверждать о том, что душа может делиться на части – это допускать материальность души.
О слиянии души с Богом говорилось выше – для такого утверждения нужно признать, что или душа нетварна, и она может слиться с несотворенным Богом, или если сотворенная душа сливается с Богом, значит в Боге может быть что-то сотворенное. И то, и другое в православном вероучении абсурдно.
Кроме перечисленных высказываний в лекции также есть попытка преподнести протестантское учение о спасении только верой, вольготное отношение к фактам (якобы святые отцы обсуждали возможность душегубства), к словам Священного Писания («овому пение, овому чтение…»).
И пример такой лекции не является единичным случаем. На других ресурсах РПСЦ можно также прочитать и о том, что «у Исуса Христа было две души», и что Иргизские Соборы не были авторитетом для Церкви, и другие богословские несуразности. Все это приводит к мысли, что для пользы нашей Церкви, в ситуации, когда мы пытаемся стать более открытыми для окружающих, важно или тщательно цензурировать такие официальные ресурсы, чтобы ничего чуждого Православию не исходило с этих страниц и видео. Или же перед каждым материалом ставить соответствующее предупреждение, что автор выражает свое собственное мнение и оно может не совпадать с мнением Православной Церкви.
Ведь чистота Православия, о которой мы, старообрядцы, так любим говорить, заключается, в первую очередь, в неискажённости, незамутнённости основ христианского учения Православной Церкви, а соблюдение этого учения в непорочности является нашей первостепенной задачей.