Братья: ныне

История старообрядческой общины в станице Манычской

Станица Маныческая. На заднем плане — новообрядческий Собор мученицы Парасковии
Наименьшая из ныне действующих старообрядческих общин Ростовской области находится в станице Манычской. Однако обратившись к истории этой общины, взглянув сквозь столетие на её прошлое, можно увидеть, что некогда, она была одним из крупных оплотов древлеправославия, расположенных в низовьях Дона. Настоящая летопись, основанная на скудных письменных источниках и иссякающем предании, лишь кратко излагает судьбу манычских старообрядцев. Она словно этюд к большому историческому полотну, которое ещё чает своей череды.
Станица Манычская относится к числу древних казачьих поселений на Дону. Первое историческое свидетельство о существовании казачьего городка Маныч относится примерно к 1593 году [1]. Известно, что первоначально городок был размещён на правом берегу Дона. На заре ХIХ века жители Манычского городка стали переселяться на левый берег реки Дон, так как была «Теснота места, которое с каждым годом все уменьшалось, вследствие обвалов берега Дона»[2]. Достоверных сведений о проживании старообрядцев в станице до её перенесения на левый берег не сохранилось. В начале ХХ века единоверческий миссионер Иоанн Артемьев так писал о появлении старообрядцев в станице:
«С давних времен раскол нашел в этом месте удобную почву, пустил глубокие корни и стал расти и множиться» [3].
Причины обращения людей к дораскольному православию о. миссионер видел в следующем:
«Вследствие невнимания к этому явлению приходского духовенства того времени, его не подготовленности к борьбе с духовной заразою, а главным образом благодаря неимению в то время местной епархиальной миссии, могущей оказать сильное противодействие, раскол, не встречая никаких препятствий, рос не по дням, а по часам…» [4].
О других причинах о. миссионер намеренно умалчивает, и уж тем более исключает Промысл Божий.
В станице Манычской проживали старообрядцы белокриницкого согласия и беспоповцы разных толков. Со временем, близ станицы стали возникать хутора. Так, по переписи 1897 года в юрте станицы располагалось шесть хуторов, в пяти из которых, так же проживали старообрядцы [5]. В самой станице, старообрядцы белокриницкого согласия располагали молитвенным домом, возведённым около 1860 года [6]. Статистические данные о численности старообрядцев того времени сложно назвать достоверными и исчерпывающими. В областном периодическом издании за 1874 год сообщается о количестве старообрядцев проживающих в Манычской станице числом более 1000 человек, [7] там же содержится упоминание о том, что священствовал в общине старообрядцев белокриницкого согласия протопоп Афанасий [8]. Опираясь на другие материалы, стоит сказать, что указанное количество старообрядцев проживало в станице вместе с хуторами. Присутствие такой существенной доли старообрядческого населения в станице сказывалось на уровне грамотности её жителей. Войсковой статистический комитет отмечал значительное распространение грамотности среди станичников, «из всего населения станицы мужчин 1153 грамотных, т.е. на каждые десять человек почти два грамотных», что же касается женщин, среди них владеющих грамотой считается всего двадцать одна женщина [9]. Следом в документе говорится, что «причина развития грамотности между мужским населением этой станицы представляется очень ясною, если обратить внимание, что здесь раскольничья секта настолько распространена между жителями, что едва ли не охватывает всей станицы, за исключением разве небольшого числа» [10].
Вид на станицу Маныческая с правого берега Дона
В 1885 году в Донской епархии (новообрядческой) открывается православная миссия, хотя ещё в 1871 архиепископом Платоном (Городецким) был учрежден Донской комитет Православного миссионерского общества, а в 1881 г. при Донской Духовной Семинарии была создана кафедра истории и обличения русского раскола и ересей, именно постоянная православная миссия начинает оказывать сильное противодействие развитию старообрядчества по всей Области Войска Донского [11]. Перед манычскими старообрядцами возникает новая задача, — не только сохранить своё исповедание, но и научиться религиозной полемике при отстаивании своих убеждений. Тем не менее, не смотря на прилагаемые старообрядцами усилия к отражению такого мощного наступления единоверческих миссионеров, труды «борцов с расколом» принесли немалые результаты.
В официальном периодическом издании Донской епархии «Донские епархиальные ведомости», начавшем издаваться в 1869 году, помещалась Ведомость о присоединенных к православию старообрядцах. Первое свидетельство о переходе манычских старообрядцев в единоверие относиться к 1889 году [12]. Как показывает исследование этих ведомостей, такие переходы в лоно единоверия совершались в дальнейшем неоднократно, при том, к единоверию обращались как поповцы, так и беспоповцы. Крупной утратой для старообрядцев манычской общины стало уклонение в единоверие священника белокриницкого согласия Алексея Карпова со своим семейством и группой единомышленников [13]. В 1901 году в станице Манычской был открыт единоверческий приход, а вышеупомянутого Алексея Карпова новообрядческий архиепископ Афанасий рукоположил к нему священником. Впоследствии число единоверцев в станице достигло свыше 200 человек [14].
Наибольшая часть манычских старообрядцев продолжала блюсти отеческое предание, и, постепенно, умножаться. Новообрядческий священник и краевед А. Кириллов в своей работе «Донская епархия в её настоящем положении» выпущенной в 1896 году, насчитывал старообрядцев всех согласий в Манычской станице, включая хутора, в количестве 2215 человек [15]. Другие данные содержаться в первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, по ним, старообрядцев в Манычской станице вместе с хуторами проживало 1914 человек, а в самой станице 1083 человека [16]. Согласно сведениям этой же переписи, в Черкасском округе, в который входила станица Манычская, старообрядцев в станицах проживало 3792 человек [17]. Таким образом, можно заключить, что большая их часть обитала в Манычской станице.
Как сообщалось ранее, манычские старообрядцы принадлежали к разным согласиям. Упомянутый священник Иоанн Артемьев описывал состояние старообрядчества в станице в последующее десятилетие следующим образом. «Последователей безпоповщинских толков 638 душ, австрийско-поповщинскаго толка 1225 душ. Раскольники старообрядцы австрийского согласия, в сравнении с безпоповщинскими толками, представляют собою, с внешней стороны, более правильно устроенную общину» [18]. Община старообрядцев белокриницкого согласия имела два общественных молитвенных дома и двух священников с уставщиками [19]. Другие источники подтверждают существование одного молитвенного дома [20] с одним священником [21]. Этот молитвенный дом, обустроенный как храм, был освящен во имя Покрова Богородицы [22]. По словам о. миссионера «австрийцы (поповцы) своим внешним устройством привлекают к себе внимание старообрядцев других толков и своею вполне уставною торжественною службою невольно привлекают к себе» [23]. Они «получая полное удовлетворение всех своих духовных нужд и считая свою иерархию законною, всеми зависящими от них мерами стали стараться убеждать в этом и других, и с этою целию начали вести усиленную пропаганду» [24]. А для большего успеха своей проповеди, как отмечал миссионер, поповцы завели переписку с «выдающимися учителями раскола» Мельниковым, Перетрухиным и другими, у которых просили советов, наставлений и руководств [25]. Такая переписка велась уже в начале двадцатого столетия.
После объявления веротерпимости в Империи манычские старообрядцы решили воспользоваться полученными правами и приобрести собственный полноценный храм. В 1907 году старообрядцы белокриницкого согласия обратились на станичный сбор с просьбой о выделении им общественных средств на постройку храма. Прошение было удовлетворено, и казакам-старообрядцам отпустили свыше двадцати тысяч рублей и выделили участок земли на возведение храма. Летом 1908 года началось строительство деревянной церкви, а осенью завершено. Был поставлен новый иконостас и повешены колокола [26]. Даже новообрядцы отмечали её величественный вид [27]. К 6 декабря старообрядцы торжественно перенесли из старой моленной в новый храм престол, иконы и утварь, совершили малое освящение и стали служить в нём [28]. Новая церковь обошлась старообрядцам почти в тридцать тысяч рублей, из которых значительнейшую часть составили общественные средства [29]. Спустя год на храмовой территории возвели два жилых дома: кирпичный и деревянный, для проживания священнослужителей.
Хор Маныческой Общины под управлением П. Житникова
Освящать новопостроенный храм в мае 1909 года прибыл из Москвы архиепископ Иоанн (Картушин) со своим протодьяконом Львом Овсянниковым. К 8 мая в станицу стали съезжаться гости из окрестных поселений и отдалённых мест Донской области. 9 мая на Праздник перенесения мощей святителя Николы владыка Иоанн в сослужении пяти священников и двух диаконов совершил освящение храма во имя святителя Николы. По словам миссионера Иоанна Артемьева, который видимо был очевидцем происходящего, богомольцев так было много, что не только храм, но и обширная ограда были переполнены, и среди них было не мало новообрядцев и единоверцев. После богослужения архиепископ Иоанн сказал слово, «в котором убеждал старообрядцев не чуждаться «никониан», не запрещать им входить в свой храм. Не ненавидеть их, а любить и любовию располагать к соединению с старообрядческою церковью» [30]. Даже о. миссионер отмечал, хотя и с оговорками, что освящение церкви прошло торжественно [31]. Так манычские казаки обрели свой первый в станице старообрядческий храм и сразу стали приглашать в него своих отпавших в единоверие братьев [32]. Известно, что новообрядцы и единоверцы, проживавшие в станице, питали глубокий интерес к исконно православному богослужению. Например, как отмечалось в журнале Церковь, в 1911 году на престольный праздник святителя Николы в храме служил владыка Геннадий (Лакомкин), приехал хор из Ростова-на-Дону под управлением Ф.М. Склеменова, а за Литургией «присутствовало много сынов господствующего вероисповедания» [33]. Является любопытной перемена престольных дней в общине. В 1910г. в докладе Наказного атамана община называется Покровской, хотя храм уже Никольский. Даже в документах 1940-х годов община называется Покрово-Никольской. Возможно, решение освятить новую церковь во имя святителя Николы, а не Покрова Богородицы, было продиктовано тем, что единоверцы (бывшие старообрядцы), в 1906 году, совершили закладку своего храма в честь Покрова [34].
Наказной атаман Войска Донского в докладе от 20 декабря 1910 г. уведомлял Департамент Духовных дел иностранных исповеданий о том, что в станице Манычской действует зарегистрированная «Покровская» община старообрядцев белокриницкого согласия состоящая из 3000 «душ»[35]. При Никольском храме состоял молодёжный любительский хор [36]. Как видно, предреволюционные годы были порою расцвета общины.
Источники и предание не многословны в том, как протекала жизнь общины в годы Гражданской войны и большевистского правления вплоть до Великой Отечественной войны. Церковь просуществовала и предположительно не прекращала действовать на продолжительное время до 1942 года. В январе 1943 года во время освобождения Багаевского района от немецкой оккупации, по приказу командования Красной Армии храм разобрали, из него была сделана переправа через реку Маныч [37]. Вместе с храмом старообрядцев лишили и оставшейся общинной недвижимости, деревянный дом снесли, а земельный участок с кирпичным зданием национализировал сельский Совет. Удалось сохранить значительную часть икон и утвари, некоторые иконы старообрядцы разобрали по домам. После этого верующие собирались для молитвы в частном доме. В 1946 году старообрядцы на свои средства приобрели деревянный дом, переделали его под церковь, освятили, и стали совершать в нем богослужения [38]. Устроенный храм был снова освящён во имя святителя Николы. В феврале 1947 года манычские старообрядцы смогли зарегистрировать свою общину [39]. Сохранился поимённый список верующих с 125 подписями, а всего старообрядцев значилось в самой станице 200 человек и в хуторах так же 200 человек [40].
Настоятель Маныческой общины, иерей Терентий Стефанович Севастьянов (1947–1969)
При изучении дальнейшего существования общины, интерес представляют отчётные данные о совершённых обрядах, денежных доходах и расходах за 1960–1970-е года. Их исследование показывает, к сожалению, постепенное угасание старообрядческой общины. Например, начиная с 1965 года на протяжении нескольких лет, в общине совершалось от трёх до четырёх десятков крещений младенцев в год, но при том не больше трёх венчаний в год. Посещаемость верующими служб председателем общины Хапряниновым исчислялась в среднем в 25 человек [41]. К концу 1970-х количество исполняемых церковных треб значительно уменьшается. Во второй половине 1980-х (точный год не указан) на запрос уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР по Ростовской области о предоставлении отчётных сведений за истекший год, председатель общины А.В. Извозчиков сообщал о численном оскудении общины и почти полном прекращении её деятельности по причине не имения грамотных прихожан способных вести богослужение [42]. Однако, ведомая Промыслом Божиим, манычская община не утратила присутствие жизни в последующие лета. С 1990 года в манычской церкви служил уставщиком Н.В. Распопин. После его кончины в 2000 году община вновь столкнулась с возникшей двумя десятилетиями ранее проблемой отсутствия не только постоянного священника, но и сведущего в богослужении мирянина. В то же завершающее десятилетие уходящего ХХ века церковь была по определённым причинам освящена во имя «Архангела Михаила и прочих Сил бесплотных» и стала называться Свято-Архангельской.
Маныческая община 1995 года во главе с отцом-настоятелем Иоанном Рыбаковым и уставщиком Николой Распопиным
Стены послевоенного храма в ветхом состоянии сохранились и по наши дни, а на службы манычские старообрядцы собираются в обновлённом Доме Божием. Новый храм, возводившийся трудами оскудевшей общины в течение четырёх лет, освящён митрополитом Алимпием в честь «чуда архангела Михаила иже в Хонех» в 2002 году.
Освящение нового храма во имя Чуда в Хонех митрополитом Алимпием в 2002 году
Во время освящения храма
По воспоминаниям прихожан-старожилов, он значительно уступает основанному их предками тому первому храму и в размерах, и в величественности, и в убранстве. И всё же, главное то, что манычская старообрядческая Церковь не оставлена своими чадами, в ней, как и в прежних храмах, звучат дораскольные молитвы и пение.
Станица Маныческая. Старообрядческий храм во имя Чуда архангела Михаила в Хонех

Настоятели старообрядческой общины в станице Манычской

  1. Протоиерей Афанасий Севастьянов (1860–1873)
  2. Иерей Алексей Карпов (1873–1897)
  3. Иерей Аггей (1897–1900)
  4. Иерей Тимофей Котлов (1901–1923)
  5. Иерей Елисей Бесчастнов (1924–1940)
  6. Иерей Терентий Стефанович Севастьянов (1947–1969)
  7. Иерей Федот Григорьевич Зайцев (октябрь 1969–январь 1970)
  8. Иерей Фёдор Григорьевич Прудников (февраль 1970–1971)
  9. Иерей Герасим Захарович Милушкин (приезжающий священник с октября 1971 по 1974)
  10. Иерей Дорофей Климентьевич Малоземов (июль 1974–декабрь 1978)
  11. Иерей Терентий Сергеевич Дранов (приезжающий священник 1979–1982)
  12. Иерей Симеон Озерский (приезжающий священник 1982–1986)
  13. Протоиерей Иоанн Анисимович Рыбаков (приезжающий священник 1986–2001)
  14. Иерей Иоанн Михайлович Севастьянов (2001 — настоящее время)
Автор: чт. Иоанн Распопин.
_______________________
Источники:
[1] www.rostgenealog.ru Ростовское Генеалогическое общество: Казачьи городки — документальные данные.
[2] Сулин И. М. Краткое описание станиц области войска Донского // Донские епархиальные ведомости. 1890. № 17. С. 679-682
[3] Артемьев И. «Закладка единоверческого храма в станице Манычской» // Донские епархиальные ведомости. 1906. № 18, неофиц. отд. С. 508–512.
[4] Артемьев И. «Закладка единоверческого храма в станице Манычской» // Донские епархиальные ведомости. 1906. № 18, неофиц. отд. С. 508–512.
[5] Список населенных мест области войска Донского по первой всеобщей переписи населения Российской Империи, 1897 года» Новочеркасск, 1905. Ч. 1. ЛЛ. 14-15
[6] ГАРО. Фонд Р-4173, Оп. 6. Д.106. Л 53.
[7] Донские областные ведомости, 1874 г. № 92.
[8] Донские областные ведомости, 1874 г. № 96.
[9] Область Войска Донского Статистический комитет Труды Донского Войскового статистического комитета. Т. 2: Новочеркасск, 1874. С. 124.
[10] Там же.
[11] www.pravenc.ru «Донская и Новочеркасская епархия»
[12] Донские епархиальные ведомости. Новочеркасск. 1889. № 15. С. 683
[13] Артемьев И. «Закладка единоверческого храма в станице Манычской» // Донские епархиальные ведомости. 1906. № 18, неофиц. отд. С. 508–512.
[14] Артемьев И. «Закладка единоверческого храма в станице Манычской» // Донские епархиальные ведомости. 1906. № 18, неофиц. отд. С. 508–512.
[15] Кириллов А.А. Донская епархия в ее настоящем положении (По статистическим данным 1896 года) Новочеркасск, 1896. С. 38.
[16] Список населенных мест области войска Донского по первой всеобщей переписи населения Российской Империи, 1897 года» Новочеркасск, 1905. Ч. 1. ЛЛ. 14-15.
[17] «Список населенных мест области войска Донского по первой всеобщей переписи населения Российской Империи, 1897 года» Новочеркасск, 1905. Ч. 1.
[18] Артемьев И. «Закладка единоверческого храма в станице Манычской» // Донские епархиальные ведомости. 1906. № 18, неофиц. отд. С. 508–512.
[19] Артемьев И. «Закладка единоверческого храма в станице Манычской» // Донские епархиальные ведомости. 1906. № 18, неофиц. отд. С. 508–512.
[20] РГАДА. Ф.1475. Оп.1. Д.288. Л.55.
[21] ГАРО. Фонд Р-4173, Оп. 6. Д.106. Л.52.
[22] РГАДА. Ф.1475. Оп.1. Д.288. Л.55.
[23] Артемьев И. «Закладка единоверческого храма в станице Манычской» // Донские епархиальные ведомости. 1906. № 18, неофиц. отд. С. 508–512.
[24] Артемьев И. «Закладка единоверческого храма в станице Манычской» // Донские епархиальные ведомости. 1906. № 18, неофиц. отд. С. 508–512.
[25] Артемьев И. «Закладка единоверческого храма в станице Манычской» // Донские епархиальные ведомости. 1906. № 18, неофиц. отд. С. 508–512.
[26] Артемьев И. «Освящение старообрядческого храма в станице Манычской» // Донские епархиальные ведомости. 1909. № 27, неофиц. отд. С. 726–730.
[27] «Торжественное освящение единоверческого храма в станице Манычской» // Донские епархиальные ведомости. 1911.№ 25, неофиц. отд.С.623.
[28] Артемьев И. «Освящение старообрядческого храма в станице Манычской» // Донские епархиальные ведомости. 1909. № 27, неофиц. отд. С. 726–730.
[29] «Торжественное освящение единоверческого храма в станице Манычской» // Донские епархиальные ведомости. 1911.№ 25, неофиц. отд.С.623.
[30] Артемьев И. «Освящение старообрядческого храма в станице Манычской» // Донские епархиальные ведомости. 1909. № 27, неофиц. отд. С. 726–730
[31] Там же.
[32] «Торжественное освящение единоверческого храма в станице Манычской» // Донские епархиальные ведомости. 1911.№ 25, неофиц. отд.С.623.
[33] Журнал «Церковь» 1911 г. № 19.
[34] Артемьев И. «Закладка единоверческого храма в станице Манычской» // Донские епархиальные ведомости. 1906. № 18, неофиц. отд. С. 508–512.
[35] ГАРО. Фонд 301, Опись 10, Дело 2093 Листы 41-44.
[36] Житников П. Старообрядческая мысль 1914. № 7. С.711-712.
[37] ГАРО. Фонд Р-4173, Оп. 6, Д.106, Л.53.
[38] ГАРО. Фонд Р-4173, Оп. 6, Д.106, Л.53.
[39] ГАРО. Фонд Р-4173, Оп. 6, Д.106, Л.2.
[40] ГАРО. Фонд Р-4173, Оп. 6, Д.106, Л.8.
[41] ГАРО Фонд Р-4173, Оп.5, Д.168, ЛЛ.1-9.
[42] ГАРО Фонд Р-4173, Оп.6, Д.106, Л.126.
2024-11-08 21:34