Станица Нагавская впервые упоминается в источниках с 1672 года. Первоначальна была известна как Нагавкин городок. Станица входила в состав 2-го Донского округа Области Войска Донского. В 1894 году станица была перенесена на левый берег Дона, некоторое время называлась Ново-Нагавской, а оставшееся поселение на правом берегу Дона хутором Старо-Нагавский. [1]
Время появления первых старообрядческих дворов в станице точно не известно. Если исходить из того, что церковная реформа патриарха Никона насаждалась из Москвы, а на Дону она с трудом приживалась, то можно сказать, что последователи древнего православия проживали в станице с самого её основания. Как следует из данных статистики, в 1863 году во 2-м Донском округе проживало примерно 33,5 тысячи старообрядцев. [2] Стоит уточнить, что в указанное количество входили старообрядцы разных согласий. Наибольшим по количественному составу было поповское согласие. В самой станице Нагавской проживало более одной тысячи последователей древлеправославия.[3] В станице старообрядцы имели деревянную молельню с алтарём, после перенесения станицы на другой берег Дона, старообрядцы, с позволения Министра внутренних дел, перенесли молельню на новое место жительства. Молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы был устроен на подворье местного священника о. Фоки Васильевича Григорьева. Диакон Алексей Богатенков, будущий епископ Александр, описывал состояние и убранство молельни следующим образом: «Моленная — деревянный (шатром) дом, крытый тёсом… Принадлежит обществу — как публично нам было заявлено в моленной. Помещение очень порядочное; потолок в средине аркой. Иконостаса еще нет, а повешены стенки, полотнянаго походнаго олтаря; очень ветхи, грязны и местами прожженныя. Предполагают поставить деревянный иконостас, но на это сейчас не имеют средств. По полкам, над алтарем, поставили иконы порядочнаго письма. Два подсвечника больших и еще в роде выносных. Олтарь с боков отделен досками и на них повешены стены — разноцветныя и худыя походнаго олтаря». Нагавская община имела своих попечителей, состояла их 329 дворов, расположенных как в самой станице, так и в близлежащих хуторах. Приведённое описание было составлено диаконом Алексеем в 1902 году.
С получением вероисповедных свобод в 1905 году, нагавские старообрядцы решили воздвигнуть новый храм. В июле 1910 года совершили закладку деревянного храма, на торжестве присутствовали старообрядцы со всей округи. А спустя неделю ветхая молельня сгорела, обстоятельства этого происшествия не были установлены. [4] В 1911 году нагавские старообрядцы завершили строительство нового храма.
Время появления первых старообрядческих дворов в станице точно не известно. Если исходить из того, что церковная реформа патриарха Никона насаждалась из Москвы, а на Дону она с трудом приживалась, то можно сказать, что последователи древнего православия проживали в станице с самого её основания. Как следует из данных статистики, в 1863 году во 2-м Донском округе проживало примерно 33,5 тысячи старообрядцев. [2] Стоит уточнить, что в указанное количество входили старообрядцы разных согласий. Наибольшим по количественному составу было поповское согласие. В самой станице Нагавской проживало более одной тысячи последователей древлеправославия.[3] В станице старообрядцы имели деревянную молельню с алтарём, после перенесения станицы на другой берег Дона, старообрядцы, с позволения Министра внутренних дел, перенесли молельню на новое место жительства. Молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы был устроен на подворье местного священника о. Фоки Васильевича Григорьева. Диакон Алексей Богатенков, будущий епископ Александр, описывал состояние и убранство молельни следующим образом: «Моленная — деревянный (шатром) дом, крытый тёсом… Принадлежит обществу — как публично нам было заявлено в моленной. Помещение очень порядочное; потолок в средине аркой. Иконостаса еще нет, а повешены стенки, полотнянаго походнаго олтаря; очень ветхи, грязны и местами прожженныя. Предполагают поставить деревянный иконостас, но на это сейчас не имеют средств. По полкам, над алтарем, поставили иконы порядочнаго письма. Два подсвечника больших и еще в роде выносных. Олтарь с боков отделен досками и на них повешены стены — разноцветныя и худыя походнаго олтаря». Нагавская община имела своих попечителей, состояла их 329 дворов, расположенных как в самой станице, так и в близлежащих хуторах. Приведённое описание было составлено диаконом Алексеем в 1902 году.
С получением вероисповедных свобод в 1905 году, нагавские старообрядцы решили воздвигнуть новый храм. В июле 1910 года совершили закладку деревянного храма, на торжестве присутствовали старообрядцы со всей округи. А спустя неделю ветхая молельня сгорела, обстоятельства этого происшествия не были установлены. [4] В 1911 году нагавские старообрядцы завершили строительство нового храма.
4 июня состоялось освящение церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, чин освящения совершал епископ Геннадий (Лакомкин) в сослужении настоятеля храма о. Фоки Григорьева, приезжего духовенства и при многочисленном стечении молящихся. На богослужении присутствовали не только старообрядцы, но и прихожане господствующей Церкви, в том числе, станичный атаман Л.П. Осипов. [5]
Распространению старообрядчества в станице способствовала миссионерская деятельность местного старообрядческого духовенства и приезжих начётчиков. Видимо, результат их проповеди был настолько плодотворен, что попал в отчёт о деятельности противораскольнической и противоеретической миссии Донской епархии (господствующей Церкви).[6] При том, в станице существовал единоверческий приход, что свидетельствует об относительной успешности новообрядческий миссии.[7]
В юрте Нагавской станицы находилось несколько хуторов, в которых так же были старообрядческие молельни: хут. Агинов, хут. Майоровский. Ещё одна молельня была в хуторе Семничном Верхне-Курмоярской станицы. Указанная молельня располагалась в подвальном помещении под хозяйственной постройкой, лишь над алтарём не было надстройки.[8] По найденным сведениям, в самой Верхне-Курмоярской станице в небольшом количестве проживали старообрядцы. Они посещали службы в храме Нагавской общины. Старообрядцы хутора Агинова в 1902 году поднимали перед церковным священноначалием вопрос, о поставлении священника к их молельному дому. Старообрядцы хутора Майоровский построили свою молельню несколькими годами позже. Известно, что в 1913 году у них уже была своя церковь и местный священник о. Павел Афанасьевич Гребенников. [9]
Придя к власти, большевики облагают налогом молитвенные дома, национализируют церковное имущество. Как следствие атеистической пропаганды и всевозможных ограничительных мер и репрессий по отношению в Церкви, описанные старообрядческие общины приходят в упадок. Упоминания о них теряются в источниках 20-30х гг. прошлого столетия. В хуторе Майорском община действовала примерно до 1925 года, после её закрытия, о. Павел Гребенников отправился нести служение в другой приход.
В начале 50-х гг. XX века в связи со строительством Цимлянского водохранилища станица Нагавская была перенесена на другое место. Все следы старообрядческого присутствия на прежнем месте станицы Нагавской оказались погребёнными под водой. Потомки ревнителей древлеправославия не сумели сохранить свою веру в последующих поколениях.
Список использованной литературы:
чтец Иоанн Распопин.
Придя к власти, большевики облагают налогом молитвенные дома, национализируют церковное имущество. Как следствие атеистической пропаганды и всевозможных ограничительных мер и репрессий по отношению в Церкви, описанные старообрядческие общины приходят в упадок. Упоминания о них теряются в источниках 20-30х гг. прошлого столетия. В хуторе Майорском община действовала примерно до 1925 года, после её закрытия, о. Павел Гребенников отправился нести служение в другой приход.
В начале 50-х гг. XX века в связи со строительством Цимлянского водохранилища станица Нагавская была перенесена на другое место. Все следы старообрядческого присутствия на прежнем месте станицы Нагавской оказались погребёнными под водой. Потомки ревнителей древлеправославия не сумели сохранить свою веру в последующих поколениях.
Список использованной литературы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Нагавская
- ГАРО. Ф. 353. Д. 81. Оп.1. ЛЛ.109-110.
- Донские областные ведомости, 1874. № 92.
- Церковь, 1910. №33 стр. 836.
- Церковь, 1911. №37 стр. 899.
- Донские епархиальные ведомости, 1904. № 23. С. 462.
- Донские епархиальные ведомости, 1904. № 2. С. 29.
- РГАДА. Ф. 1475, Оп. 1, Д. 298. ЛЛ 6-7.
- ГАРО. Ф. Р-4173, Д. 163. ОП.6, Л. 21.
чтец Иоанн Распопин.