Сегодня Православная Церковь чтит память двух женщин: блаженной Феофании и преподобной Софии Суздальской. Судьбы этих праведниц имеют немало схожих черт. Во время земной жизни Феофании и Софии, наверное многие ревновали их высокому положению в обществе, богатству, власти и славе. Однако ни первой, ни второй, эти земные блага и кажущаяся успешность не принесли подлинного счастья и блаженства во Христе. Обе закончили свои жизни в монастырских стенах, хотя они оказались там по-разному, Феофания по своей воле, а София супротив воли.
Императрица Феофания
Блаженная Феофания жила в девятом веке в Константинополе. Она была родом из знатной семьи, получила хорошее образование и воспитание. Когда император Василий стал искать невесту для своего сына Льва и увидел Феофанию, то выбрал именно ее.
По обыкновению, в одной из зал Магнаврского дворца собрали дюжину девиц из самых красивых в империи. В ожидании прихода царя эти маленькие особы, очень возбуждённые, занялись тем, что пробовали отгадать, кто из них окажется счастливой избранницей. Одна афинянка, по словам летописца, «умевшая, благодаря обычаям своей страны, отгадывать будущее по приметам», предложила тогда в виде игры следующее странное испытание: все кандидатки должны были сесть на пол и каждая поставить перед собой свои башмаки; та из двенадцати, которая по данному знаку скорее всех встанет, обуется и первая успеет сделать красивый поклон, та и будет, наверно, императрицей. В то время, как они занимались этим упражнением, вдруг вошел царь. Первая поднявшаяся была некто Феофано, происходившая из знаменитой столичной патрицианской семьи Мартинаков; так как она была знатна, при этом очень красива и набожна, она понравилась Василию и жене его Евдокии — так оправдалась примета, пророчествовавшая ей трон.
С большим торжеством зимой с 881-го на 882 год Лев обвенчался с Феофано. Позднее он признавался, что женился не по своей воле, а только из страха перед отцом. Вскоре из-за интриг придворных император рассорился с сыном и заключил его и невестку под домашний арест. Льва обвиняли в том, что он задумал покушение на жизнь отца. Перед смертью император простил сына и сделал его наследником. Феофания была верным другом своему мужу в годы преследований. Но титул императрицы тяготил ее. Она с большей радостью проводила время в молитве. Феофания под царским нарядом носила грубую власяницу, не любила роскошь и стремилась употребить имеющиеся средства на помощь сиротам, вдовам и беднякам. Брак с императором не стал взаимным союзом любви и верности, с годами он стал омрачаться изменами Льва. Зимой 892 года у Льва и Феофании умерала единственная дочь, малолетняя Евдокия, что привело к обострению и без того холодных отношений между супругами. Как призналась царица своему духовнику, отцу Евфимию: «нет у меня никого, кроме твоей святости, на кого бы я могла обратить свои взоры, кому бы я раскрыла печаль сердца и от кого получила бы утешение». На несколько лет, не принимая монашеского пострига, Феофания удалилась в монастырь. Еще при жизни императрицы ее муж стал строить храм в ее честь. Феофания решительно воспротивилась этому. Возведённую церковь освятили в честь всех святых, позже в ней погребли Феофанию. Преставилась Феофания после болезни 10 ноября 895 или 897 года. Некоторое время спустя, Феофания была причислена к лику святых византийской Православной Церковью. В настоящее время прах блаженной Феофании покоится у Южной стены Фанарского Патриаршего собора в Стамбуле.
Икона преподобной Софии Суздальской с предстоящими: слева преподобный Сергий Радонежский, справа благоверная княгиня Ольга
Пре по доб ная Со фия, в ми ру Со ло мо ния, ве ли кая кня ги ня, бы ла до че рью бо яри на Юрия Кон стан ти но ви ча Са бу ро ва. В 1505 го ду на нее пал вы бор на след ни ка пре сто ла, бу ду ще го ве ли ко го кня зя Ва си лия Иоан но ви ча. После 20 лет брака Соломония не смогла родить Василию наследника. Поэтому, дабы иметь на след ни ка, ве ли кий князь Ва си лий Иоан но вич ре шил же нить ся вто рич но (на Елене Глин ской) и 25 но яб ря 1525 г. ве лел по стричь Со ло мо нию в мо на хи ни.
Матвеев Николай Сергеевич (1855-1939) «Против воли постриженная». 1887 г.
На силь но по стри жен ная с име нем Со фия, Со ло мо ния бы ла со сла на под стра жу в Суз даль ский По кров ский мо на стырь. Обитая в Суздальской обители, не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, инокиня София нашла утешение и умиро творение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и посвятила себя Богу. Пре по доб ная Со фия почти 17 лет подвизалась в обители и преставилась к Богу в 1542 го ду. Согласно завещанию, была похоронена в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря.
Князь Курб ский на зы вал бла жен ную кня ги ню «пре по доб ною му че ни цею». В ру ко пис ных свят цах она име ну ет ся как «Свя тая пра вед ная кня ги ня Со фия ино ки ния, яже бысть в По кров ском мо на сты ре де ви че, чу до твор ни ца». При ца ре Фе о до ре Иоан но ви че ее чти ли как свя тую. Ца ри ца Ири на Фе о до ров на по сы ла ла в Суз даль «на ве ли кую кня ги ню Со ло мо ни ду, а во ино цех Со фию, бар хат ный по кров с изо бра же ни ем Спа си те ля и свя тых». Пат ри арх Иосиф пи сал к Суз даль ско му ар хи епи ско пу Се ра пи о ну о пе нии над Со фи ей па ни хид и мо леб нов.
Феофания и София показали в своей жизни пример христианского смирения, кротости и мужества, они не стали интриговать против мужей, несправедливо с ними обошедшихся, не стали требовать свою долю, не цеплялись за своё положение. Хотя, говоря современным языком, имели на это право. Но если бы они стали добиваться своих прав, к чему бы это привело, к каким последствиям? Мужество может быть не только в требовании соблюдения своих прав и т.п., оно нередко заключается в смирении, в покорности воле Божией.