Федор Христианин. Стихеры евангельские.
Незвучавшая доныне духовная музыка XVI в., расшифрована и воспроизведена мужским хором «Параклит».
XVI век – время расцвета русской певческой культуры. Самая известная и противоречивая фигура Русской истории этого периода — царь Иоанн Грозный. Как известно, он являлся большим любителем знаменного пения. При нем существовал придворный хор царских певчих, который пел на торжественных богослужениях в Москве. Авторству самого Иоанна Грозного принадлежат несколько произведений знаменного распева, которые он сочинил на текст стихер Знамению Богородицы и митрополиту московскому Петру.
Для развития знаменного пения он искал по всей Руси талантливых «распевщиков» (композиторов), способных сочинить новые мотивы и мелодии, подчиненные знаменному распеву. Одним из таких распевщиков был новгородский священник Федор Христианин (Крестьянин), который, по указу царя, был вызван в Москву и стал настоятелем кремлевского Благовещенского собора. Но его главной задачей являлось не поповское служение, а гармонизация богослужебных песнопений особенно торжественным распевом, подчиненным знаменному. С чем он успешно и справлялся. Его произведения получили название большого знаменного распева, потому что были в 2-3 раза длиннее обычного, сложнее и витиеватее в своей музыкальной составляющей. Он «распел» многие славники двунадесятых праздников, воскресные стихеры на «блаженнах», стихеры святым Борису и Глебу, Сергию Радонежскому. Но вершиной творчества Федора Христианина (Крестьянина) заслуженно считается цикл евангельских стихер.
В середине ХХ в. его изучением и расшифровкой занимался выдающийся исследователь знаменного пения М.В. Бражников. По его материалам, в исполнении знаменитой Государственной хоровой капеллы Юрлова в 60-х гг. была воспроизведена первая и единственная стихера из цикла евангельских. При содействии фонда президентских грантов мужским хором «Параклит» были расшифрованы и воспроизведены 6 стихер из указанного цикла, и работа над остальными продолжается. Особого внимания заслуживает мелодическая составляющая этих песнопений. Смелая и революционная для своего времени обработка Федором уже устоявшихся знаменных мотивов изобилует множеством квартовых, квинтовых интервалов и даже октавных ходов, что для знаменного пения нехарактерно. Эта музыка для тех, кто хотят услышать, понять и проникнуться музыкальным мышлением и фантазией простого, но талантливого русского средневекового человека. И поразиться его мастерству творить шедевры богослужебного пения в строго очерченных канонических рамках церковного певческого искусства дораскольной Руси.
ПРОСЛУШАТЬ АУДИОЗАПИСИ СТИХЕР — ЗДЕСЬ
Проект «Исторически-певческая реконструкция объекта нематериального культурного значения Федор Крестьянин» выполнен Покровской Общиной.
Руководитель проекта — Распопин И.Н. Регент и основатель хора «Параклит» — Севастьянов Ф.И.