Кладезь: раритет

Отголоски с Дона.

Старообрядец-ростовец за год –

Увы, все тот же!

Ничуть не изменился.

Также равнодушен и холоден к церковно-общественной жизни, также ленив и неподвижен, каким был и раньше.

В 1911 году ему говорили:

Послушай! Ведь стыдно же:

Носишь модные костюмы, куришь настоящие гаванские сигары, посещаешь часто клубы, театры, рестораны, а в церковь не ходишь.

Ты чуть не еретик!

Ростовец сделала удивленные глаза:

Ничего подобного, – я не еретик, а человек древлеправославный; если и курю сигары и посещаю иногда клубы и театры, так это еще не значит, что я еретик, – еретикам я не подражаю и подражать не хочу; а вот тебе и вещественное доказательство моего полного к ним презрения, – показывая на свою длинную бороду, говорил старообрядец-ростовец и добавлял: а молиться я не хожу в церковь потому, что знаю, что молиться можно и дома сколько угодно, было бы только к молитве усердие.

И выпалив свое «изречение» , моментально «засыпал».

А между тем 1911 год, уходя в вечность, оставил в наследство много неотложных дел, за которые следовало бы приняться не медленно.

Взять хотя бы просветительное дело. Во многих местах вновь открыты школы, как-то: в п. Клинцах, Черн. губ., в г. Саратове, в Одессе, в с. Городище, Екатериносл. губ., в пос. Раннем, Уральской обл., в сл. Угорныя, Моск. губ. и во многих других местах.

Правда, поговорили об этом и у нас в Ростове как-то в одном из заседаний совета, но вопрос оставили открытым, да так и стоит до сих пор этот вопрос открытым, и никому в голову не приходит позаботиться о воспитании юношества, создать свое просветительное учреждение, в котором оно воспитывалось бы в старообрядческом духе.

Зачем заботиться о своем, когда много чужих «казенных».

Но в чужих по вере училищах не всегда ученик-старообрядец находится в благоприятных условиях. Всем известно, что ученикам инославного исповедания предоставляется право брать уроки у своего законоучителя, но так как у ростовских учеников-старообрядцев нет своего законоучителя, то и представляется выбирать им любое: или учиться у чуждого по вере законоучителя, или же совсем остаться без закона Божия.*) Нам скажут: где же найти средства, чтобы построить школу? Их нет, а следовательно, нет и школы. Согласимся на время с этим «веским» доводом, что училище мы не можем построить за отсутствием денег, храм также. Так неужели кроме этого мы не можем создать более дешевое учреждение для своего самообразования и образования молодого поколения. Неужели же по этой причине нам можно спать непробудным сном и предаваться полнейшей апатии к делу церковно-общественной жизни? Думаю, что нет!

За последнее время московское старообрядческое братство и другие издали и продолжают издавать много книг духовно-нравственного содержания. Для кого они издают? Для себя что ли? Отнюдь нет, – все для нас же. Очевидно, они желают, чтобы каждый старообрядец был сознательным и глубоко-убежденным в своем исповедании. Вот для этого и должна быть у нас своя старообрядческая библиотека, чтобы каждый мог прийти почитать и узнать то, что необходимо знать каждому из нас. Годы мчатся с поразительной быстротой мелькают один за другим, и пока мы живем, мы не можем не желать страстно и судорожно, чтобы краткое время нашего существования на земле не проходило только во вражде и царящем вокруг нас мраке, чтобы те, кто будет жить после нас, жили не в столь ужасающих условиях постоянной вражды между собою и ничегонеделании. Библиотеку создать очень легко: не надо ни затрат больших, ни огромного помещения, стоит только подать прошение о разрешении, сложиться по рублю, по два, выписать книг, журналов, и дело сделано. Духовная старообрядческая библиотека послужит к великой пользе для нас же. Теперешнее юношество часто читает самые безнравственные книжки, самые пошлые, а о своей старообрядческой литературе понятия не имеет. Да если бы даже и пожелал, кто читать, то не каждый в состоянии выписать все то, что издается и пишется старообрядческими силами. Библиотека-читальня более объединит, более сплотит нас, она будет толкать нас к более энергичной церковно-общественной работе, а так же и к нравственному совершенству, и таким образом хоть на шаг мы подвинемся к царству Божию, которое завещал нам Христос.

1911 год промчался, и хочется верить, что наступивший 1912 год не будет похожим на прошлый, а с ним не будем и мы похожи на тех индифферентных людей, какими мы проявили себя в 1911 году.

Ф. Склеменов.

*) Читая это, мы удивлены. Почему же кое-где в других местах священники даже без образования осуществили свое право быть законоучителями в существующих школах, а в Ростове о. Филипп Привалов, бывший учитель, прежний общественный деятель, об этом не позаботится.

Журнал «Старообрядческая мысль» № 2. 1912 г.
Раритет