Кладезь: раритет

Всероссийский старообрядческий съезд 1917 года

Публикуем архивный документ из старообрядческого журнала «Слово Церкви» №23 от 5 июня 1917 года. Мы намеренно сохранили оригинальное правописание. Примечательно, что в этом же номере издания была опубликована Политическая программа старообрядцев всех согласий 1917 года (доступна по ссылке и в разделе «Раритетъ»).
Всероссийский съезд старообрядцев, состоявшийся в Москве 28 мая – 2 июня 1917 года
***
28 мая, в 1,5 часа дня (13:30) открыл свои заседания XVIII всероссийский съезд старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. В день съезда в Покровском храме Рогожскаго кладбища была совершена соборне Божественная литургия, а после нея — канон-молебен Всемилостивому Спасу. Съезд огромный, небывалый. От общин и приходов прибыло с уполномочиями и без уполномочий более 800 депутатов. В виду такого большого съезда заседания его пришлось вести под открытым небом, у стен института. Открывая заседание, владыка архиепископ Мелетий произносит приветствие съезду и призывает обсуждать вопросы в духе мира и любви, памятуя не только о земном благополучии, но и будущем вечном бытии. Обращается с приветствием к съезду и Д.В. Сироткин.
Приветствую, — говорит он, — приехавших со всех концов русскаго государства на 18-й всероссийский съезд, на 1-й съезд в свободной России. Предлагаю съезду приветствовать Временное Правительство и нашу славную армию и флот.
Дмитрий Владимирович Сироткин
«Просим» — несется могучий гул голосов собравшихся. В дальнейшей своей речи Д.В. говорит, что старообрядчество сохранило в себе древний дух России — выборное начало, и народоправство в России будет существующим этому старообрядческому бытию. В будущем Учредительном Собрании все должны принять участие. В общественной организации — вся наша сила. Если мы останемся неорганизованными, то при первом же несчастии подвергнемся стихийному стадному ужасу. Приводя лично слышанную речь министра Шингарева о том, в каком ужасном положении находится ныне Россия, Д.В. призывал притти на помощь, чтобы спасти Россию: имущие средства, пусть приобретают заем свободы, имущие хлеб пусть дадут его государству. Речь Д.В. Сироткина покрывается дружными аплодисментами. На предложение избрать председателя на заседания съезда, вносится и принимается предложение произвести выборы записками. При чем решается писать вместе с именем председателя также имена товарищей к нему и секретарей. По подсчете записок избранными оказываются: в председатели Д.В. Сироткин; в товарищи председателя Ф.Е. Мельников и Н.Д. Зенин, и в секретари: М.И.Бриллиантов, Д.С. Варакин и И.В. Галкин.
Приняв председательствование Д.В. Сироткин заявляет, что присутствующий на съезде товарищ министра внутренних дел С.А. Котляревский желает сказать несколько слов. Снова единогласное: «Просим!».
От имени Временного Правительства пришел я, — начинает свою речь товарищ министра — приветствовать всероссийкий старообрядческий съезд и принести ему поклон. Приветствую съезд вблизи его святыни-храмов, которые 12 лет назад открыты для свободного совершения в них старообрядцами Божественных служб, и у стен института, который свидетельствует о старообрядческой общинной силе и о том, что свет отсюда исходящий не угаснет.
Далее С.А. Котляревский призывает забыть партийные сборы.
Многочисленныя партии и народности России, повидимому, не сознают, что, если разделится Россия, то она погибнет. А признаки этого уже налицо: Кронштадт — оплот Петрограда заявил свое отделение. Дети одной матери России не должны этого делать. Не должны разрывать то, что собиралось тысячелетие. Конец войны близок, но нужно закончить ее достойным образом. Бездействием войну не закончишь. Враг силен и коварен. Он не наступает на нас в надежде, что мы сами разложимся. Этого не должно быть. Только при успешном окончании войны возможно свободное существование России и вложение трудовых сил ея в деятельность развитие государственнаго хозяйства. Продолжать деятельно войну не только наш долг соблюдения верности слова пред нашими союзниками, но и обязанность итти с ними рука-об-руку, чтобы вернуть свое и дать возможность обеспечить всем свободное существование. Внутри у себя мы должны деятельно готовиться к Учредительному Собранию, а пока будем хранить порядок. Если не будет порядка, начнется внутренняя война и тогда не будет возможности увидеть и Учредительнаго Собрания. Временное Правительство может опираться только на доверие со стороны народа и таким народом не могут не быть старообрядцы. Будем же крепки силой, будем признавать себя детьми единой матери — России. Будем верить в Россию.
(Аплодисменты и крики: «Браво!»).

Оглашается телеграмма П.П. Рябушинскаго

—————————————
Приветствуя членов съезда в столь ответственное в жизни русской земли время, позволяю себе высказать уверенность, что граждане-старообрядцы, всегда близко стоявшие к народу, сумеют встать на государственную точку зрения и произнести свое правдивое слово. Скорблю, что не нахожусь на этот раз среди собравшихся на съезде.
—————————————
Павел Рябушинский
Павел Павлович Рябушинский
Выслушав телеграмму, съезд просит послать приветственныя телеграммы П.П.Рябушинскому, а также Временному Правительству, и лично приветствует его в лице товарища министра внутренних дел С.А. Котляревскаго. Заслушивается доклад Ф.Е. Мельникова о государственном строе. В своем докладе Ф.Е. также указывает на тяжёлое положение России и призывает к единству, къ сплоченной дружной работе и спокойствiю. По вопросу о государственном строе Ф.Е. говорит, что старообрядцы не могут желать возстановления монархическаго образа правления, и многия старообрядческия общины и епархиальные съезды были «священными» монархистами, но только тогда, когда монархи России были благочестивыми и справедливыми. С Алексея Михайловича цари стали неблагочестивые и гонители на православное старообрядчество. Тысячи-тысячь старообрядческих мучеников положили свои жизни отъ руки монархизма. Такие цари обличаются святым Иосифом Волоцким, называются не царями, а мучителями, и нам таких царей не нужно. Самодержавие России составляли очень часто, а в последнее время в особенности, разныя придворныя клики и проходимцы: Штюрмеры, Распутины. Республика значит: общее дело. По совести и согласию с Священным Писанием старообрядцы вполне могут допустить республиканский образ правления. Блаженный Августин самое церковное устройство называет республиканским. Старообрядцы в своей церковно-общественной жизни — всегда республиканцы. Они выбирают своих епископов и священников, они и вас избрали сюда приехать. И вот, какими были старообрядцы доныне, такими они должны оставаться и в будущем; были они республиканцами в своей внутренней жизни, должны быть теми же и в государственной.
Раздаются дружеские аплодисменты. Поступает после этого предложение, которое и принимается съездом: аплодисменты не допускать. По докладу о государственном строе высказывались 37 ораторов. Подавляющее большинство этих ораторов высказывается только за демократическую республику …некоторые высказываются и за конституционную монархию. Эти последние, во главе с Н.Д. Зениным, высказывались против демократической республики такие доводы, что… ведь на путь антихристианства, приближает к последнему антихристу. Высказывалась и еще одна группа, которая предлагала не выносить никакой резолюции по этому вопросу. Из более ярких речей следует отметить речи священника Г. Макарова и Н.Д. Зенина. Свящ. Макаров указывал, что политическую жизнь мы должны строить в строго христианских началах. Строй этотъ только демократический. В церковной жизни абсолютный образ правления показал себя с отрицательной стороны, таковым он является и в государственной жизни. В католичестве абсолютизм дал плоды «святой инквизиции», а в бывшей господствующей в России церкви при абсолютизме Никона мы пошли на костры и плаху. Абсолютизм правителей государства в России создавал безбожие (Петр, Павел) и совершал жестокие казни по указке абсолютизма в церкви.
Н.Д. Зенин доказывал, что народоправство не всегда хорошо. Народоправство на заре России вынуждено было призвать варягов, чтобы они внесли примирение. Царь получает власть от Бога, а социал-демократическая республика приведёт к избранию в конце концов антихриста. Путь к этому уже почти готов. Кто теперь руководит на митингах? Кто теперь заправляет в Советах Рабочих Депутатов? Как будто все русские фамилии, а на самом деле вот кто: Стеклов, а на самомъ деле — Нахамкес; Зиновьев, а в действительности — Апфельбаум. И далее: Троцкий — это Бронштейн; Каменев — Розенфельд; Сухановъ — Гиммер; Горев — Гольдван; Мешковский — Гольденберг; Ларин — Лурье. В виду ограничения времени ораторов Зенинъ не успевает изложить своих положений против демократической республики. Съезд проситъ на следующий день предоставить более пространно высказаться Н.Д. Зенину по этому вопросу, а также и Ф.Е. Мельникову в защиту своего доклада. В половине 7 часа дня был объявлен перерыв заседания съезда. Перед перерывом И.В. Галкиным вносится предложение обратиться к Временному Правительству с просьбой, принять все меры к освобождению находящихся в кронштадтских казематах офицеров. Предложение единогласно принимается. Товарищ министра присоединяется к положению съезда.
После перерыва высказываются еще несколько ораторов по вопросу о форме государственнаго строя. В средине вечерняго заседания товарищ министра С.А. Котляревский излагает сообщение об Учредительном Собрании и о формах государственнаго правления. По выслушании сообщений съезд дружно благодарит С.А. Котляревскаго за разъяснение. Заседание перваго дня закрывается до завтра в виду поздняго времени. Для составления резолюции по вопросу о форме государственнаго правления избирается комиссия, собрание ея назначается въ 8 час. утра. Комиссией была выработана и съездом единогласно принята следующая резолюция:

Резолюция старообрядческого съезда

Обсудив вопрос о желательной форме государственнаго правления в России и признавая, что решающее слово по этому вопросу принадлежит Учредительному Собранию, как выразителю воли всего населения России, тем не менее, всероссийский съезд старообрядцев заявляет, что наиболее желательным и наиболее отвечающим духу христианства должно быть такое государственное правление, в котором участвует весь народъ черезъ посредство избираемых им на определенный срок своих представителей. Старообрядцы, всегда отстаивающие и проводящие в церковной жизни христианская начала соборности и выборности, желают, чтобы и государственное правление России было построено на этих же христианских началах, т. е. было бы общим делом всего народа, было бы народоправством, каким оно было в древней Руси, когда сам народ ставил себе князей и других вождей и сам же их удалял. Современное состояние государства требует только более упорядоченнаго, чем было в старину, способа избрания государственных верховных руководителей: избрание должно осуществляться всеобщим, равным и тайным голосованием всего народа. Верховный представитель России должен быть христианского исповедания. Старообрядцы, как коренные русские люди, любящие свою дорогую родину заявляют, чтобы Учредительное Собрание было созвано не в Петрограде — чуждом русскому духу городе, а в Москве — сердце России, где возможна спокойная и независимая от какого-либо давления учредительная работа народных избранников.

Телеграмма Временному Правительству

Петроград
Председателю совета министров кн. Львову
Всероссийский съезд старообрядцев единогласно, приветствуя в лице вашем Временное Правительство, выражает ему полное доверие и уверенность в том, что под его мудрым руководством Бог сохранит Россию от грядущей анархии и внешняго врага.
Председатель съезда Сироткин

Телеграмма министру-председателю князю Львову

Восемнадцатый старообрядческий съезд единогласно постановил обратиться к Временному Правительству с просьбой об облегчении участи, арестованных в Кронштадте офицеров русской армии. Необходимо срочное их освобождение или перевод арестованных в Петроград, где, мы надеемся, будет безусловно обезпечен справедливый разбор их дела.
Председатель съезда Сироткин

Телеграмма Павлу Павловичу Рябушинскому

Приветствуя вас, съезд выражает надежду, что Бог укрепит ваши силы и поможет вам вернуться вновь к работе на общественном поприще.
Председатель съезда Сироткин
Материал подготовили: чтец Иоанн Распопин и Виктория Радченко.
Раритет