У всех нас есть одно очень обманчивое убеждение—что мы живем размеренно, рационально и плодотворно, трудимся на максимуме своих возможностей, и в нашей жизни совершенно нет свободного времени. Но, если честно посмотреть на некоторые стороны нашего времяпрепровождения, то может оказаться, все не так презентабельно.
При всей нашей занятости, у нас есть немало времени, которое мы посвящаем своему отдыху от труда. Это время не только после нашего рабочего дня, после молитвы или общения с близкими. Это любой промежуток, в который мы не совершаем никакой полезной деятельности. И таких промежутков у нас бывает немало. С одной стороны — это вполне естественно. Мы не автоматы, не роботы, ни какие-то механизмы. Мы физически не можем работать постоянно. Нам регулярно требуется передышка, возможность перевести дух, отвлечься тем или иным образом. И для любого человека это вполне нормально. Даже на молитве мы чередуем поклоны и сидение, чтение и пение. Человеческой природе естественно отдыхать и переключать свои мысли на разные предметы.
Но вот то, на какие предметы мы переключаем свое внимание во время нашего отдыха – может стать серьезной проблемой. Отдых не может быть ничем не заполнен. Человеческое сознание не терпит пустоты. Ни на одно мгновение наши мысли не могут прекратиться. Наш разум всегда требует какой-то пищи. Во время молитвы наши мысли должны быть сконцентрированы на Том, к Кому мы обращаемся. В момент физического труда наш рассудок направлен на объект нашей деятельности. А вот во время отдыха, куда направлены наши помышления?
И тут выходит на первый план наш досуг. Человек придумывает множество различных способов и развлечений, которыми можно себя занять во время отдыха. Всякие народные песни, частушки, сказки, народные игры, хороводы, большие и маленькие фольклорные праздники идут отсюда. Всякое художественное чтение, прикладное рукоделие идут отсюда. И чем больше этого появляется в жизни человека, тем больше он этим увлекается, тем большую часть трудового дня, да и всей жизни, это занимает. Прогресс человеческой жизни приводит к тому, что способы проведения досуга, способы занять свою мысль хоть чем-то, все более усовершенствуются. Появляется огромное количество чтива – газеты, журналы, книги, изобретают радио, возникает кино, развивается телевидение, компьютеры, интернет. И уже в каждом кармане лежит крохотный смартфон, который может предложить нам развлечений на 100500 лет человеческой жизни. У человека появляется столько возможностей для наполнения своего свободного времени, своего досуга, что уже никакой человеческой жизни не хватит, чтобы все это попробовать.
И сложность заключается не в том, что все это есть. Мало ли кто чего может придумать? Сложность заключается в том, что нас это захватывает. Интернет, соцсети, кино, футбол, газеты, телевидение – все это из досуга превращается в то, без чего мы не можем жить. Мы не просто уже этим отдыхаем, нам без этого становиться некомфортно. Мы не знаем, куда себя деть, чем заняться, на что потратить свое время. и в конце концов, все это выливается в праздность, в ничегонеделание. Уже наш труд, наша молитва становятся небольшими промежутками в нашем бесконечном отдыхе. И очень скоро мы к этому привыкаем. Нам это нравится, мы попадаем от этого в зависимость. У каждого человека возникает своя зависимость. И это совсем не явление современности. Просто раньше были одни способы ее удовлетворения, сейчас другие.
Проблема в нашей праздности, в нашей привязанности к бесполезным вещам и устройствам, в нашей попытке убить свое время. И не важно, в чем это проявляется – в прилипании к экрану компьютера или же привязанности к газетам, в любви к футболу или пустых разговорах у подъезда, в увлечении политическими новостями или бесконечном переписывании с друзьями в соцсетях. Все это, в конечном счете, является убиванием времени.
Чем меньше этого будет в нашей жизни, тем более светлым будет наше сознание. Чем меньше мы услышим новостей, посмотрим фильмов, прочитаем газет, увидим матчей – тем более продуктивным будет наш труд, тем чище будет наше отношение к людям, тем большего мы достигнем в жизни и в нашем стремлении к Богу.
При всей нашей занятости, у нас есть немало времени, которое мы посвящаем своему отдыху от труда. Это время не только после нашего рабочего дня, после молитвы или общения с близкими. Это любой промежуток, в который мы не совершаем никакой полезной деятельности. И таких промежутков у нас бывает немало. С одной стороны — это вполне естественно. Мы не автоматы, не роботы, ни какие-то механизмы. Мы физически не можем работать постоянно. Нам регулярно требуется передышка, возможность перевести дух, отвлечься тем или иным образом. И для любого человека это вполне нормально. Даже на молитве мы чередуем поклоны и сидение, чтение и пение. Человеческой природе естественно отдыхать и переключать свои мысли на разные предметы.
Но вот то, на какие предметы мы переключаем свое внимание во время нашего отдыха – может стать серьезной проблемой. Отдых не может быть ничем не заполнен. Человеческое сознание не терпит пустоты. Ни на одно мгновение наши мысли не могут прекратиться. Наш разум всегда требует какой-то пищи. Во время молитвы наши мысли должны быть сконцентрированы на Том, к Кому мы обращаемся. В момент физического труда наш рассудок направлен на объект нашей деятельности. А вот во время отдыха, куда направлены наши помышления?
И тут выходит на первый план наш досуг. Человек придумывает множество различных способов и развлечений, которыми можно себя занять во время отдыха. Всякие народные песни, частушки, сказки, народные игры, хороводы, большие и маленькие фольклорные праздники идут отсюда. Всякое художественное чтение, прикладное рукоделие идут отсюда. И чем больше этого появляется в жизни человека, тем больше он этим увлекается, тем большую часть трудового дня, да и всей жизни, это занимает. Прогресс человеческой жизни приводит к тому, что способы проведения досуга, способы занять свою мысль хоть чем-то, все более усовершенствуются. Появляется огромное количество чтива – газеты, журналы, книги, изобретают радио, возникает кино, развивается телевидение, компьютеры, интернет. И уже в каждом кармане лежит крохотный смартфон, который может предложить нам развлечений на 100500 лет человеческой жизни. У человека появляется столько возможностей для наполнения своего свободного времени, своего досуга, что уже никакой человеческой жизни не хватит, чтобы все это попробовать.
И сложность заключается не в том, что все это есть. Мало ли кто чего может придумать? Сложность заключается в том, что нас это захватывает. Интернет, соцсети, кино, футбол, газеты, телевидение – все это из досуга превращается в то, без чего мы не можем жить. Мы не просто уже этим отдыхаем, нам без этого становиться некомфортно. Мы не знаем, куда себя деть, чем заняться, на что потратить свое время. и в конце концов, все это выливается в праздность, в ничегонеделание. Уже наш труд, наша молитва становятся небольшими промежутками в нашем бесконечном отдыхе. И очень скоро мы к этому привыкаем. Нам это нравится, мы попадаем от этого в зависимость. У каждого человека возникает своя зависимость. И это совсем не явление современности. Просто раньше были одни способы ее удовлетворения, сейчас другие.
Проблема в нашей праздности, в нашей привязанности к бесполезным вещам и устройствам, в нашей попытке убить свое время. И не важно, в чем это проявляется – в прилипании к экрану компьютера или же привязанности к газетам, в любви к футболу или пустых разговорах у подъезда, в увлечении политическими новостями или бесконечном переписывании с друзьями в соцсетях. Все это, в конечном счете, является убиванием времени.
Чем меньше этого будет в нашей жизни, тем более светлым будет наше сознание. Чем меньше мы услышим новостей, посмотрим фильмов, прочитаем газет, увидим матчей – тем более продуктивным будет наш труд, тем чище будет наше отношение к людям, тем большего мы достигнем в жизни и в нашем стремлении к Богу.
Иерей Иоанн Севастьянов.