Пятиизбянская станица располагалась вблизи реки Дон, во 2-м Донском округе, Области Войска Донского. В состав Пятиизбянской станицы входило более 30 средних и малых хуторов. Во многих хуторах станицы проживали старообрядцы разных согласий, но преимущественное их число держались белокриницкого согласия. В начале XX века в нескольких крупных хуторах Пятиизбянской станицы существовали старообрядческие общины, располагавшие церковью или моленной.
При хуторе Кумовка находилась община с храмом во имя святителя Николы. Настоятелем общины служил иерей Иоанн Братухин. В общину входит: хутор Кумовка 145 дворов и в станице Пятиизбянской 140 дворов, всего 285 дворов. Здание храма «очень порядочное, вместительностью до 500 человек; Иконостас приличный с хорошими иконами; потолок устроен аркой; устроены солея, амвон и клироса. Моленная содержится чисто, всё прилично». [1] В самой станице Пятиизбянской располагалась молельня в частном доме. Под молельню было выделено две комнаты, для совершения Божественной Литургии ставилась походная церковь. [2]
На хуторе Подтихове находилась община с храмом во имя трех святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, кроме того, у местного священника имелся полотняный храм — во имя Преображения Господня. Настоятелем общины являлся иерей Кириак Ассонович Лебёдкин. Община включала в себя: хутор Подтихов — 34 двора; в 2-х верстах от него хутор Самодуровский – 60 дворов; хутор Каменский — 12 дворов в 5-ти верстах; хутор Малая Лучка — 35 дворов в 2-х верстах, в ските Лучкинский расположенном в 6-ти верстах, жили инокини и простецы в количестве 18 человек. Церковь находилась в особо устроенном флигеле, крыша была из теса, само помещение было ветхим. [3]
На хуторе Панском имелась старообрядческая моленная с походным (полотняным) храмом во имя святителя Петра Митрополита Московскаго. Настоятелем общины был иерей Сергий Григорьев Ляпичев. Молельня располагалась на частном подворье и представляла собой «деревянный флигель, крыт тесом, очень не большое и бедное помещение, но содержится чисто». [4] Община включала в себя старообрядцев проживавших «в хут. Панском 55 домов, в хуторе Березовском 70 домов, разстояние 3 версты; в хут. Липовом 12 дворов, в 5-ти верстах; в хуторе Голый Лог 40 дворов, в 15-ти верстах, и в хуторе Набатовом 20 дворов в 40 верстах. [5] На хуторе Берёзовском имелась саманная моленная крытая соломой, опечатанная властями (на 1902 г.). [6]
При хуторе Колпачки располагалась моленная. Настоятелем был иерей Иоанн Федорович Митяев, рукоположенный епископом Иовом 15-го февраля 1867 года. Молельня помещалась в ветхом флигеле. Убранство её было бедным. В общину входили: «хутор Колпачки 75 дворов, хут. Грачи 40 дворов в 6-ти верстах, хут. Воробьевский 30 дворов в 6-ми верстах, хут. Зеленовский и скачки 60 дворов в 2,5 верстах и хут. Платонов 6 дворов в 12 верстах» [7]
При хуторе Лысов находилась моленная во имя святителя Николы архиепископа Мир-Ликийских. Настоятелем служил иерей Зиновий Лукьянов Кондалов. Молельня была выстроена на общественные средства. «В 1900 г. священник за нее судился «Окружным Судом» и высидел при Станичном Правлении три недели, и в то время моленная была запечатана. По освобождении священника и моленную отпечатали. Здание хорошее, порядочные сени со створчатыми дверьми, такие же двери и в моленную». [8] Литургия служилась в походном полотняном алтаре, который ставился в молельне. Община включала в себя: «хут. Лысов 60 дворов, хут. Зрянин 20 дворов в 1-й версте; хут. Тудов 20 дворов в 6-ти верстах; хут. Попов 12 дворов в 5-ти верстах; хут. Володин 25-ть дворов в 6-ти верстах хут. Остров 70 дворов в 8-ми верстах; хут. Качалинский 50-ть дворов в 10-ти верстах.[9]
На хуторе Ляпичев располагалась моленная во имя святителя Николы архиепископа Мир-Ликийских. Настоятелем общины являлся иерей Мина Трифильевич Козлов. «Моленная в особом здании, устроенном с разрешения Правительства Обществу; новая очень хорошая, содержится чисто; иконы большею частию новыя».[10] В хутор Ляпичевом было более 300 дворов, почти все старообрядцы белокриницкого согласия.[11]
На хуторе Майоров располагалась община с моленной в честь пророка Илии Фезвитянина. [12]
После дарования вероисповедных свобод в октябре 1905г., старообрядцы станицы Пятиизбянской начали строительство храма в честь святителя Николы в самой станице. В 1908 г. возведение храма было завершено, и в том же году 26 октября состоялось освящение и поднятие крестов на главки новой церкви. Настоятелем Никольской общины являлся иерей Матфей Барашев. [13] После него служил иерей Исаакий Быкадоров. [14]
В сентябре 1909 г. Никольскую общину станицы Пятиизбянской посетил преосященнейший архиепископ Иоанн (Картушин). [15] На престольный праздник в 1911 г. общину посетил преосвященный епископ Геннадий (Лакомкин). [16]
В 1916 г. Никольскую общину дважды посетил наказной атаман Войска Донского граф М.Н. Граббе, уроженец станицы Пятиизбянской. При первом визите атаман вошёл в храм во время совершения Литургии, по окончании Богослужения настоятель о. Исаакий Быкадоров приветствовал его с амвона, они облобызались. При повторном посещении настоятель встречал атамана с крестом и не только приветсвовал М.Н. Граббе, но и дал ему, новообрядцу, приложиться ко кресту. Каждый граф жертвовал на храм по 100 рублей. [17]
В 20-30 гг. часть храмов была закрыта и изъята советским местным руководством. Старообрядческие общины в станице Пятиизбянской, хуторах Ляпичев и Кумовка продолжали действовать вплоть до начала ВОВ.
При строительстве Цимлянского водохранилища были затоплены часть самой станицы Пятиизбянской и несколько хуторов, входивших прежде в Пятиизбянский юрт.
Источники:
При хуторе Кумовка находилась община с храмом во имя святителя Николы. Настоятелем общины служил иерей Иоанн Братухин. В общину входит: хутор Кумовка 145 дворов и в станице Пятиизбянской 140 дворов, всего 285 дворов. Здание храма «очень порядочное, вместительностью до 500 человек; Иконостас приличный с хорошими иконами; потолок устроен аркой; устроены солея, амвон и клироса. Моленная содержится чисто, всё прилично». [1] В самой станице Пятиизбянской располагалась молельня в частном доме. Под молельню было выделено две комнаты, для совершения Божественной Литургии ставилась походная церковь. [2]
На хуторе Подтихове находилась община с храмом во имя трех святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, кроме того, у местного священника имелся полотняный храм — во имя Преображения Господня. Настоятелем общины являлся иерей Кириак Ассонович Лебёдкин. Община включала в себя: хутор Подтихов — 34 двора; в 2-х верстах от него хутор Самодуровский – 60 дворов; хутор Каменский — 12 дворов в 5-ти верстах; хутор Малая Лучка — 35 дворов в 2-х верстах, в ските Лучкинский расположенном в 6-ти верстах, жили инокини и простецы в количестве 18 человек. Церковь находилась в особо устроенном флигеле, крыша была из теса, само помещение было ветхим. [3]
На хуторе Панском имелась старообрядческая моленная с походным (полотняным) храмом во имя святителя Петра Митрополита Московскаго. Настоятелем общины был иерей Сергий Григорьев Ляпичев. Молельня располагалась на частном подворье и представляла собой «деревянный флигель, крыт тесом, очень не большое и бедное помещение, но содержится чисто». [4] Община включала в себя старообрядцев проживавших «в хут. Панском 55 домов, в хуторе Березовском 70 домов, разстояние 3 версты; в хут. Липовом 12 дворов, в 5-ти верстах; в хуторе Голый Лог 40 дворов, в 15-ти верстах, и в хуторе Набатовом 20 дворов в 40 верстах. [5] На хуторе Берёзовском имелась саманная моленная крытая соломой, опечатанная властями (на 1902 г.). [6]
При хуторе Колпачки располагалась моленная. Настоятелем был иерей Иоанн Федорович Митяев, рукоположенный епископом Иовом 15-го февраля 1867 года. Молельня помещалась в ветхом флигеле. Убранство её было бедным. В общину входили: «хутор Колпачки 75 дворов, хут. Грачи 40 дворов в 6-ти верстах, хут. Воробьевский 30 дворов в 6-ми верстах, хут. Зеленовский и скачки 60 дворов в 2,5 верстах и хут. Платонов 6 дворов в 12 верстах» [7]
При хуторе Лысов находилась моленная во имя святителя Николы архиепископа Мир-Ликийских. Настоятелем служил иерей Зиновий Лукьянов Кондалов. Молельня была выстроена на общественные средства. «В 1900 г. священник за нее судился «Окружным Судом» и высидел при Станичном Правлении три недели, и в то время моленная была запечатана. По освобождении священника и моленную отпечатали. Здание хорошее, порядочные сени со створчатыми дверьми, такие же двери и в моленную». [8] Литургия служилась в походном полотняном алтаре, который ставился в молельне. Община включала в себя: «хут. Лысов 60 дворов, хут. Зрянин 20 дворов в 1-й версте; хут. Тудов 20 дворов в 6-ти верстах; хут. Попов 12 дворов в 5-ти верстах; хут. Володин 25-ть дворов в 6-ти верстах хут. Остров 70 дворов в 8-ми верстах; хут. Качалинский 50-ть дворов в 10-ти верстах.[9]
На хуторе Ляпичев располагалась моленная во имя святителя Николы архиепископа Мир-Ликийских. Настоятелем общины являлся иерей Мина Трифильевич Козлов. «Моленная в особом здании, устроенном с разрешения Правительства Обществу; новая очень хорошая, содержится чисто; иконы большею частию новыя».[10] В хутор Ляпичевом было более 300 дворов, почти все старообрядцы белокриницкого согласия.[11]
На хуторе Майоров располагалась община с моленной в честь пророка Илии Фезвитянина. [12]
После дарования вероисповедных свобод в октябре 1905г., старообрядцы станицы Пятиизбянской начали строительство храма в честь святителя Николы в самой станице. В 1908 г. возведение храма было завершено, и в том же году 26 октября состоялось освящение и поднятие крестов на главки новой церкви. Настоятелем Никольской общины являлся иерей Матфей Барашев. [13] После него служил иерей Исаакий Быкадоров. [14]
В сентябре 1909 г. Никольскую общину станицы Пятиизбянской посетил преосященнейший архиепископ Иоанн (Картушин). [15] На престольный праздник в 1911 г. общину посетил преосвященный епископ Геннадий (Лакомкин). [16]
В 1916 г. Никольскую общину дважды посетил наказной атаман Войска Донского граф М.Н. Граббе, уроженец станицы Пятиизбянской. При первом визите атаман вошёл в храм во время совершения Литургии, по окончании Богослужения настоятель о. Исаакий Быкадоров приветствовал его с амвона, они облобызались. При повторном посещении настоятель встречал атамана с крестом и не только приветсвовал М.Н. Граббе, но и дал ему, новообрядцу, приложиться ко кресту. Каждый граф жертвовал на храм по 100 рублей. [17]
В 20-30 гг. часть храмов была закрыта и изъята советским местным руководством. Старообрядческие общины в станице Пятиизбянской, хуторах Ляпичев и Кумовка продолжали действовать вплоть до начала ВОВ.
При строительстве Цимлянского водохранилища были затоплены часть самой станицы Пятиизбянской и несколько хуторов, входивших прежде в Пятиизбянский юрт.
Источники:
- РГАДА, Ф. 1475, Оп.1, Д.298. Л.7.
- РГАДА, Ф. 1475, Оп.1, Д.298. Л.8.
- РГАДА, Ф. 1475, Оп.1, Д.298. Л.9-10.
- РГАДА, Ф. 1475, Оп.1, Д.298. Л.4.
- РГАДА, Ф. 1475, Оп.1, Д.298. Л.4-6.
- РГАДА, Ф. 1475, Оп.1, Д.298. Л.4-6.
- РГАДА, Ф. 1475, Оп.1, Д.298. Л.11-12.
- РГАДА, Ф. 1475, Оп.1, Д.298. Л.35-36.
- РГАДА, Ф. 1475, Оп.1, Д.298. Л.35-36.
- РГАДА, Ф. 1475, Оп.1, Д.298. Л. 12-13.
- Там же.
- Церковь. 1908. С.1681.
- Церковь. 1908. №47. С. 1597.
- Церковь. 1916. С.1179.
- Церковь. 1909. С.1179.
- Церковь. 1911. №1 С. 22.
- Слово Церкви. 1916. №30.