Намедни: главная

Дары Общине

Собрание музея при Покровской Общине пополнилось двумя уникальными реликвиями — иконой письма донского мастера и книгой по истории старообрядчества на Дону.
Икона Деисус.
Известно, что в Донском регионе своей иконописной школы не было. Иконы, бытовавшие на Дону, как правило, были привозными из крупных иконописных центров, как то: Ветки, Владимирских сел, Гуслиц и других.
Но все же, можно с уверенностью сказать, что свои мастера иконописи в нашем регионе были. Редко, но все же до нас доходят сохранившиеся исторические реликвии ушедшей эпохи. Кто же они, те мастера оставившие свой след на Донской земле?
Имена их дошли до нас благодаря их подписным иконам. Это род Чулимовых: Григорий, Александр, Иоанн. Информация о них разрозненная и ее крайне мало. Чаще всего встречаются иконы письма Григория Чулимова, жившего в первой половине XIX-го века. Известно, что он был ростовским купцом 3-ей гильдии, проживал в Старочеркасске, занимался написанием икон, поновлением образов, в том числе и в Войсковом Воскресенском соборе. Иконы писал на заказ и помогал ему в этом сын Александр. Письмо икон было ориентировано на Ветковскую школу иконописи.
Немного хочется остановиться на имеющейся иконе, которая называется Деисус (в переводе с греческого — моление, прошение). Данная икона 17 х 12,5 см. Дерево. Темпера.
В центре иконы изображен Господь Вседержитель, восседающий на престоле. Облачен он в царские одежды, на голове Его митра, где Исус представлен, как Царь и Великий Архиерей. Правой рукой Христос благословляет. В левой руке держит закрытое Евангелие и архиерейский жезл. Справа от Спасителя в рост стоит Пресвятыя Богородицы (обратите внимание — отчего -то иконописец подписал ее Боголюбской) со свитком «Владыко царю небесный помилуй грешныя люди своя и прости». Слева от Спасителя в рост стоит святой пророк Иоанн Предотеча со свитком «Покайтеся приближися бо царствие небесное».
На нижнем поле иконы надпись:
“ . (с)iя с(вя)тая икона Написана в даръ Петру Васильичю 1852г
… 14го иконописцемъ ростовским купцомъ Г…..емъ Чулимовымъ
… изение изъ(?) михайловской станицы въ 18.. .оду …
Возможно имеющаяся надпись гласит, что данная икона была написана в дар Петру Васильевичу, который был или родственником, или другом иконописца.
Подписные иконы — явлением крайне редкое, а для нашего региона — это большая удача и находка. И, это все благодаря семье иконописцев Чулимовых, которые взяли за правило подписывать свои иконы
Несколько подписных икон семьи Чулимовых имеются в музеях Донского края: в Ростовском областном музее изобразительных искусств, в Старочеркасском историко-архитектурном музее — заповеднике.
Данная икона Деисус передана в дар старообрядческой общине г. Ростова-на-Дону, как памятник духовного наследия Донских иконописцев Чулимовых, где займет достойное место среди икон Покровского собора. Дарительница иконы Людмила Петровна Марченко.
С.А. Марченко
Покровская Община выражает сердечную благодарность Сергею Александровичу и Людмиле Петровне Марченко за столь щедрый дар!
Книга «Раскол на Дону в конце XVII века».
К плеяде исследователей, объективно освещавших историю старообрядчества, относится историк, палеограф и археограф Василий Григорьевич Дружинин (1859-1936), который, не являясь старообрядцем, значительную часть своей жизни посвятил научному исследованию источников по истории старообрядчества.
В.Г. Дружинин является автором ряда классических работ по истории и культуре старообрядчества XVII–XIX вв., основанных на памятниках старообрядческой рукописной книжности и впервые выявленных им архивных источниках. В своей первой работе по данной тематике В.Г. Дружинин доказал широкое распространение старообрядчества в Донской области в первые десятилетия после церковной реформы 1660-х гг. («Раскол на Дону в конце XVII века», 1889). Ученый открыл факт существования литературной школы, созданной в Выговском старообрядческом общежительстве («Словесные науки в Выговской поморской пустыни», 1911), охарактеризовал выговское иконописание, медное литьё и декоративно-прикладное искусство. В.Г. Дружинин первые представил старообрядчество как важное явление отечественной культуры, что было существенным шагом вперёд по сравнению с обличительными работами миссионеров синодальной церкви и богословскими исследованиями профессоров духовных академий. Составил справочник «Писания русских старообрядцев: Перечень списков, составленный по печатным описаниям рукописных собраний» (1912), который сами старообрядцы называли своей «настольной книгой». В 1918-1919 гг. Дружинин преподавал курс палеографии старообрядческих рукописей в Археологическом институте.
Будучи владельцем уральских Кыштымских заводов (по наследству) и состоятельным человеком, имел финансовую возможность собрать уникальную коллекцию старообрядческих рукописей, икон, настенных листов и предметов декоративно-прикладного искусства. Именно интерес к старообрядческим рукописям сделал В.Г. Дружинина обладателем бесценного автографа — «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Василий Григорьевич Дружинин.
Значимой стала уже первая научная работа В.Г. Дружинина – его магистерская диссертация на тему «Раскол на Дону в конце XVII века», защищенная и напечатанная отдельным изданием в 1889 г.
Эта книга отличается от подобной ей современной литературы объективным подходом, опорой на исторические факты, связанные с периодом формирования старообрядческих общин на Дону. В этой работе, написанной строгим академическим языком, нет скрытых или явных нападок на старообрядцев. Автор, на основании не опубликованных тогда еще документов (впоследствии, материалы, на основании которых В.Г. Дружинин писал свою работу, были опубликованы в 12 томе «Дополнений к Актам историческим»), раскрыл историю возникновения Чирской пустыни, поселений на реке Медведице, описал драматическую картину сопротивления части донских казаков введению «новой веры» в 1680-1690-х гг. Раскрыл эту историю, не приукрашивая и не обеляя ни одну из противостоящих сторон – казаков-староверов и казаков-новообрядцев. Работа В.Г. Дружинина «Раскол на Дону в конце XVII века» является важным звеном в апологетике старообрядчества, в его защите от тенденциозных обвинений старообрядцев.
Покровская Община с радостью может сообщить, что недавно эта важная книга В.Г. Дружинина –«Раскол на Дону в конце XVII века» (1889) – была любезно пожертвована в Музей истории донского старообрядчества. В экспозиции музея она займет достойное место, причем не как ординарный экспонат, а как экземпляр, имеющий автограф самого В.Г. Дружинина.
Данный экземпляр имеет дарственную надпись: «Глубокоуважаемому Николаю Иоанновичу отцу Верховскому от автора».
Книга была подарена ученым духовному писателю протоиерею Николаю Ивановичу Верховскому (1831–1893), с которым В.Г. Дружинина объединяло архивное поприще и тема научных занятий. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, Н.И. Верховский сначала служил священником при Троицкой церкви на Петербургской стороне (с 1857), затем в храме во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы на Моховой улице (с 1867 г, с 1879 г. в сане протоиерея и настоятеля). Работая в качестве члена синодальной комиссии по приведению в порядок Синодального архива (с 1865), Н.И. Верховский составил и опубликовал один том «Описания документов и дел, хранящихся в Архиве Св. Прав. Синода» и один том «Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи». Этими изданиями, без сомнения, пользовался В.Г. Дружинин. Кроме того, еще в 1863 г. Н.И. Верховский опубликовал в журнале «Странник» статью «Согласные и несогласные в Черниговских посадах в конце XVIII стол.» – по теме, непосредственно связанной с монографией В.Г. Дружинина.
иерей Иоанн Севастьянов, Е.М. Юхименко.
Покровская Община выражает глубокую благодарность Максиму Сергеевичу Бывшеву за столь ценный дар! Также Покровская Община выражает большую признательность Елене Михайловне Юхименко за консультации и поддержку в создании музея.
Музей истории и культуры донских старообрядцев действует при поддержке Фонда президентских грантов.
Председатель И.Н. Распопин.
2022-11-21 00:00 Записи