Кладезь: статьи

Из Предания

Является ли икона частью Священного Предания? Церковное Предание гласит о том, что самая первая икона появилась еще во время земной жизни Исуса Христа – все православные свято чтут Нерукотворенный Образ. Свой лик изобразил Сам Господь, передав его князю Авгарю. Первые три иконы Пресвятой Богородицы написал во время Ее земной жизни святой евангелист Лука. Т.е. Священное Предание тесно связывает возникновение и употребление иконы в жизни Церкви с самим возникновением Церкви. Отцы VII Вселенского Собора учредили догмат об иконопочитании. Из этого следует, что Образ имеет глубокое догматическое и священное значение в Православной Церкви.
Если икона является неотъемлемой частью Священного Предания, которое дано нам, в том числе, для просвещения, вразумления и укрепления в вере, то можем ли мы учиться у иконы? Можем ли мы руководствоваться в своей церковной жизни примером, который нам даёт икона? Если на образе Покрова Пресвятой Богородицы блаженный Андрей изображён стоящим в храме в одном набедренном плате, то позволительно ли нам самим будет прийти на службу в том же, или впустить в храм мужчину в шортах. Из житий святых Максима и Василия, Христа ради юродивых, нам известно, что они, неся свой подвиг, ходили почти нагими круглый год, такими их и изображают на иконах. Значит, они в одних набедренных платах присутствовали на соборной службе, участвовали в Таинствах. Значит, они нарушали некоторые обычаи предания, или всё же не нарушали? Интересно, если бы они жили в наше время, их в полуобнажённом виде впустили бы в старообрядческий храм? Сомневаюсь. Даже если бы мы догадывались о том, что они праведные подвижники, смогли бы мы на службе стерпеть рядом с собой вид голого и грязного тела? Выходит, что наши далёкие предки видели благочестие не только в его внешнем проявлении, но могли узреть его в человеке, внешний вид которого не соответствовал привычным представлениям о благочестии. Подвиг юродства Христа ради в некотором смысле редкий и не такой очевидный, как подвиг иночества или мученичества. Поэтому и пример может быть не всеми понят и принят.
Возьмём другой пример из нашего времени. Допустимо ли, чтобы родители приводили в храм младенцев одетых в рубашки с рукавом по локоть, шорты или платьица до колен, а потом бы приступали с ними ко принятию Святых Таин? Особенно остро этот вопрос стоит в теплые (жаркие) времена года.
Снова обратимся ко святым образам. На Донской иконе Божией Матери Младенец Христос изображён с поднятыми полами хитона, так, что видны голени обеих ног.
Донская икона Пресвятой Богородицы. Дата появления 1382—1395 гг.
На Феодоровской иконе Богородицы у Младенца Христа открыта левая голень.
Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Дата появления XII век
На иконе Богородицы «О всепетая Мати» (Арапетской) Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, так, что открыто левое плечо.
Икона Пресвятой Борогодицы «О всепетая Мати» (Ариавийская) от но сит ся к чис лу наи бо лее древ них икон, но из вест на толь ко по име ни. Све де ний о ме сте и вре ме ни ее яв ле ния не со хра ни лось ни ка ких. Одно предание гласит, что яв ле ние и про слав ле ние ико ны произошло в на ча ле IV ве ка, а имен но к 301 го ду. По дру гим же ис точ ни кам её яв ле ние от но сит ся к I ве ку, и при уро чи ва ет ся это со бы тие к то му времени, ко гда свя той апо стол Фо ма рас про стра нял свет еван гель ско го уче ния в Ин дии
На Старорусской иконе Божией Матери Младенец Христос имеет обнажённый левый локоть.
Старорусская икона Пресвятой Борогодицы. Называетя так по то му, что она дол гое вре мя на хо ди лась в Ста рой Рус се, ку да бы ла при не се на гре ка ми из Оль ви о по ля. Дата появления 1470 или 1570 год
Распространенная традиция канонического изображения Богородичных икон предполагает, что Младенец Христос облачён в хитон и гиматий, видны только кисти рук и стопы. В изображении одеяния Младенца Христа мы видим, что на нём традиционно, как и на взрослых изображениях, присутствуют хитон и гиматий. Но в младенческой жизни Исус Христос едва ли носил гиматий, да и хитон едва ли доходил до стоп. В те времена на детей надевали хитоны (рубахи) до колен, ибо дети весьма подвижны, а в длинной рубахе ребёнок будет часто заплетаться и падать, пачкать и рвать подол. Кроме того, тут была и гигиеническая составляющая. Наверняка некоторые иконописцы предполагали так же, поэтому, изображая Младенца Христа с открытыми голенями или локтями, старались воссоздать Его образ таким, как Он был на земле, приблизить Его образ к обыденной жизни людей.
В России вплоть до начала XX века сохранялся обычай наряжать детей в рубахи, весьма похожие на хитон, вполне вероятно, что так детей одевали и в церковь к Причастию.
Крестьянские дети. Начало XX века
Мальчик в рубахе-хитоне из к/ф «Степь» по повести А.П. Чехова
Меня к такому размышлению побудили случаи, участником которых я оказывался. Старообрядческий пастырь выражал недовольство тем, что родители недостаточно закрыто одевают своих чад и приводят к Причастию. На приведённые выше доводы последовал ответ, что иконописцы писали по своему неправильному разумению, своевольничали вопреки преданию. Возникает вопрос, тогда как быть, переписывать иконы, на которых Христос изображён с обнажёнными частями тела? Или убрать их из храма, прекратить почитание? Или признать, что порой наше личное понимание Предания может быть не таким, каким Предание на самом деле является.
чтец Иоанн Распопин.