В центре Астрахани можно встретить немало «заповедных уголков» с ветхой деревянной застройкой конца позапрошлого века. Жилищ этих за век существования, похоже, никогда не касался «хозяйский перст» их обитателей или городских служб, способных производить капитальный ремонт. Результат на лицо – покосившиеся постройки с ажурной резьбой – картина удручающая. А ведь эта архитектурная старина при должном внимании властей и жителей Астрахани могла бы служить ей украшением, вместо чего всё больше является неприглядным элементом города.
В одном из таких мест, известном в городской топонимике как «Рождественский бугор», высятся колокольня и купол старообрядческого храма, которым посчастливилось попасть под спасительные действия реставрационной программы астраханского Минкульта.
До 1924 года улица, где расположена церковь называлась достаточно живописно – Рождественская в садах, а после обрела обыденное название улицы им. Калинина. Первоначальное название улице как раз и дало стечение двух обстоятельств: выстроенный за бугром в первой половине XVIII века деревянный храм во имя Рождества Христова поодаль от слободки и садов её жителей. Позже и сама слобода стала называться Рождественской.
Сады славились среди горожан как оазис, где выращивают отменные фрукты и виноград. Не случайно здесь облюбовали место купец-старообрядец Петр Елисеевич Бураков совместно с купцом Зиновием Степановичем Беляевым, купившие участок на Рождественском бугре с большим фруктовым садом и пустопорожним местом под развитие и застройку.
Храм в его современных очертаниях после полувековых перестроек сформировался лишь к 1911 году. История храма неразрывно связана с политическими катаклизмами, произошедшими в начале XX века.
Построенный изначально представителями церкви господствующего вероисповедания он успел побывать и прибежищем обновленцев и «объектом гражданского назначения» при большевиках.
В 1938 году церковь была отобрана советскими властями у общины обновленцев и в том же году была снесена колокольня.
Почти сразу после войны, в 1946 году храм был передан старообрядческой общине Белокриницкой иерархии после чего его освятили во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Административно храм входит в Донскую и Кавказскую епархию РПСЦ.
У самих старообрядцев их историческое место для богослужений государство отобрало ещё в 30-х годах XX века. На бывшей Большой Демидовской улице располагалась церковь с колокольней, возведенная на средства известного в Астрахани купеческого рода Сапожниковых.
Вместо снесенной церкви на нынешней улице Свердлова, бывшей Б. Демидовской, находятся корпуса службы госбезопасности.
Ныне в храме служит отец Василий, который является настоятелем вот уже более 10 лет. Помогает ему во всех богослужебных и хозяйственных делах матушка Татиана.
Община весьма немногочисленна и без помощи гос. структур реставрация храма и воссоздание колокольни были бы невозможны.
По словам отца Василия, в этом году планируется завершить основные фасадные работы: окраску корпуса храма, водружение купола и золоченого креста на колокольню, пожертвования на «источник благовеста» для которой община по крупицам собирает от неравнодушных старообрядцев из иных епархий.
После наружных работ реставраторы планируют переходить к интерьеру храма.
Внутри церкви бросается в глаза добротная старая роспись стен, выполненная в стиле, присущем храмовой живописи новообрядческих храмов XIX века. Не смотря на утраченные от былого протекания крыши фрагменты, сюжеты и композиции смотрятся цельно. Как свидетельствуют некоторые источники, в последний раз храм был расписан в 1906 году.
Эпоха пощадила внутреннее убранство. Большевики ничего не перестраивали внутри основного корпуса, ограничившись лишь сносом колокольни (храм, по словам о. Василия в 30-е – 40-е года использовался под склад). Отсутствие активной «хозяйственной деятельности» предыдущих настоятелей позволило сохранить интерьерные детали практически в первозданном виде, что в нынешние времена встретишь уже не часто.
Весь пол устлан метлахской плиткой монохромного узора с вкраплением на проходных частях более ярких плиточных ковров.
Кроме добавления современных радиаторов, в церкви сохранена и старая действующая система отопления. Две изразцовые печи «голландки» и пара ретро-форсунок до сих пор дают тепло долгими зимними службами.
Дополняется картина подлинных деталей резными деревянными дверями и витиеватыми кованными оконными решетками.
Оконные рамы, кстати, снабжены длинными поворотными шпингалетами – в наш «пластиковый век» эта система запора в России уже нигде не применяется, потому для любого грамотного реставратора приоритетом будет являться их сохранение при замене старых рам на новые.
Церковь имеет 2 придела. Один из них восстановлен и освящен во имя Казанской иконы Божией Матери.
По просторности храм мог бы вместить не одну сотню молящихся – тем разительнее смотрится малочисленность прихода. Древлеправославных, приемлющих священство в современной Астрахани, увы, считанные единицы.
Впрочем, как свидетельствуют метрические книги, и до революции Покровская старообрядческая община Астрахани была относительно не большой, но в ней состояли некоторые известные в городе купеческие фамилии. В частности, это были уже упоминавшиеся лесоторговцы Бураковы, продолжатели дела купца А.Т. Шульгина, который был активным жертвователем общины.
Отец Василий рассуждает реалистично: пополнение общины вряд ли возможно «естественным» путём: коренных старообрядцев в силу исторических причин в городе почти не осталось, а рассчитывать на приток братьев по вере из иных земель тоже не приходится, ведь географически Астрахань находится вне внутренних миграционных потоков. Остаётся лишь надеяться на промысел Божий в судьбе горожан, ищущих подлинное Православие.