Мухины – известная фамилия в Аксае, а Мухина балка знакома с детства всем аксайчанам. И если гости города пытаются предположить, что названа она так по количеству обитающих здесь мух, то коренные жители знают наверняка, что свое имя балка получила по фамилии лесопромышленника Мухина. Правда, на этом знания обычно и заканчиваются.
О Мухиной балке и о Мухиных мы узнаем от чиновника Филонова, который в 1860 году посетил ст. Аксайскую, а в 1861 опубликовал свои заметки в журнале «Русский мир». По словам Филонова, балка называлась ребинной[1]. Значит, тот самый лесопромышленник Мухин в 1860 году еще не имел к ней никакого отношения. Из журнала мы узнаем, и как выглядела балка в то время: она вся покрыта кустарниками, кое-где проложены узенькие дорожки, но в основном там растет трава по пояс. Из растительности в балке — верба и небольшие дубки. В таком виде Филонов увидел балку, но, тем не менее, он восхищается ее красотой, пишет, что сюда приходят для гуляния аксайские жители, а когда проезжал через Аксайскую станицу Александр II (тогда еще наследник престола), то особенное внимание он обратил на ребинную балку и любовался ею.
От Филонова мы узнаем и о семье Мухиных: они слыли одними из самых богатых лесоторговцев станицы. Про их капитал в народе ходили слухи: одни считали их тысячниками, другие — миллионерами. У Мухиных были свои рощи в Поволжье (на реке Ветлуга). Заготовленный там лес плотами сплавляли в Дубовку, затем переправляли в Качалинскую станицу, а оттуда сплавляли по Дону в ст. Аксайскую. Заниматься торговлей леса на Дону было очень выгодно. Поскольку здесь, в степном регионе, своего леса не было, он продавался по очень высокой цене. Небольшая лачужка стоила 200 рублей серебром. Брус, из которого выходило восемь дощечек, стоил 5 р. серебром. На Дону, по воспоминаниям того же Филонова, было много хозяев, торгующих лесом, но Мухины и Планидины были самыми богатыми из них. Они не только в Аксае, но и в других местах имели свои заведения. Так, у Мухиных лес продавался и в Дубровке, и в Кагальницкой станице, в Ростове, в Таганроге, в Ейске. Кроме леса, Мухины торговали дегтем. Около самого Дона у них были устроены каменные лавки, где складировались бочки[2]. На Генеральном плане станицы Аксайской середины 19 века указаны строения, которые принадлежали Мухиным. Так, ниже улицы Доломановской (ныне это ул. Гулаева), по направлению к реке значительная территория обозначена как «место с застройками казаков Мухиных», постройки Мухиных указаны и недалеко от того места, где сейчас располагается Почтовая станция, чуть ниже Лотошниковых, а еще ниже, на улице Набережной, на карте показан магазин Мухиных. Вообще, достоверных источников о жизни Мухиных очень мало, все, в основном, сводится к легендам и воспоминаниям.
Карта Аксая 1851 г. с обозначением владений Мухиных.
Так, есть версия, что на месте современного предприятия «Гаяне» располагалась дача Мухиных. В фондах Аксайского музея есть фотографии очень плохого качества, сделанные экспедиционным отрядом АСШ№2 в 60-е гг. 20 века. На фотографиях изображены учащиеся в Мухиной балке с подписью «летний домик на даче Мухина в его саду». Уж не знаю, откуда взял эти сведения В.Д. Гладченко, директор Аксайского музея с 1975 по 2005 гг., но в его публикациях существует рассказ о том, что на даче Мухина был установлен один из двух существовавших в дореволюционном Аксае телефонных аппаратов[3]. Существует интересная легенда о смерти самого Мухина, якобы он полез в сейф пересчитывать свои миллионы, и его убило крышкой сейфа. О его наследниках известно лишь то, что один сын был сослан с бывшим помещиком Крыловым в ссылку, а младший сын эмигрировал[4]. Кстати, в метрических книгах Успенской церкви действительно есть записи о семье помещиков Крыловых.
Дом Мухина в здравнице
По данным ГАРО, тем или иным образом с Аксайской станицей связано 3 семьи Мухиных, две из них абсолютно не касаются наших торговых казаков. Первая семья на очень короткое время «появляется» в метрических книгах Успенской церкви ст. Аксайской, т.е. проживали они в приходе именно этой церкви. Эта семья государственных крестьян Харьковской губернии г. Сумы – Иван Лукьянович Мухин, его жена Надежда Осиповна, оба православные. В метриках есть данные о рождении их дочери Анастасии и смерти сына Ивана[5]. Интересно, что семья появляется здесь незадолго до отмены крепостного права, а после 1861 года сведения о них полностью исчезают из метрических книг.
Вторая семья Мухиных – это служивые казаки ст. Камышовской I Донского округа. Известный исследователь С.В. Корягин в очередной книге из серии «Генеалогия и семейная история Донского казачества» на основе послужных списков из разных архивов РФ составил хронологический список семьи Мухиных. Не будем вдаваться в подробности, это действительно совершенно другая семья. Но есть одно «но». Поскольку Корягин не пытается глубоко вникнуть в историю семьи, он просто собирает послужные списки, где фигурирует фамилия Мухиных, поэтому возникает некоторая путаница. Из этого исследования мы узнаем о трех дочерях торговых казаков станицы Аксайской, вышедших замуж за служивых казаков. Но об этом позже.
Наконец, третья семья Мухиных – это торговые казаки ст. Аксайской. Метрическая книга – это наиболее ценный и точный источник для изучения семьи, правда, в случае с Мухиными практически бесполезный. В списках Донского торгового общества их целая семья, а в метриках нет ни слова. У них не рождались дети, во времена буйства холеры никто не умирал. Они не шли в восприемники (крестные), не были поручителями брака. Попытки предположить, что они посещали церкви в Черкасске или Новочеркасске тоже провалились. Но все оказалось гораздо проще. Решила проблему запись, сделанная в метрической книге Троицкой церкви после 20 октября 1874 года: «Казак Петр Дмитриев Мухин, Старообрядческой секты, первым браком, 30 лет и Нижне-Новочеркасской станицы казачья дочь Екатерина Филиппова Рудухина, старообрядческой секты, девица 18 лет, повенчались неизвестно где по своему обряду»[6]. Все сразу стало на свои места: Мухины были старообрядцами. Их и не должно было быть в метриках. Записи о старообрядцах священники обязаны были вносить в метрики. И если в первой половине 19 века, это обязательство они еще исполняли, хоть и неохотно, то во второй половине 19 века таких записей почти не делали. Вполне вероятно, что и запись о браке Мухина П.Д. и Рудухиной Е.Ф. появилась спустя много лет, когда Петру Дмитриевичу потребовался официальный документ, скажем, затем, чтобы доказать права на собственность. Имея определенный вес в станице, он вполне мог обратиться к священнику в Троицкую церковь, и тот за определенную плату вписал сведения об их браке в метрическую книгу и выдал справку. Как бы там не было, Мухины и Рудухины, самые богатые торговые казаки станицы Аксайской, были старообрядцами. Именно поэтому нет Мухиных и в списках благодетелей православных церквей Дона. Вообще, старообрядцев на Дону было много. Только в ст. Аксайской на 1852 г. проживало старообрядцев: по Успенскому приходу – 41 человек мужского пола и 43 – женского, а в приходе Троицкой церкви – 123 человека м.п. и 86 ж. п. Всего же по рапорту в Синод Архиепископа Новочеркасского и Георгиевского Афанасия в Новочеркасской епархии имеется 22 тыс. лиц м.п. и 28 тыс. ж. п. старообрядцев (на 1835 год)[7].
По описанию В. Богачёва в книге «Очерки географии Всевеликого Войска Донского», 1919 года издания, старообрядцы на Дону собрались в большом числе около 1670 года. Здесь никаким стеснениям они не подвергались и потому нередки были переходы в старообрядчество многих влиятельных лиц (старшин и атаманов). Только в конце XVIII столетия такие стеснения начались, а при императоре Александре I были закрыты их церкви на целые сто лет.
По своим душевным качествам старообрядцы-казаки заслуживают всяческого уважения. Они очень честны, домовиты, скромны в жизни, набожны, верны присяге. Семьи их дружны и крепки, младшие почтительны к старшим. В полковой службе они оказываются образцовыми казаками, умными, и держатся с великим достоинством. Гораздо ниже нравственность у посвятивших себя торговле. Обыкновенно, они оказываются склонными к ростовщичеству[8]. Среди старообрядцев был особенно силен дух предпринимательства. Для большинства старообрядческих фирм было характерно стремление к созданию крупных предприятий. Кроме того, некоторые династии основали в чистом виде монополии, существовавшие на протяжении долгого времени.
Создание крупных предприятий было обусловлено тремя причинами. Во-первых, — почитание труда как важной цели бытия. Предприниматели-старообрядцы не останавливались на достигнутом и постоянно наращивали производство. Во-вторых, из-за враждебного к старообрядцам общественного окружения им было необходимо стать богаче и предприимчивей всех остальных. В-третьих, благодаря принадлежности к старообрядческим общинам многие из них могли рассчитывать на разветвленную сеть посредников: извозчиков, хозяев постоялых дворов и т.д.
Где же была церковь, которую могла посещать семья Мухиных? Бывали случаи, когда старообрядцы за определенную денежную сумму «покупали» у православных священников записи в метриках о крещении или венчании, или же вовсе переходили в единоверие. Это было связано с тем, что достигая определённых успехов в предпринимательстве, они не могли дальше развивать свои дела из-за ограничений, которые законами империи налагались на них как на старообрядцев. Судя по метрикам, Мухины православные храмы не посещали. Церковь, которую они по логике вещей должны были посещать, могла быть либо старообрядческой, либо единоверческой (единоверие стало распространяться на Дону после 1879 года). В Аксайском благочинии старообрядческие церкви находились в станице Манычской. Однако в сохранившихся метрических книгах этой станицы Мухиных не оказалось. Не оказалось их и в нескольких старообрядческих молельных домах и церквях Новочеркасска, зато там есть сведения о нескольких семьях Рудухиных и Планидиных, живших постоянно в приходе Михайло-Архангельской единоверческой церкви г. Новочеркасска. Собственно в этом приходе и жила та самая Екатерина Филипповна Рудухина, вышедшая замуж за Петра Дмитриевича Мухина в 1874 году.
Пётр Дмитриевич Мухин. 1911 г.
Надпись на обратной стороне фотографии.
Еще одна версия о церкви, которую могли посещать Мухины, содержится в статье Гладченко об основателе Троицкой церкви Василии Повове: «…На бывшем подворье крупных лесопромышленников Мухиных, до начала XX века находилась еще одна часовенка, построенная на месте еще более ранней церквушки, собрать Есть и еще одно предположение о месте, которое могли посещать Мухины – Кобяковка. Перечитаем еще раз А. Филонова: «Раскольникам кобяковским помогают торговцы аксайские, особенно Планидины и Мухины. Старушки каждую субботу являются в дома этих богачей и получают богатую подачку. В Кобяковке бывает раскольничье моленье, куда и отправляются из Аксая раскольники»[9]. Из высказывания ясно одно, Мухины на Кобяковке не жили, но вполне могли посещать старообрядческие моления. Вполне вероятно, и то, что факт старообрядчества Мухины скрывали, ведь заезжий чиновник Филонов ничего об этом не пишет, по его мнению, они просто помогали старообрядцам, а не являлись ими.
Филонову много наговорили про Кобяковку, поэтому в его описании в одно целое слились и слухи, и его личные домыслы, хотя есть и ценные сведения, например, тот факт, что на Кобяковке находилось старообрядческое кладбище, и почти на всех могилах выбито: «Здесь покоится прах «Рудухиной» или «Рудухина», что подтверждает тот факт, что Рудухины были старообрядцами. Вполне вероятно, что на Кобяковке были похоронены и Мухины.
Сама Кобяковка, по словам Филонова, была таинственным и ужасным местом, могилы и курени раскинуты как попало. Кобяковские старообрядцы не дают напиться православному, разбивают сосуд, из которого он напился, никого не пускают в избу, камнями бросают в чужих. Живут на Кобяковке, в основном, женщины, некоторые из них носят название схимниц, причащаются сами, причащают других, хоронят мертвых по своему, а православных священников к этому не допускают.
Теперь остановимся поподробнее на некоторых членах семьи Мухиных.
1 поколение: Иван Иванович Мухин (ок. 1775 г.р.). Первый из торговых казаков Мухиных в ст. Аксайской, кого мы встречаем в документах ГАРО. Поскольку нет никаких сведений о братьях и сестрах, а, кроме того, именно он в списках Донского торгового общества значится как основатель дела по заготовке леса, то очевидно, что переезжает он сюда один, без родителей и без братьев. Вполне вероятно, что данный переезд состоялся в самом начале 19 века. Мы уже знаем, что новая волна гонений на старообрядцев началась со времени правления Александра I (1801-1825 гг.), это и могло стать поводом к переезду на новое место. Кроме того, от Филонова мы знаем, что свое дело Мухины основали, имея леса в Поволжье, на реке Ветлуга. Возможно, именно оттуда и идут корни торговых казаков Мухиных в ст. Аксайской. Однако это всего лишь гипотеза, никаких прямых доказательств переезда в архиве не обнаружено.
Из достоверных источников об Иване Ивановиче Мухине известно лишь то, что в 20-е годы 19 века в станице Аксайской у него было имение. В метриках мы видим сведения о рождении детей у крестьян, принадлежавших Мухину.
2 поколение: Чуть позже в материалах Донского торгового общества появляется целая плеяда успешных лесопромышленников Мухиных, занимающихся торговлей леса в ст. Аксайской: Дмитрий Иванович (ок. 1818 г.р.), Федор Иванович (ок. 1801 г.р.), Степан Иванович (ок. 1809 г.р.), Андрей Иванович (ок. 1804 г.р.) и Иван Иванович (ок. 1813 г.р.) Мухины. Они значатся лесопромышленниками второй очереди, т.е. продолжают занятие отца. Начиная с 1836 года, все они состоят в списках Донского торгового общества. В 1862 году из списков исчезает Степан Иванович и Федор Иванович. Степан Иванович Мухин умирает в 1856 году, приблизительно, в возрасте 47 лет. Федор Иванович, очевидно, просто передает дела торговли детям, так как сведения о нем мы встречаем еще в 70-е гг.
Что касается капитала Мухиных, то у каждого брата он был свой. На 1862 г. у Ивана Ивановича – 25 тыс. руб.; у Андрея Ивановича – 60 тыс. руб.; у Дмитрия Ивановича – 65 тыс. руб., причем два последних продолжают состоять в Донском торговом обществе после окончания 25-летнего срока службы. В том же году капитал Петра Васильевича Рудухина составил 100 тыс. руб. Общий капитал Мухиных составил бы гораздо большую сумму, но очевидно после смерти отца братья разделили наследство. Среди успешных торговых казаков много Баландиных, которые занимались торговлей хлеба. Как бы там ни было, семья Мухиных по капиталам занимает одно из первых мест среди торговых казаков станицы Аксайской.
По архивным данным на 1872 год вдоль построенной железной дороги находились различные строения, и среди прочих владельцев в списке есть Иван, Андрей, Федор и Дмитрий Ивановичи Мухины. В собственности Ивана Ивановича числится магазин каменный, крытый деревом, кроме того, в совместной собственности Андрея и Ивана есть еще один магазин, крытый железом. В собственности Дмитрия 3 каменных магазина, 2 амбара, каретник, подъездной сарай, каменный сарай, каменный дом и деревянная изба. Примечательно, что между постройками Дмитрия Мухина и общим магазином Андрея и Ивана в списке числятся постройки Почтовой станции. Андрей Мухин имеет в собственности каменный дом, кухню, флигель, ледник, баню, каретник, конюшню и деревянный амбар. Не меньше имущества и у Федора Мухина: каменный дом, магазин, подъездной сарай, баня, 2 каретника, амбар и 2 сарая[10]. Очевидно, это не все, что принадлежало Мухиным в станице Аксайской. В деле о распределении свободной земли между станицей Аксайской и г. Новочеркасском описывается участок земли в 4 десятины для продажи «в нагорной части, смежно с обмежеванной дачей вдовы казака Мухиной и садами полковницы Леоновой и господ Золотаревых»[11]. Вполне может быть, что эта собственность вдовы казака Степана Ивановича Мухина, умершего в 1856 году.
Представительниц женского пола второго поколения семьи Мухиных мы практически не знаем. Известно лишь, что Андрей Иванович женился 5 ноября 1822 года на Елисавете Ивановне Пересеренновой, дочери казака г. Новочеркасска 2-й части.
Еще об одной женщине мы узнаем благодаря тому самому исследователю Корягину. Вера Ивановна Мухина вышла замуж за Лотошникова Андрея Павловича, войскового старшину, казака ст. Аксайской. За ней числится имущество – дом в ст. Старочеркасской. По послужному списку Лотошникова А.П. 1843 г. у Веры Ивановны был сын Павел 2 лет[12]. В каком году она родилась понять сложно, но ее муж 1791 г.р. Она, наверняка, была младше. По возрасту она может быть сестрой 2-го поколения торговых казаков Мухиных.
3 поколение: Начиная с 1862 года, в списках Донского торгового общества вместо Степана и Федора Мухиных появляются их дети. Степан умирает, поэтому его капитал достается Якову Степановичу Мухину (1836 г.р.). Федор, очевидно, передает дела детям – вместо него в торговом обществе числятся Петр Федорович (ок. 1825 г.р.), Иван Федорович (1837 г.р.) и Николай Федорович (ок. 1844 г.р.). Все занимаются лесом. Капитал каждого из них первоначально – 10 тыс. руб. Дела, видимо, шли весьма успешно. В 1878 году у Николая Федоровича уже 25 тыс. руб. Начиная с 1869 года в списках появляется сын Дмитрия Ивановича Мухина — Петр Дмитриевич (1844 г.р.), тот самый, запись о браке которого сделана в метрической книге за 1874 год. Его капитал весьма небольшой, всего 1,5 тыс. руб. Дети Ивана Ивановича Мухина – Порфирий (ок. 1849 г.р.), Иван (ок. 1840 г.р.), Николай (ок. 1855 г.р.) и Федор (ок. 1854 г.р.). Капиталы их не превышают 2 тыс. руб. Причем, Николай Иванович занимается уже не торговлей леса, а мануфактурой. Иван Федорович начинает заниматься торговлей хлеба. Видимо, в этот период времени (70-е гг. 19 века) лес уже не приносил большого дохода, и Мухины переключаются на другие промыслы.
Об одном представителе 3-го поколения – Якове Степановиче Мухине можно рассказать подробнее. Видимо, он первый из всей семьи принял решение перейти из старообрядчества в православие. 5 февраля 1858 года в Троицкой церкви он присоединен из «раскола» к православию через миропомазание [13]. В апреле этого же года он женится на дочери казака из ст. Старочеркасской Екатерине Александровне Андроповой (1841 г.р.), православной[14]. Возможно, этот брак для Якова стал причиной смены вероисповедания. В метриках мы встречаем записи о рождении его детей: Екатерины (1873 г.р.), Степана (1862 г.р.), Марии (1864 г.р.) и Варвары (1868г.р.), правда, в 1865 г. Степан и Мария умирают от кори, а в 1869 году Варвара – от простуды. Сам Яков Степанович умирает в 1874 году от «апоплексии» (эпилепсии) в возрасте 37 лет. В списках Донского торгового общества после смерти Якова его детей не появляется. Очевидно, единственная наследница – это Екатерина Яковлевна Мухина, о которой, к сожалению, больше нет никаких сведений.
4 поколение: это поколение семьи Мухиных, наверно, самое интересное для исследования. Именно на него пришлись все катаклизмы начала 20 века. Стоит заметить, что Мухины, во-первых, начинают переходить в православие, а, во-вторых, начинают переезжать из ст. Аксайской. Мы встречаем Мухиных в приходе Александро-Невской церкви города Ростова, причем, эта часть семьи продолжает оставаться в списках «раскольников». В приходе Покровской церкви также есть аксайские Мухины, по большей части в списках иногородних, но уже православных. До 1908 года Мухины продолжают оставаться в списках Донского торгового общества , относятся к станице Аксайской. В 1898 году еще живы Петр Дмитриевич и Иван Федорович Мухины, они остаются почетными членами Донского торгового общества, их приглашают на молебны и все торжественные случаи в Ростов, причем, приглашения для них отправляют почтой в ст. Аксайскую, т.е. как минимум двое Мухиных на рубеже веков продолжают жить в Аксае. Впрочем, Петр Дмитриевич есть еще и в списках избирателей по Черкасскому округу во 2-ю Государственную Думу 1907 года. О его наследниках мы ничего не знаем. Вообще, сведения в 4 поколении имеются только о потомках Федора Ивановича Мухина.
Ольга Петровна Мухина (1873 г.р.), дочь торгового казака Петра Федоровича Мухина. У Корягина С.В. есть данные, что она была женой подъесаула Анатолия Николаевича Алексеева (1865 г.р., ст. Старочеркасская)[15]. В ГАРО хранится брачный обыск Мухиной О.П. Брачные обыски совершали с целью доказать, что между женихом и невестой нет кровного родства, да и вообще нет никаких препятствий для совершения таинства брака. Обыск был совершен в Покровской церкви г. Ростова 13 ноября 1891 г. Из него мы узнаем, что Ольга Петровна, действительно, приходится дочерью торгового казака ст. Аксайской, но до брака она постоянно проживает в приходе Покровской церкви, является православной[16]. Примечателен тот факт, что в исповедальных ведомостях Покровской церкви в списках постоянно проживающих семей нет семьи Ольги Петровны Мухиной, как нет и семьи ее мужа Алексеева. Скорей всего до свадьбы они числились в списках временно проживающих в Ростове иногородних. Возможно, она сменила вероисповедание только при переезде в Ростов. Дело в том, что метрики за 1873 г., год ее рождения, сохранились, в них нет данных о ее рождении, следовательно, крестили ее в старообрядчестве.
Еще об одной женщине также есть сведения и у Корягина, и в брачных обысках – Мария Николаевна Мухина (1876 г.р.). Ее муж – есаул Прянишников Виталий Яковлевич (1866 г.р.). Из обыска известно, что до свадьбы она временно проживала в приходе Покровской церкви, была дочерью казака ст. Аксайской, православной[17]. Интересен тот факт, что в списках людей, чье имущество располагается вдоль линии железной дороги в Аксае, есть урядник Прянишников. Мария Николаевна – дочь Николая Федоровича Мухина. Из списков Донского торгового общества мы узнаем и о его сыне – Андрее Николаевиче Мухине (ок. 1872 г.р.). В последних списках Донского торгового общества самым интересным являются не столько фамилии, капиталы, год присяги, сколько пометки, сделанные карандашом под фамилиями. Андрей Николаевич Мухин имел небольшой капитал, всего 1,5 тыс. руб., занимался уже не лесом, в графе занятие стоит слово «разным». Под его именем есть пометки – «частный землемер» и «в Ростове». Т.е. мы видим, что, не смотря на то, что свидетельство на право торговой деятельности он получает в Аксайской станице, местом своего проживания и деятельности Андрей Николаевич выбирает Ростов.
Ну, и, наконец, дети Ивана Федоровича Мухина. Всего трое из них состоят в Донском торговом обществе в разное время: Николай Иванович (1870 г.р.), Андрей Иванович (1875 г.р.) и Иван Иванович (1869 г.р.). Все трое занимаются лесом, капиталы каждого из них не превышают 5 тыс. руб. По пометкам, сделанным карандашом, понятно, что Николай Иванович был урядником, в 1897 году стояла пометка «технолог», но в 1898 году ее вычеркнули и сделали новую: «Не окончил курс в Риг?», то ли так сократили город Ростов, то ли имеется в виду Рига, неясно. Под именем Андрея Ивановича стоят совсем невнятные пометки: «бръ» или «еръ», в другой год – «зем» и «молод». Если верить датам, то в 1898 году, когда сделана эта пометка ему было 23 года. Третий сын, который состоит в Донском торговом обществе – Иван Иванович Мухин. В фонде Донского торгового общества ему посвящено целое дело. Он окончил курс обучения в Аксайском мореходном классе и был выпущен штурманом каботажного плавания, сам изъявил желание отбывать воинскую повинность во флоте по общему закону империи. Плавал штурманом 4 года по 5 месяцев. Но в 1900 году в связи со смертью отца и вынужденностью вести торговые дела, он оставляет плавание и вносит капитал в Донское торговое общество на 1900-1901 гг. Иван Иванович Мухин не разобрался в правилах и льготах, которые дает членство в Донском торговом обществе. Оказалось, что Донское торговое общество освобождает от несения службы только в войсках первой очереди, а отнюдь не во флоте. Иван Иванович начинает подавать прошения, объяснять свою неявку во флот торговыми делами, но все его обращения остались без внимания, ему порекомендовали подать прошение Войсковому Наказному атаману о возвращении его в первобытное казачье звание и разрешении ему отбыть воинскую повинность в войсках первой очереди. Очевидно, прошение удовлетворено не было, так как в 1904 году Иван Иванович Мухин является писарем у командира 10 роты, 32 флотского экипажа. Не вернули ему и деньги, которые он внес за членство в Донском торговом обществе, объяснив это тем, что льготами он пользовался, а то, что членство в Донском торговом обществе не освобождает от несения воинской повинности во флоте, он должен был знать[18]. Интересен тот факт, что в деле есть информация о брате Ивана Ивановича – Анатолии Ивановиче Мухине.
Действительно, помимо трех сыновей Ивана Федоровича, которые состояли в Донском торговом обществе, у него были и еще дети. Сохранилась ценная исповедальная ведомость Александро-Невской церкви г. Ростова, где в списках раскольников значится вся семья Ивана Федоровича: жена Еропиада (1847 г.р.), и помимо трех уже упомянутых сыновей, есть еще дочка Лариса (1867 г.р.) и два сына: Анатолий (1872 г.р.) и Алексей (1876 г.р.)[19]. Именно об этом Анатолии и идет речь в деле штурмана Мухина. Анатолий был художником, окончившим курс наук в Академии художеств по исторической живописи, имел диплом. Видимо, обладал к тому времени и определенным весом в обществе, именно он приезжает ходатайствовать за брата, хотя его попытки были тщетны.
Художник Анатолий Иванович Мухин был довольно известным человеком своего времени. Он стал одним из учредителей Ростово-Нахичеванского на Дону общества изящных искусств (1907-1918), подготовил талантливых учеников, одним из которых стал известный в Ростове художник Келлер Петр Степанович, который в последствии преподавал в изостудии Ростсельмаша. В газете «Северо-Кавказский коллекционер» в 1929 году вышел некролог А.И. Мухину: «Недавно в Ростове скончался после продолжительной и тяжкой болезни известный художник Анатолий Иванович Мухин. Масса картин покойного находится в гос. музеях Края и далеко за его пределами. Покойный был одним из выдающихся и талантливых художников Дона»[20].
В 1924 году в арендное пользование Аксайской биологической станции сроком на 6 лет отдают бывшее имение А.И. Мухина, площадью 72 десятины. В архиве сохранился план этого имения. Принадлежать оно могло одному из сыновей Ивана Федоровича Мухина: Андрею, Анатолию или Алексею. Единственный из них троих, кто занимался торговлей и проживал в ст. Аксайской – Андрей Иванович Мухин. А если вспомнить, что в 1861 году Мухина балка, по словам Филонова, еще называлась ребинной, то вполне вероятно, что свое современное название она получила именно по имени хозяина данного имения – Андрея Ивановича Мухина.
Мы ничего не знаем о детях Петра Дмитриевича Мухина и Екатерины Филипповны Рудухиной, а ведь Петр Дмитриевич проживает в Аксае еще в 1907 году, никуда не переезжает, веры не меняет.
Выводы:
- Семья торговых казаков Мухиных в ст. Аксайской была очень большой, прослеживается 4 поколения семьи. Невозможно сказать наверняка, по имени какого Мухина названа балка. Как невозможно сказать и то, кто именно из последнего поколения Мухиных эмигрировал, а кто был сослан в ссылку.
- Капиталы первых поколений семьи Мухиных, действительно, были большими. Во втором поколении они достигали 65 тыс. руб. на одного представителя. К концу века, видимо, в связи с общим упадком торговли и расцветом г. Ростова и Нахичевани, капиталы не превышали 5 тыс. руб. на человека.
- Представители первых трех поколений семьи Мухиных были старообрядцами. Последнее поколение начинает переходить в православие, но семья Ивана Федоровича Мухина по-прежнему остается в списках старообрядцев.
- Большинство представителей 4-го поколения проживают в Ростове, в приходе Покровской и Александро-Невской церквей.
- Художник А.И. Мухин, окончивший курс Академии художеств, является представителем семьи торговых казаков Мухиных ст. Аксайской.
Ссылки:
[1] Филонов А. Очерки Дона. Аксайская станица. // «Русский мир» 1861 г. №11. С. 210.
[2] Филонов А. Очерки Дона. Аксайская станица. // «Русский мир» 1861 г. №11. С. 207.
[3] Гладченко В. В дар будущему музею.//Победа. 25.06.1985. №76. С.2.
[4] Из дневника экспедиционного отряда 6 «б» класса АСШ №2, 1966 г. (архив музея, рукопись).
[5] ГАРО,Ф. 803, Оп.1, Д. 228, Л. 158 об.-159; 182 об.-183. Метрическая книга Успенской церкви ст. Аксайской за 1860 г.
[6] ГАРО, Ф. 803, Оп. 1, Д. 652, Л. 147 об-148. Метрическая книга Троицкой церкви за 1874 г.
[7] ГАРО, Ф. 226, Оп. 2, Д. 2178, Л. 3. Список раскольников по Новочеркасской епархии.
[8] Богачев В.В. Очерки географии Всевеликого Войска Донского. Новочеркасск, 1919.// http://www.gennadym.okis.ru/418.html
[9] Филонов А. Очерки Дона. Аксайская станица. // «Русский мир» 1861 г. №11. С. 205.
[10] ГАРО, Ф. 46, Оп.1, Д. 1030. Л. 109, 111. Список домохозяев Аксайской станицы постройки которых находятся близ линий железной дороги 1872 г.
[11] ГАРО, Ф. 46, Оп.1, Д. 1103. Л. 13 об. Дело о распределении свободной земли между станицей Аксайской и г. Новочеркасском. (Июнь 1873-июль1874).
[12] Корягин С.В. Генеалогия и семейная история донского казачества. Вып. 7. Прянишниковы и другие. М. 1999. С. 85.
[13] ГАРО, Ф. 803, Оп.1, Д. 143. Л. 214 об. Метрическая книга Троицкой церкви за 1858 г.
[14] ГАРО, Ф. 803, Оп.1, Д. 143. Л. 287 об. Метрическая книга Троицкой церкви за 1858 г.
[15] Корягин С.В. Генеалогия и семейная история донского казачества. Вып. 7. Прянишниковы и другие. М. 1999. С. 86.
[16] ГАРО, Ф. 226, Оп. 21, Д. 155, Л. 75. Брачный обыск Покровской церкви 1891 г.
[17] ГАРО, Ф. 226, Оп. 21, Д. 157, Л. 232. Брачный обыск Покровской церкви 1896 г.
[18] ГАРО, Ф. 200, Оп. 1, Д. 1053. Дело штурмана И.И. Мухина 1901 г.
[19] ГАРО, Ф. 226, Оп.21, Д. 73, Л. 83. Исповедальная ведомость Александро-Невской церкви г. Ростова на 1890 г.
[20] «Северо-Кавказский коллекционер». Сентябрь, 1929 г. №9-й (19-й). Ростов-на-Дону.