Вечера на хуторах или что осталось от жизни казаков-старообрядцев на Дону.
В дельте Дона старообрядцы населяли несколько казачьих хуторов – два из них с «археологическими» названиями Курган и Городище, которые территориально входили в Елисаветовский юрт Ростовского округа Всевеликого Войска Донского, где основным промыслом в то время была ловля и заготовка рыбы.
Сейчас это хутора с теми же названиями, но уже Азовского района Ростовской области.
Городище, кстати, действительно облюбован археологами, где постоянно проходят раскопки пластов античных времён.
х. Городище. Раскопки. Фото 2009.
Молиться местные казаки ходили в церковь, что была построена в Кургане, а хоронить своих собратьев везли в Городище.
И кладбище и церковь, со следами воздействия эпохи сохранились до наших дней.
Строительство храма началось в 00-х годах XX в, а первые богослужения в нём стали проходить в 1909. Настоятелем Покровского собора были найдены документальные свидетельства о периоде деятельности елисаветинской общины, приходящимся на первые годы жизни храма:
28 июля 1909 года областным правлением Войска Донского была зарегистрирована елисаветовская старообрядческая община.[1]
Община наименована в честь Успения Пресвятой Богородицы, с распространением ее действия кроме станицы Елисаветовской, еще на следующие хутора: Обуховский, Усть-Койсугский, Полазаевский (скорее всего, опечатка, чит. Колузаевский) и Рогоженский.
Предположение образовать здесь общину возникло с самого того времени, как был распубликован закон об общинах, но от осуществления этого отвлекало, во-первых, неимение своего священника, а во-вторых, производившаяся постройка нового храма. Не имея своего священника, здешние старообрядцы обращались с духовными нуждами в Ростов к тамошнему священнику о. Филиппу, что предоставляло иногда большие неудобства. Прошедшим летом было решено обзавестись собственным священником и с этой целью написали прошение московскому архиепископу Иоанну. Владыка не замедлил исполнить их просьбу и 8 июня рукоположил во священника о. Ераста Ребезова, бывшего дотоле диаконом в с. Золотаревка, Херсонской губернии, который и прибыл в Елисаветовскую к 1 августа. С прибытием священника начали совершаться священнические богослужения, которые привлекали многих даже из числа бывших дотоле в разделении беглопоповцев. Ввиду того, что народ усердно посещал богослужения, прежнее молитвенное помещение оказалось далеко не вмещающим всех богомольцев, и поэтому, хотя новостроющийся храм не был еще вполне закончен (не были написаны иконы), решили перейти в него. 12 октября храм был освящен и с этого времени богослужения совершаются уже в новом храме. Совершив эти дела, елисаветовцы начали ходатайствовать о зарегистрировании своей общины, которая в настоящее время и утверждена.[2]
[1] Журнал «Церковь», 1909, №47, с. 1328
[2] Журнал «Церковь», 1909, №28, с.869
Как видим из фотографии 50-х (?) годов, любезно предоставленной одной из прихожанок ростовской Общины – храм имел колокольню и центральный купол над его молельной частью. К тому же, существовали и боковые входы с двух сторон, с приделами из пиленных ракушечных блоков.
Храм закрыли, по информации старожилов, в 1960-е во времена хрущёвских гонений на церковь.
х. Курган. На пленэре. Фото (60-е гг. XX в.). Из архива Покровского Собора Ростова н/Д.
Ныне от здания бывшей церкви остался только остов.
х. Курган. Здание церкви. Фото 2009.
х. Курган. Здание церкви. Вид сзади. Фото 2009.
После закрытия его приспособили под амбар, а когда в станице Елизаветинской с окрестными хуторами организовали «Рыбколхоз им. Ленина», в здании церкви разместился сельский клуб. В заведении вели «агитационно-просветительскую» деятельность, показывали кино и проводили концерты, о чём свидетельствуют следы тканевой обивки на стенах и потолке, а также транспаранты и плакаты, до сих пор висящие по стенам. После заката деятельности клуба, церковь снова приспособили под склад.
х. Курган. Внутри здания бывшей церкви. Фото 2009.
х. Курган. Внутри здания бывшей церкви. Фото 2009.
В реестре объектов истории и культуры Министерства Культуры РФ развалины церкви числятся поставленными
на гос. охрану (реш. №301 от 18.11.1992). Однако, при ближайшем рассмотрении объекта, никаких следов консервации
здания нет и в помине.
Фото 2012.
Кирпич для здания, как показал осмотр находок, изготавливливался в округе — либо на местном станичном заводе, либо доставлялся из соседнего посада Азов.
Кирпич с неидентифицированным клеймом. Из фондов музея Покровского собора.
Среди прихожан ростовской Общины до сих пор ходят рассказы о красоте изразцового иконостаса, уничтоженного после закрытия церкви. Благо, сохранились архивные фотографии интерьера.
х. Курган. Иконостас храма. Фото (40-е – 50-е гг. XX в.). Из архива Покровского Собора Ростова н/Д.
У одного из прихожан ростовского Cобора сохранился артефакт: фрагмент глазурованного изразца, использовавшегося в декоре иконостаса храма.
Фрагмент изразца из иконостаса храма, нач. XX в. (Из фондов музея Покровского Собора Ростова н/Д)
Как упоминалось выше, в соседнем хуторе Городище находится кладбище с сохранившимися старообрядческими могилами.
х. Городище. Кладбище. Фото 2009.
х. Городище. Кладбище. Фото 2009.
Ныне старообрядцев в этих хуторах практически нет. Лишь не многие из оставшихся ещё посещают богослужения в Покровском Cоборе Ростова-на-Дону…
В дополнение к теме предлагаются любопытные статистические выдержки из книги В. Богачёва «Очерки географии Всевеликаго Войска Донского», 1919 года издания (cохранена терминология и пунктуация автора):
«Донские старообрядцы (…) по преимуществу казаки: из крестьян их мало. Общее число старообрядцев 160,000 обоего пола;
из них казаков: имеющих священников 113,600 человек и беспоповцев, т.е. не имеющих священников, около 37,300,
что составляет 1/10 часть всего казачества.
Старообрядцы на Дону собрались в большом числе около 1670 года. Они ещё больше умножились в начале царствования Петра Великого. Здесь никаким стеснениям они не подвергались и потому нередки были переходы в старообрядчество многих влиятельных лиц (старшин и атаманов). Только в конце XVIII столетия такие стеснения начались, а при имп. Александре I были закрыты их церкви на целые сто лет. По своим душевным качествам старообрядцы-казаки заслуживают всяческого уважения. Они очень честны, домовиты, скромны в жизни, набожны, верны присяге. Семьи их дружны и крепки, младшие почтительны к старшим. В полковой службе они оказываются образцовыми казаками, умными, и держатся с великим достоинством. Гораздо ниже нравственность у посвятивших себя торговле. Обыкновенно, они оказываются склонными к ростовщичеству.
Старообрядчество более распространено во II Донском округе, где живёт свыше 70,000 казаков-раскольников,
а в Усть-Медведицком около 30,000; большое число старообрядцев из средних и низовых станиц, выселилось в дальние, частью задонские хутора».
Сбор информации и фото: Роман Бочарников, Ростов н/Д – Курганы – Городище, 2009 — 2012.
Дополнения: о. Иоанн Севастьянов, 2012.
[[] При перепечатке материалов этого раздела ссылка на сайт IZDREVLE.RU обязательна.