Пожертвовать

Собираем на добрые дела

×

Епископ Иов и епископ Силуан

 В 1846 году Митрополит Амвросий присоединился к Древлеправослвной Церкви Христовой, таким образом трёхчинная иерерхия в Древлеправославной Церкви была восстановлена. Через 9 лет, в условиях постоянных преследований и притеснений со стороны имперской власти, старообрядцы впервые учредили свою епархию на Дону и Кавказе. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с биографиями двух первых архиереев на кафедре Донской и Кавказской епархии. 

Епископ Иов (Зрянин)

«Епископ Иов (Зрянин Иван Андреевич; 1793 — 20.01.1872, станица Кавказская Кубанской обл. (ныне Кавказского р-на Краснодарского края)), 1-й епископ Кавказский и Донской старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию. Из казаков, жил в станице Кавказской. В 40-х гг. XIX в. Иван Зрянин вместе с Яковом Терёшиным поселился в развалинах старых пещер в 2 верстах от станицы Кавказской, на месте бывшего беспоповского скита, устроенного в 1797 г. и разрушившегося в 1832 г. в результате обвала горы с пещерами в р. Кубань.

В 1855 г. Иван Зрянин принял иночество и 5 октября старообрядческим архиепископом Владимирским и всея Руси Антонием (Шутовым) был рукоположен во епископа новообразованной Кавказской и Донской кафедры; стал одним из первых старообрядческих епископов российского поставления. В 1865 г. в пещерах на месте своего отшельничества, в местности Обвалы, епископ Иов основал Никольский скит, куда собрались насельники-старообрядцы из казаков с Дона, Терека и из других мест. Первоначально обитель была сложена из плетней «и в таком малом пространстве, так что с нуждою помещалась полотняная походная церковь» (РГБ. Ф. 246. Карт. 203. Д. 8. Л. 21). 19 февр. 1867 г. Иов отправил в старообрядческую Московскую архиепископию прошение о разрешении «построить молитвенный дом по образцу древлеправославных церквей с алтарем, кумполами, крестами и со звоном, при котором всегда будут находиться 2 священноинока, нами вновь рукоположенных к сему храму» (Там же. Л. 21 об.). Наряду с церковью в общежительном скиту, содержавшемся на пожертвования, имелись хозяйственные постройки, кельи. Кавказско-Никольский монастырь был центром старообрядческой Кавказско-Донской епархии, резиденцией епископа.

Формирование Кавказско-Донской епархии сопровождалось многими сложностями, из которых главной была затрудненность сообщения паствы с епархиальным центром. Донские старообрядцы стремились к прямому подчинению архиепископии в Москве, «понеже вся святыня истекает из Москвы» (Там же. Л. 8), священники не повиновались Иову, самостоятельно выбирали себе приходы. Очень скоро епископ Иов оказался в состоянии острого конфликта со многими донскими старообрядческими иереями, которых он подвергал строгим наказаниям в виде запрещения в священнослужении на длительный срок. На епископа Иова поступали жалобы к Московскому архиепископу Антонию (Шутову). Последний советовал епископу «отечески, с кротостью, терпеливо исправлять священников, но не облагать запрещениями, обвинениями и через то поселять в христианах душевное расстройство» (Там же. Карт. 204. Д. 1. Л. 14 об.). В 1867 г. архиеп. Антоний безуспешно вызывал Кавказского епископа в Москву. При этом ситуация в епархии, по словам епископа Иова, была критической. В 1868 г. Иов требовал от архиепископии разъяснений в связи с дошедшими до него слухами относительно решения старообрядческого собора о пострижении Иова в схиму и об удалении его от управления епархией из-за малограмотности.

По-видимому, отношения Кавказского епископа с центром осложнялись также из-за его позиции в вопросе об «Окружном послании» (1863). Иов советовал Московскому архиепископу Антонию (Шутову), подписавшему «Окружное послание», отказаться от документа и прийти к согласию с выступившими против послания Белокриницким митрополитом Кирилом и Антонием (Климовым), которого митрополит Кирил назначил вместо архиепископа Антония (Шутова) на Московскую кафедру. Епископ Иов писал, что архиепископа Антония (Климова) он «полюбил, он простяк» (Там же. Л. 20 об.- 21). И сторонники, и противники «Окружного послания» пытались привлечь Кавказского епископа на свою сторону. Один из противоокружнических лидеров, Прокопий (Божанов) Лаврентьев, послал епископу Иову свое сочинение «Разбор Ответа митрополита Кирилла Формосскому обществу». В то же время Московский духовный совет обратился к Иову с «братолюбным назиданием о хранении истинного мира церковного». Оба обращения остались без ответа. В 1870 г. Иов проигнорировал решение Московской архиепископии о примирении с митрополитом Кирилом, который раскаялся в своем содействии противоокружникам. Молчание Иова послужило основанием подозревать его в противоокружнических симпатиях. К Кавказскому епископу была направлена делегация, которой он выразил сомнение в факте покаяния митрополита Кирила. В архиепископии считали, что епископ Иов за богослужением поминает противоокружнического епископа Антония (Климова). Иов эти слухи опроверг, заявив, что не отделялся от епископов и Московского духовного совета. 20 сент. 1871 г. епископ Иов принял схиму и оставил кафедру. Кавказская епархия была разделена на Кавказскую и Новочеркасско-Донскую, кафедры долгое время не замещались». [1]

Епископ Иов был погребен на кладбище основанного им Кавказско-Никольского монастыря. Значительная часть местного населения почитала его святым. 11 февраля 1894 года в старообрядческий Никольский скит близ вблизи станицы Кавказской, прибыл новообрядческий миссионер архимандрит Исидор (Колоков). В издании «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря» С. Г. Вургафта, И. А. Ушакова данный эпизод описан так: «под тем предлогом, что желает ознакомиться с храмом Никольского старообрядческого мужского монастыря близ станицы Кавказской, он вошёл в церковь в сопровождении всего лишь одного ветхого старообрядческого инока, и вдруг бывшие с ним два служки достали из своих узелков священническое облачение и все необходимое к службе. Оттеснив в сторону пораженного святотатством инока, миссионер начал свое богослужение. Ожидавшая его знака сотня казаков тут же захватила монастырь, который с той минуты был объявлен единоверческим. Инокам-старообрядцам было приказано убираться на все четыре стороны. Отобранный монастырь Исидор сделал своей резиденцией». Резолюцией новообрядческого епископа Агафодора, архимандрит Исидор назначен управляющим этим монастырём.[2]

После этого иноки разбрелись, а живший там старообрядческий Кавказский епископ Силуян (Морозов) отправлен в станицу Урюпинскую. По указанию архимандрита Исидора, 7 февр. 1896 г. выкопали и разбили гробы с останками епископа Иова и священноиерея Григория, оказавшимися нетленными; останки были сожжены. Монастырские постройки были переданы новообрядческому Никольскому миссионерскому монастырю. [3]

Епископ Силуан (Морозов)

Епископ Силуан (Морозов Степан Петрович; 1830 -17.12.1902) – епископ Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию). Родился около 1830 года.

«После смерти первого народного избранника — епископа Иова (Зрянина) — на освободившуюся епископскую кафедру был избран донской казак Степан Петрович Мороз рукоположенный в сан 30 ноября 1879 г. под именем Силуян архиепископом Виссарионом Измаильским в г. Новочеркасске. Любопытно, что его избранию предшествовала длительная борьба за своего кандидата, происходившая между донскими и кубанскими казаками — с одной стороны, и терскими — с другой. Целью последних являлось перенесение епархиального центра из станицы Кавказской в станицу Алхан-Юртовскую Терской области. В связи с этим уже в январе 1872 г. сюда прибывает настоятель саратовского старообрядческого монастыря священноинок Серапион, которого должен был рукоположить в архиерейский сан Казанский епископ Пафнутий в здешнем скиту. Однако из-за решительного противодействия местной военной администрации планы терских старообрядцев были сорваны». [4]

Продолжал жить в скиту, основанном епископом Иовом. В скиту было 20—30 иноков, содержались они на доброхотные пожертвования. Скит имел общежительный устав, молитвенный дом, постройки для жилья и службы для монастырского хозяйства. [5]

11 февраля 1894 года епархиальным миссионером архимандритом Исидором (Колоколовым) был захвачен Никольский скит, основанный епископом Иовом (Зряниным). Инокам-старообрядцам было приказано убираться на все четыре стороны. Обитатели скита разбрелись, а епископ Силуан был отправлен на Дон для жительства. На месте скита был устроен новообрядческий Никольский миссионерский монастырь.

11-12 февр. 1894 г. Кавказско-Никольский монастырь был упразднен, иноки выселены, живший там старообрядческий Кавказский епископ Силуян (Мороз) отправлен в станицу Урюпинскую, а затем переселился на Дон.

27 июля 1902 года Освященный Собор старообрядческих епископов удовлетворил прошение епископа Силуана о зачислении на покой по состоянию здоровья: «епископа Силуан уволить от всякого управления епархией, но предоставить ему право именоваться епископом и совершать священнодействие в храме, где проживает, а в других местах с разрешения местного епископа»[6].

Епископ Силуан скончался 17 декабря 1902 года, в хуторе Малозападенском Донской области. 11 июля 1904 года, нетленные останки его перенесены в Новочеркасск. После упразднения большевиками старообрядческих общин в Новочеркасске могила епископа Силуана была утеряна. 

Источники:

  1. http://www.pravenc.ru/text/578178.html.
  2. http://dir.md/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80_(%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2)?host=ru.wikipedia.org. 
  3. http://www.pravenc.ru/text/578178.html.
  4. «Старообрядческое духовенство Белокриницкой иерархии в Кубанской области в.п.19-н.20вв». А.И.Зудин www.gipanis.ru.
  5. http://kavkazskaya-hram.cerkov.ru/stranicy-istorii/3//
  6. http://rpsc.ru/misc/other/1902-g-iyul-gtula//

Материал подготовил: чтец Иоанн Распопин.

← Назад к намедни