Пожертвовать

Собираем на добрые дела

×

Епархиальное Собрание Донской и Кавказской епархии ( Ростов-на-Дону, 2009)

Решение Епархиального Собрания Донской и Кавказской епархии.
Ростов-на-Дону, 17 декабря 2009 г.

Председатель собрания:
Преосвященный Зосима, епископ Донской и Кавказский.

Присутствующие:
протоиерей Иоанн Рыбаков (Майкоп)
иерей Георгий Гилев (Калач-на-Дону)
иерей Иоанн Горшенин (Фролово, Волгоградская область)
иерей Василий Бударев (Астрахань)
иерей Валерий Кириченко (Кавказская, Краснодарский край)
иерей Иоанн Севастьянов (Ростов-на-Дону)
чтец Иоанн Распопин (Ростов-на-Дону)
чтец Игорь Вершинин  (Волгоград)
Коротков Николай Иванович (Ростов-на-Дону)
Циплаков Михаил Юрьевич  (Кисловодск)
Палий Николай Иванович (Ессентуки)
Шалимова Антонина Пименовна (Кавказская, Краснодарский край)
Солдаткина Анна Григорьевна (Морозовск, Ростовская обл.)
Извозчикова Вера Андреевна (Маныческая, Ростовская обл.)

  1. Собрание было предварено общей молитвой и призыванием благодати Святого Духа .
  2. Обсуждение принятого на Соборе постановления о водружении лампады у Порога Судных Врат.

eparhialnoe_sobranie

Обсуждение в трапезной Покровского Собора.
Фото: Р. Бочарников, 2009.

2.1. Епархиальное собрание рассмотрело все, предоставленные ему фото и справочные материалы, которые были не известны делегатам Освященного Собора РПСЦ 2009 года при принятии решения о водружении лампады у Порога Судных врат. Были заслушаны мнения очевидцев, бывавших на Александрийском подворье в г. Иерусалиме и видевших воочию расположение Порога Судных Врат по отношению к храму св. Александра Невского. Было определено, что составитель доклада на Освященном Соборе  не полностью проинформировал Освященный Собор, не были упомянуты существенные моменты этого мероприятия и делегаты были введены в заблуждение отсутствием полной информации.

2.2. Было принято во внимание, что помещение, в котором находится Порог Судных Врат в действительности является никак не внешним помещением, а притвором храма св. Александра Невского, который есть неотъемлемая часть храма, и в котором, как и в храме, совершают богослужения клирики новообрядческих церквей.

2.3. Епархиальное собрание считает, что установление от лица РПСЦ лампады  в притворе храма св. Александра Невского является неприемлемым и соблазнительным и может подпадать под осуждение 71 правила св. Апостолов.

2.4.  Епархиальное собрание считает необходимым поставить на очередном Освященном Соборе РПСЦ вопрос о детальной проработке полной и исчерпывающей информации, касательной места расположения лампады РПСЦ у Порога Судных Врат на Александрийском Подворье ИППО в Иерусалиме. В том числе, Высокопреосвященнейшего Митрополита Корнилия, посетившего это место,  и в случае подтверждения мнения Епархиального собрания,  пересмотреть постановление о водружении лампады.

  1. Обсуждение порядка подготовки Освященных Соборов РПСЦ.

3.1.  Исходя из обсуждения п. 2,  Епархиальное Собрание Донской и Кавказской епархии принимает решение о вынесении на ближайший Совет Митрополии для обсуждения вопроса об обязательности предоставления в срок, не позже чем за 30 дней до Собора, докладов по предлагаемых для обсуждения вопросам. При отсутствии таких докладов и конкретных лиц, ответственных за доклад, автоматически признавать вопрос не проработанным и переносить его для обсуждения на следующий Освященный Собор.

3.2.  Епархиальное собрание принимает решение о проведении очередного епархиального собрания Донской и Кавказской епархии в 2010 году за месяц до Освященного Собора РПСЦ 2010 года для возможности предварительного обсуждения предлагаемых на Собор вопросов.

  1. О допустимости посещения православными христианами воинских могил с имеющимися на них монументами в виде «вечного огня» и возложении на них цветов, венков и т.д.

4.1. В связи с распространившейся информацией о посещении Высокопреосвященным митрополитом Корнилием могилы Неизвестного солдата в Москве и возложением к ней цветов, к духовенству Донской и Кавказской епархии поступили вопросы от духовных чад о допустимости православным христианам следовать таким распространившимся светским традициям. Например, по установившейся светской традиции, православным христианам после Таинства Венчания, по пути, при следовании к месту проведения брачной трапезы, допустимо ли  посещение могилы Неизвестного  солдата с имеющемся на ней «вечным огнем» и возложения к нему цветов (особенно, если кто-то из близких родственников брачующихся погиб на войне или без вести пропал и эта могила Неизвестного солдата в том числе, может быть и его могилой)? Или в тех случаях, когда погибшие родственники, православные христиане-старообрядцы, не имеют места погребения (без вести пропавшие), можно ли по ним на могилах Неизвестного солдата с горящим на них «вечного огня», совершать поминальные богослужения – литии?

4.2. Епархиальное Собрание принимает решение обратиться на предстоящий Освященный Собор с вопросом: «Можно ли посещение  Высокопреосвященным митрополитом Корнилием  могилы Неизвестного солдата и возложении к ней цветов, считать установившимся прецедентом в этом случае и допустить посещение христианами «вечного огня», зажженного
в память о погибших воинах?»

  1. О положении дел в общинах Донской и Кавказской епархии.

5.1. Были заслушаны сообщения о жизни и положении дел от настоятелей и председателей церковных советов всех представленных общин.

5.2. О решении кадровых вопросов.

5.2.1. Настоятелям общин были рекомендованы меры для решения кадровых проблем, существующих в приходах;

5.2.2. Каждый настоятель к следующему Епархиальному Собранию должен отчитаться о принятии мер для решения кадровых вопросов в своих общинах.

5.3. О составлении общинных списков христиан

5.3.1. Всем настоятелям было рекомендовано к следующему епархиальному собранию составить полный список христиан-старообрядцев, входящих или имеющих отношение к возглавляемой священнослужителем общине.

5.3.2. Признать составление списка христиан существенной мерой для оживления общинной жизни.

5.3.3. Епархиальное Собрание рекомендует всем настоятелям назначить в каждой общине ответственного за доведения сведений и новостей общинной и церковной жизни до всех входящих или имеющих отношение к этой общине христиан, (например, посредством sms), а также установить обычай обязательного поздравления каждого члена Общины с его Днем Ангела, или другими известными памятными для него датами (днем Крещения, Венчания и т.д).

5.4. О метрических книгах.

5.4.1. Признать полезным и необходимым ведения в общинах метрических книг с регистрацией в них совершения Таинств Крещения и Бракосочетания, а также обрядов погребения.

5.4.2 Разработать к следующему Епархиальному Собранию форму ведения метрических книг.

5.5. По благословению Правящаго архиерея епископа Зосимы был определен ежегодный список праздничных дней, в которые во всех храмах епархии обязательно проведение богослужения.

5.6. По благословению епископа Зосимы было определено общеепархиальное празднование в 2010 году дня памяти святителя Николы Мирликийского неизменно 9 (22) мая, а совершение последования  Вселенской Родительской Субботы в субботу 7-ю по Пасхе 2 (15) мая.

Председатель Собрания: епископ Зосима Донской и Кавказский

Секретарь Собрания: иерей Иоанн Севастьянов

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения на Епархиальном Собрании Донской и Кавказской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, 17 декабря 2009 г.

Доклад секретаря Епархиального Собрания Донской и Кавказской епархии иерея Иоанна Севастьянова.

  1. Обсуждение принятого на Соборе постановления о водружении лампады у Порога Судных Врат:

а) при рассмотрении Соборного решения о водружении Лампады у Порога Судных Врат нужно учитывать, что Освященный Собор 2009 года был не полностью информирован о сути предлагаемого постановления о водружении лампады. Мнение Собора было определено только на основании доклада, к которому не были представлены  ни фотографии того места, где предполагается установить лампаду, ни уточнения о территориальном расположении этого места. Имея ввиду сведения о реальном положении дел, есть все основания рассматривать место водружения лампады как притвор никонианского храма. Притвор является составляющей и неотъемлемой частью храма;

б) Старообрядческая Церковь не имеет никаких гарантий, что со временем, Палестинское общество, которое, якобы не имеет никакого отношения к РПЦ МП, не проникнется уважением и не пожелает повесить рядом со Старообрядческой лампадой лампаду  какой-нибудь другой конфессии —  католической, монофизитской, несторианской или другой, не приведи Господь, еретической лампады. И тогда «последняя будет горше первого»;

в) Собором для принятия взвешенного решения не была направлена никакая комиссия к месту водружения лампады, Собору не были озвучены никакие гарантии о сохранности и достойном положении водруженной лампады;

г) в постановлении Собора совершенно не была обозначена цель, с которой планируется совершить это мероприятие и для кого оно планировалось. Но мы уже знаем о немалом соблазне, произошедшем среди православных христиан по этому поводу, и считаем, что даже если допустить какой-то минимальный эффект от такой своеобразной «проповеди» в будущем, нужно признать о великом соблазне, произошедшем в Церкви от этого деяния. В свой пассив мы можем назвать хотя бы одного человека в нашей епархии, из города Сочи, который соблазнился и отошел от Церкви из-за этого деяния. Это при том, что духовенство епархии вынуждено многократно оправдываться от многочисленных вопросов и недоумений по этому поводу.

Учитывая все вышесказанное, предлагается Епархиальному Собранию принять решение об обращении к следующему Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкви с просьбой вернуться к рассмотрению этого вопроса, но уже имея полную и исчерпывающую информацию о ситуации вокруг Порога Судных Врат, в том числе и от посетившего это место Преосвященнейшего Митрополита Корнилия.

  1. В связи с изложенным первым вопросом  возникает очень важный вывод, касающийся организации проведения Освященных Соборов. Намного плодотворнее и полезнее обсуждение и этого вопроса, и всех остальных, планируемых для внесения в Повестку дня Собора вопросов, было бы, если вместе со списком предполагаемых вопросов, рассылаемых за месяц до проведения Собора, были бы рассылаемы в обязательном порядке доклады по этим вопросам. Это бы позволило не сводить к профанации соборные решения, которые вначале принимаются, а потом оспариваются. Тем более, что такая практика проведения Освященных Соборов была утверждена еще Освященным Собором 1912 года.

Исходя из сказанного, Епархиальному Собранию Донской и Кавказской епархии предлагается рассмотреть вопрос о вынесении на ближайший Совет Митрополии для обсуждения вопрос об обязательности предоставления в срок, не позже чем за 30 дней до Собора докладов по предлагаемым для обсуждения вопросов. При отсутствии таких докладов и конкретных лиц, ответственных за доклад, автоматически признавать вопрос не проработанным и переносить его для обсуждения на следующий Освященный Собор.

  1. О допустимости посещения православными христианами воинских могил с имеющимися на них монументами в виде Вечного Огня и возложении на них цветов, венков и т.д.

В связи с распространившейся информацией о посещении Преосвященным митрополитом Корнилием могилы Неизвестного солдата в Москве и возложением к нему цветов, к иерею Иоанну Севастьянову поступили вопросы от духовных чад о допустимости православным христианам следовать таким распространившимся светским традициям. Например, по установившейся светской традиции, православным христианам после Таинства Венчания, при следовании к месту проведения брачной трапезы, допустимо ли по пути посещение могилы Неизвестного солдата и возложения к нему цветов (особенно, если кто-то из близких родственников брачующихся погиб на войне или без вести пропал и эта могила Неизвестного солдата, в том числе, может быть и его могилой)? Можно ли действие Преосвященного Митрополита Корнилия считать установившимся прецедентом в этом случае и допустить посещение христианами «вечного огня», зажженного в память о погибших воинах?

Особенно в тех случаях, когда погибшие родственники, православные христиане-старообрядцы, не имеют места погребения (без вести пропавшие), можно ли по ним на Могилах Неизвестного солдата с горящим на ней «вечным огнем», совершать поминальные богослужения – литии? Что для этого нужно? Если нет, то почему?

Епархиальному Собранию предлагается вынести суждение по этому вопросу и, при необходимости, составить обращение к Совету Митрополии.

  1. О подготовке священно и церковнослужителей в общинах.

Предлагается принять решение об обязательном отчете перед Правящим Архиереем и Епархиальным Собранием всех настоятелей Общин Донской и Кавказской епархии о методах и путях решения ими кадровых вопросов на местах.

В свете этих докладов, настоятелям предлагается освятить следующие направления работы: ведется ли работа в общинах на предмет подготовки лиц, могущих, на случай  необходимости, принять священный сан. Ведется ли какая-то подготовительная работа с молодыми людьми в приходах для привлечения их к возможному будущему и настоящему церковному и священническому служению. Какие меры духовные отцы предпринимают для воспитания таких молодых людей: как часто с ними общаются, знают ли, где они живут, кто их родители, какой взгляд имеют эти молодые люди на будущую семейную жизнь, сколько времени настоятель тратит на общение с таким человеком, на его обучение, какие материальные средства из общинной казны выделяется на поддержку такому человеку.

Если в общине нет  в о о б щ е  никакого подобного человека, то что сделал настоятель для привлечения такого человека из других общин. С кем были произведены переговоры, например, с каким студентом Старообрядческого училища, или с руководством Старообрядческого училища на предмет командирования в общину студентов, какие мероприятия провели священники в общинах для подготовки места жительства для такого человека, созданы ли условия.

Все то же касается уставщиков, которые являются церковнослужителями и обязаны в не меньшей мере способствовать воспитанию клирошан и новых уставщиков.

  1. Организация жизни приходов.

Все ли настоятели знают, кто из старообрядцев входит в его общину? Со всеми ли этими старообрядцами настоятели знакомы? Как часто священники обзванивают заблудившихся и отошедших от церкви молодых людей, редко ходящих в церковь, как часто поздравляют их с праздниками, интересуются делами, приглашают в храм, поддерживают в трудностях, знают ли священники об их трудностях.

Для выполнения этого служения, все настоятели в обязательном порядке, должны составить список своих прихожан.
Во-первых — всех, приходящих на исповедь. В списке должны  быть указаны фамилия, имя отчество, год рождения, День Ангела и телефон, желательно мобильный. Сам настоятель или назначенный ответственный человек в общине, должен рассылать поздравление с Днем Ангела, с большими праздниками в виде sms. Те кто не приходит на исповедь, но имеет отношение
к Общине, тоже должны попасть в этот список и быть объектами священнического внимания, попечения и заботы.

Во-вторых, необходимо возродить систему метрических книг в общинах. С этого момента, все совершаемые в общине таинства Крещения и Венчания, а также погребения, совершаемые не только в храме, но и вне храма, служащим настоятелем должны регистрироваться в церковной метрической книги, за наличие, ведение и сохранность которых перед епископом отвечает настоятель. Книгу следует вести в свободной форме, но с обязательным указанием фамилия имени отчества для крещаемого, дня рождения и Дня Ангела, если это младенец, то указания фамилии, имени, отчества родителей и восприемников, указания, кто является духовным отцом родителей и восприемников. Для брачующихся также необходимо указание фамилии имени отчества, даты рождения, имя духовного отца. Для погребенного указание фамилии имени отчества, даты рождения и даты смерти.

  1. О богослужебной жизни приходов.

Необходимо признать, что совершение богослужения и посещение его в настоящее время находится на низком уровне.
Для упорядочения этого вопроса можно признать необходимыми выполнение следующих благословений.

а) священнослужитель ни при каких обстоятельствах не имеет права опаздывать к началу богослужения (кроме смертной опасности человека, болезни или исповеди на дому больного христианина).

б) священнослужитель не имеет права заниматься во время богослужения, какими либо делами, кроме богослужения и исповеди. Любые контакты с пришедшими, беседы, разговоры, заботы о собственном здоровье, а тем более попечения по хозяйственным делам священники должны совершать во внебогослужебное время. Иначе своим примером, мы показываем, что есть вещи, более важные для нас, чем богослужение.

в) кроме воскресных служб и двунадесятых праздников в общинах необходимо совершать богослужения на все праздники, выделенные красным цветом в ежегодном календаре. Никак не допустимы пропуски таких служб как:
в Рождественский и Крещенский Сочельник с обязательным совершением в этот день Литургии; Собору Пресвятой Богородицы и Собору св. Иоанна Предотечи; празднику Обрезания Господня; памяти святителя Григория Богослова; святителя Иоанна Златоуста (27 января и 13 ноября); праздника трех святителей Василия, Григория и Иоанна; праздника первого обретения главы Иоанн Предотечи с совершением Литургии Преждеосвященных Даров (если возможно по Уставу); службы во все дни первой недели Великого Поста (даже если в эти дни не совершается говение); св. сорока мученикам Севастийским  с совершением Литургии Преждеосвященных Даров (если возможно по Уставу); служба в среду вечер и четверг утром 5-й нед поста; празднику Похвалы Пресвятой Богородицы; Лазаревой Субботы ;Службы во все дни от вечера среды Страстной седмицы до Литургии вторника светлой Седмицы; суббота Светлой седмицы; Преполовение Господне; св. великомученику Георгию, св. Иоанну Богослову (8 мая и 26 сентября), святителю Николе (9 мая и 6 декабря); отданию Пасхи; Владимирской иконе Пр. Богородицы (21 мая, 26 августа и 23 июня); Тихвинской иконе Пр. Богородицы; Казанской иконе Пр. Богородицы (8 июля и 22 октября); иконе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», св. апостолу Андрею Первозванному; преподобному Сергию Радонежскому (6 июля и 25 сентября); святителю Амвросию Белокриницкому; священномученику Аввакуму; Новому Лету.

Кроме этого, во всех общинах раз в месяц в одну из свободных суббот должна совершатся поминальная заупокойная служба с совершением Литургии, а не только панихиды.

Крупным общинам, таким как в городах Ростове-на-Дону, Волгограде, Ессентуках и Калаче-на-Дону, настоятельно рекомендуется совершать ежедневные богослужения на первой, четвертой, седьмой неделях Великого Поста и Светлой седмицы (все дни), и все дни Предпразднества Рождества Христова.
Обсудить возможность составления настоятелями и предоставления Правящему архиерею отчетов о проведении годичного круга богослужений;

г) обсудить вопрос о епархиальном праздновании в 2010 году памяти святителя Николы (весной) для установления благочестивого единообразия.

 

← Назад к намедни