Пожертвовать

Собираем на добрые дела

×

Епархиальное Собрание Донской и Кавказской епархии (Ростов-на-Дону, 2009)

Решение Епархиального Собрания Донской и Кавказской епархии.
Ростов-на-Дону, 17 декабря 2009 г.

Председатель собрания:
Преосвященный Зосима, епископ Донской и Кавказский.

eparhialnoe_sobranie

Фото: Р. Бочарников, 2009

Присутствующие:

  • протоиерей Иоанн Рыбаков (Майкоп)
  • иерей Георгий Гилев (Калач-на-Дону)
  • иерей Иоанн Горшенин (Фролово, Волгоградская область)
  • иерей Василий Бударев (Астрахань)
  • иерей Валерий Кириченко (Кавказская, Краснодарский край)
  • иерей Иоанн Севастьянов (Ростов-на-Дону)
  • чтец Иоанн Распопин (Ростов-на-Дону)
  • чтец Игорь Вершинин  (Волгоград)
  • Коротков Николай Иванович (Ростов-на-Дону)
  • Циплаков Михаил Юрьевич  (Кисловодск)
  • Палий Николай Иванович (Ессентуки)
  • Шалимова Антонина Пименовна (Кавказская, Краснодарский край)
  • Солдаткина Анна Григорьевна (Морозовск, Ростовская обл.)
  • Извозчикова Вера Андреевна (Маныческая, Ростовская обл.)
  1. Собрание было предварено общей молитвой и призыванием благодати Святого Духа .
  2. Обсуждение принятого на Соборе постановления о водружении лампады у Порога Судных Врат.
  3. Обсуждение в трапезной Покровского Собора.

2.1. Епархиальное собрание рассмотрело все, предоставленные ему фото и справочные материалы, которые были не известны делегатам Освященного Собора РПСЦ 2009 года при принятии решения о водружении лампады у Порога Судных врат. Были заслушаны мнения очевидцев, бывавших на Александрийском подворье в г. Иерусалиме и видевших воочию расположение Порога Судных Врат по отношению к храму св. Александра Невского. Было определено, что составитель доклада на Освященном Соборе  не полностью проинформировал Освященный Собор, не были упомянуты существенные моменты этого мероприятия и делегаты были введены в заблуждение отсутствием полной информации.

2.2. Было принято во внимание, что помещение, в котором находится Порог Судных Врат в действительности является никак не внешним помещением, а притвором храма св. Александра Невского, который есть неотъемлемая часть храма, и в котором, как и в храме, совершают богослужения клирики новообрядческих церквей.

2.3. Епархиальное собрание считает, что установление от лица РПСЦ лампады  в притворе храма св. Александра Невского является неприемлемым и соблазнительным и может подпадать под осуждение 71 правила св. Апостолов.

2.4.  Епархиальное собрание считает необходимым поставить на очередном Освященном Соборе РПСЦ вопрос о детальной проработке полной и исчерпывающей информации, касательной места расположения лампады РПСЦ у Порога Судных Врат на Александрийском Подворье ИППО в Иерусалиме. В том числе, Высокопреосвященнейшего Митрополита Корнилия, посетившего это место,  и в случае подтверждения мнения Епархиального собрания,  пересмотреть постановление о водружении лампады.

  1. Обсуждение порядка подготовки Освященных Соборов РПСЦ.

3.1.  Исходя из обсуждения п. 2,  Епархиальное Собрание Донской и Кавказской епархии принимает решение о вынесении на ближайший Совет Митрополии для обсуждения вопроса об обязательности предоставления в срок, не позже чем за 30 дней до Собора, докладов по предлагаемых для обсуждения вопросам. При отсутствии таких докладов и конкретных лиц, ответственных за доклад, автоматически признавать вопрос не проработанным и переносить его для обсуждения на следующий Освященный Собор.

3.2.  Епархиальное собрание принимает решение о проведении очередного епархиального собрания Донской и Кавказской епархии в 2010 году за месяц до Освященного Собора РПСЦ 2010 года для возможности предварительного обсуждения предлагаемых на Собор вопросов.

  1. О допустимости посещения православными христианами воинских могил с имеющимися на них монументами в виде «вечного огня» и возложении на них цветов, венков и т.д.

4.1. В связи с распространившейся информацией о посещении Высокопреосвященным митрополитом Корнилием могилы Неизвестного солдата в Москве и возложением к ней цветов, к духовенству Донской и Кавказской епархии поступили вопросы от духовных чад о допустимости православным христианам следовать таким распространившимся светским традициям. Например, по установившейся светской традиции, православным христианам после Таинства Венчания, по пути, при следовании к месту проведения брачной трапезы, допустимо ли  посещение могилы Неизвестного  солдата с имеющемся на ней «вечным огнем» и возложения к нему цветов (особенно, если кто-то из близких родственников брачующихся погиб на войне или без вести пропал и эта могила Неизвестного солдата в том числе, может быть и его могилой)? Или в тех случаях, когда погибшие родственники, православные христиане-старообрядцы, не имеют места погребения (без вести пропавшие), можно ли по ним на могилах Неизвестного солдата с горящим на них «вечного огня», совершать поминальные богослужения – литии?

4.2. Епархиальное Собрание принимает решение обратиться на предстоящий Освященный Собор с вопросом: «Можно ли посещение  Высокопреосвященным митрополитом Корнилием  могилы Неизвестного солдата и возложении к ней цветов, считать установившимся прецедентом в этом случае и допустить посещение христианами «вечного огня», зажженного
в память о погибших воинах?»

  1. О положении дел в общинах Донской и Кавказской епархии.

5.1. Были заслушаны сообщения о жизни и положении дел от настоятелей и председателей церковных советов всех представленных общин.

5.2. О решении кадровых вопросов.

5.2.1. Настоятелям общин были рекомендованы меры для решения кадровых проблем, существующих в приходах;

5.2.2. Каждый настоятель к следующему Епархиальному Собранию должен отчитаться о принятии мер для решения кадровых вопросов в своих общинах.

5.3. О составлении общинных списков христиан

5.3.1. Всем настоятелям было рекомендовано к следующему епархиальному собранию составить полный список христиан-старообрядцев, входящих или имеющих отношение к возглавляемой священнослужителем общине.

5.3.2. Признать составление списка христиан существенной мерой для оживления общинной жизни.

5.3.3. Епархиальное Собрание рекомендует всем настоятелям назначить в каждой общине ответственного за доведения сведений и новостей общинной и церковной жизни до всех входящих или имеющих отношение к этой общине христиан, (например, посредством sms), а также установить обычай обязательного поздравления каждого члена Общины с его Днем Ангела, или другими известными памятными для него датами (днем Крещения, Венчания и т.д).

5.4. О метрических книгах.

5.4.1. Признать полезным и необходимым ведения в общинах метрических книг с регистрацией в них совершения Таинств Крещения и Бракосочетания, а также обрядов погребения.

5.4.2 Разработать к следующему Епархиальному Собранию форму ведения метрических книг.

5.5. По благословению Правящаго архиерея епископа Зосимы был определен ежегодный список праздничных дней, в которые во всех храмах епархии обязательно проведение богослужения.

5.6. По благословению епископа Зосимы было определено общеепархиальное празднование в 2010 году дня памяти святителя Николы Мирликийского неизменно 9 (22) мая, а совершение последования  Вселенской Родительской Субботы в субботу 7-ю по Пасхе 2 (15) мая.

Председатель Собрания: епископ Зосима Донской и Кавказский

Секретарь Собрания: иерей Иоанн Севастьянов

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения на Епархиальном Собрании Донской и Кавказской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, 17 декабря 2009 г.

Доклад секретаря Епархиального Собрания Донской и Кавказской епархии иерея Иоанна Севастьянова.

  1. Обсуждение принятого на Соборе постановления о водружении лампады у Порога Судных Врат:

а) при рассмотрении Соборного решения о водружении Лампады у Порога Судных Врат нужно учитывать, что Освященный Собор 2009 года был не полностью информирован о сути предлагаемого постановления о водружении лампады. Мнение Собора было определено только на основании доклада, к которому не были представлены  ни фотографии того места, где предполагается установить лампаду, ни уточнения о территориальном расположении этого места. Имея ввиду сведения о реальном положении дел, есть все основания рассматривать место водружения лампады как притвор никонианского храма. Притвор является составляющей и неотъемлемой частью храма;

б) Старообрядческая Церковь не имеет никаких гарантий, что со временем, Палестинское общество, которое, якобы не имеет никакого отношения к РПЦ МП, не проникнется уважением и не пожелает повесить рядом со Старообрядческой лампадой лампаду  какой-нибудь другой конфессии —  католической, монофизитской, несторианской или другой, не приведи Господь, еретической лампады. И тогда «последняя будет горше первого»;

в) Собором для принятия взвешенного решения не была направлена никакая комиссия к месту водружения лампады, Собору не были озвучены никакие гарантии о сохранности и достойном положении водруженной лампады;

г) в постановлении Собора совершенно не была обозначена цель, с которой планируется совершить это мероприятие и для кого оно планировалось. Но мы уже знаем о немалом соблазне, произошедшем среди православных христиан по этому поводу, и считаем, что даже если допустить какой-то минимальный эффект от такой своеобразной «проповеди» в будущем, нужно признать о великом соблазне, произошедшем в Церкви от этого деяния. В свой пассив мы можем назвать хотя бы одного человека в нашей епархии, из города Сочи, который соблазнился и отошел от Церкви из-за этого деяния. Это при том, что духовенство епархии вынуждено многократно оправдываться от многочисленных вопросов и недоумений по этому поводу.

Учитывая все вышесказанное, предлагается Епархиальному Собранию принять решение об обращении к следующему Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкви с просьбой вернуться к рассмотрению этого вопроса, но уже имея полную и исчерпывающую информацию о ситуации вокруг Порога Судных Врат, в том числе и от посетившего это место Преосвященнейшего Митрополита Корнилия.

  1. В связи с изложенным первым вопросом  возникает очень важный вывод, касающийся организации проведения Освященных Соборов. Намного плодотворнее и полезнее обсуждение и этого вопроса, и всех остальных, планируемых для внесения в Повестку дня Собора вопросов, было бы, если вместе со списком предполагаемых вопросов, рассылаемых за месяц до проведения Собора, были бы рассылаемы в обязательном порядке доклады по этим вопросам. Это бы позволило не сводить к профанации соборные решения, которые вначале принимаются, а потом оспариваются. Тем более, что такая практика проведения Освященных Соборов была утверждена еще Освященным Собором 1912 года.

Исходя из сказанного, Епархиальному Собранию Донской и Кавказской епархии предлагается рассмотреть вопрос о вынесении на ближайший Совет Митрополии для обсуждения вопрос об обязательности предоставления в срок, не позже чем за 30 дней до Собора докладов по предлагаемым для обсуждения вопросов. При отсутствии таких докладов и конкретных лиц, ответственных за доклад, автоматически признавать вопрос не проработанным и переносить его для обсуждения на следующий Освященный Собор.

  1. О допустимости посещения православными христианами воинских могил с имеющимися на них монументами в виде Вечного Огня и возложении на них цветов, венков и т.д.

В связи с распространившейся информацией о посещении Преосвященным митрополитом Корнилием могилы Неизвестного солдата в Москве и возложением к нему цветов, к иерею Иоанну Севастьянову поступили вопросы от духовных чад о допустимости православным христианам следовать таким распространившимся светским традициям. Например, по установившейся светской традиции, православным христианам после Таинства Венчания, при следовании к месту проведения брачной трапезы, допустимо ли по пути посещение могилы Неизвестного солдата и возложения к нему цветов (особенно, если кто-то из близких родственников брачующихся погиб на войне или без вести пропал и эта могила Неизвестного солдата, в том числе, может быть и его могилой)? Можно ли действие Преосвященного Митрополита Корнилия считать установившимся прецедентом в этом случае и допустить посещение христианами «вечного огня», зажженного в память о погибших воинах?

Особенно в тех случаях, когда погибшие родственники, православные христиане-старообрядцы, не имеют места погребения (без вести пропавшие), можно ли по ним на Могилах Неизвестного солдата с горящим на ней «вечным огнем», совершать поминальные богослужения – литии? Что для этого нужно? Если нет, то почему?

Епархиальному Собранию предлагается вынести суждение по этому вопросу и, при необходимости, составить обращение к Совету Митрополии.

  1. О подготовке священно и церковнослужителей в общинах.

Предлагается принять решение об обязательном отчете перед Правящим Архиереем и Епархиальным Собранием всех настоятелей Общин Донской и Кавказской епархии о методах и путях решения ими кадровых вопросов на местах.

В свете этих докладов, настоятелям предлагается освятить следующие направления работы: ведется ли работа в общинах на предмет подготовки лиц, могущих, на случай  необходимости, принять священный сан. Ведется ли какая-то подготовительная работа с молодыми людьми в приходах для привлечения их к возможному будущему и настоящему церковному и священническому служению. Какие меры духовные отцы предпринимают для воспитания таких молодых людей: как часто с ними общаются, знают ли, где они живут, кто их родители, какой взгляд имеют эти молодые люди на будущую семейную жизнь, сколько времени настоятель тратит на общение с таким человеком, на его обучение, какие материальные средства из общинной казны выделяется на поддержку такому человеку.

Если в общине нет  в о о б щ е  никакого подобного человека, то что сделал настоятель для привлечения такого человека из других общин. С кем были произведены переговоры, например, с каким студентом Старообрядческого училища, или с руководством Старообрядческого училища на предмет командирования в общину студентов, какие мероприятия провели священники в общинах для подготовки места жительства для такого человека, созданы ли условия.

Все то же касается уставщиков, которые являются церковнослужителями и обязаны в не меньшей мере способствовать воспитанию клирошан и новых уставщиков.

  1. Организация жизни приходов.

Все ли настоятели знают, кто из старообрядцев входит в его общину? Со всеми ли этими старообрядцами настоятели знакомы? Как часто священники обзванивают заблудившихся и отошедших от церкви молодых людей, редко ходящих в церковь, как часто поздравляют их с праздниками, интересуются делами, приглашают в храм, поддерживают в трудностях, знают ли священники об их трудностях.

Для выполнения этого служения, все настоятели в обязательном порядке, должны составить список своих прихожан.
Во-первых — всех, приходящих на исповедь. В списке должны  быть указаны фамилия, имя отчество, год рождения, День Ангела и телефон, желательно мобильный. Сам настоятель или назначенный ответственный человек в общине, должен рассылать поздравление с Днем Ангела, с большими праздниками в виде sms. Те кто не приходит на исповедь, но имеет отношение
к Общине, тоже должны попасть в этот список и быть объектами священнического внимания, попечения и заботы.

Во-вторых, необходимо возродить систему метрических книг в общинах. С этого момента, все совершаемые в общине таинства Крещения и Венчания, а также погребения, совершаемые не только в храме, но и вне храма, служащим настоятелем должны регистрироваться в церковной метрической книги, за наличие, ведение и сохранность которых перед епископом отвечает настоятель. Книгу следует вести в свободной форме, но с обязательным указанием фамилия имени отчества для крещаемого, дня рождения и Дня Ангела, если это младенец, то указания фамилии, имени, отчества родителей и восприемников, указания, кто является духовным отцом родителей и восприемников. Для брачующихся также необходимо указание фамилии имени отчества, даты рождения, имя духовного отца. Для погребенного указание фамилии имени отчества, даты рождения и даты смерти.

  1. О богослужебной жизни приходов.

Необходимо признать, что совершение богослужения и посещение его в настоящее время находится на низком уровне.
Для упорядочения этого вопроса можно признать необходимыми выполнение следующих благословений.

а) священнослужитель ни при каких обстоятельствах не имеет права опаздывать к началу богослужения (кроме смертной опасности человека, болезни или исповеди на дому больного христианина).

б) священнослужитель не имеет права заниматься во время богослужения, какими либо делами, кроме богослужения и исповеди. Любые контакты с пришедшими, беседы, разговоры, заботы о собственном здоровье, а тем более попечения по хозяйственным делам священники должны совершать во внебогослужебное время. Иначе своим примером, мы показываем, что есть вещи, более важные для нас, чем богослужение.

в) кроме воскресных служб и двунадесятых праздников в общинах необходимо совершать богослужения на все праздники, выделенные красным цветом в ежегодном календаре. Никак не допустимы пропуски таких служб как:
в Рождественский и Крещенский Сочельник с обязательным совершением в этот день Литургии; Собору Пресвятой Богородицы и Собору св. Иоанна Предотечи; празднику Обрезания Господня; памяти святителя Григория Богослова; святителя Иоанна Златоуста (27 января и 13 ноября); праздника трех святителей Василия, Григория и Иоанна; праздника первого обретения главы Иоанн Предотечи с совершением Литургии Преждеосвященных Даров (если возможно по Уставу); службы во все дни первой недели Великого Поста (даже если в эти дни не совершается говение); св. сорока мученикам Севастийским  с совершением Литургии Преждеосвященных Даров (если возможно по Уставу); служба в среду вечер и четверг утром 5-й нед поста; празднику Похвалы Пресвятой Богородицы; Лазаревой Субботы ;Службы во все дни от вечера среды Страстной седмицы до Литургии вторника светлой Седмицы; суббота Светлой седмицы; Преполовение Господне; св. великомученику Георгию, св. Иоанну Богослову (8 мая и 26 сентября), святителю Николе (9 мая и 6 декабря); отданию Пасхи; Владимирской иконе Пр. Богородицы (21 мая, 26 августа и 23 июня); Тихвинской иконе Пр. Богородицы; Казанской иконе Пр. Богородицы (8 июля и 22 октября); иконе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», св. апостолу Андрею Первозванному; преподобному Сергию Радонежскому (6 июля и 25 сентября); святителю Амвросию Белокриницкому; священномученику Аввакуму; Новому Лету.

Кроме этого, во всех общинах раз в месяц в одну из свободных суббот должна совершатся поминальная заупокойная служба с совершением Литургии, а не только панихиды.

Крупным общинам, таким как в городах Ростове-на-Дону, Волгограде, Ессентуках и Калаче-на-Дону, настоятельно рекомендуется совершать ежедневные богослужения на первой, четвертой, седьмой неделях Великого Поста и Светлой седмицы (все дни), и все дни Предпразднества Рождества Христова. Обсудить возможность составления настоятелями и предоставления Правящему архиерею отчетов о проведении годичного круга богослужений;

г) обсудить вопрос о епархиальном праздновании в 2010 году памяти святителя Николы (весной) для установления благочестивого единообразия.

← Назад к намедни