Пожертвовать

Собираем на добрые дела

×

Интервью Преосвященнейшего Корнилия, Митрополита Московского и всея Руси сайту izdrevle.ru

— Преосвященнейший владыка, как Вы оцениваете результаты Вашего визита в Донскую и Кавказскую епархию? Как, по Вашему мнению, обстоят дела церковной жизни в нашей епархии по сравнению с другими епархиями Русской Православной Старообрядческой Церкви?

— Основная цель моего визита в пределы Донской и Кавказской епархии была участие в епархиальном совещании, в ходе которого я смог встретиться с представителями большинства приходов епархии, рассказать им о происходящих в нашей Церкви событиях, узнать о ситуации на местах. Последний раз я участвовал в Епархиальном совещании Донской и Кавказской епархии в 2008 году. За этот период произошло много событий. Даже за последний год: ушел из жизни священник вашей епархии отец Феофан Бандеровский, в Ессентуках появился новый Настоятель, отец Валерий Морозов, или вот  — присоединилась к нашей Церкви целая Община во главе с отцом Андреем Кладиевым.

На совещании мы подвели итоги деятельности за прошедший период, обсуждали вопрос кадров, молитвенной практики, внешнего вида прихожан. Были выслушаны сообщения настоятелей и представителей общин. Также, была достигнута договоренность о некоторых  кадровых решениях – возможно, в ближайшее время, своего Настоятеля обретут общины села Кумская Долина и города Суровикино.

Кроме участия в Епархиальном совещании, мы с владыкой Зосимой посетили пять общин: в Ставропольском крае города Ессентуков, села Китаевское, села Кумская Долина, поселка Новокумский и города Ростова-на-Дону.

Если сравнивать Донскую и Кавказскую епархию с другими епархиями, то в целом — впечатление положительное. Есть молодежь в храмах, есть желание строить храмы, и они строятся. Но основную озабоченность вызывает кадровый вопрос, который требует усиленной и постоянной работы. В первую очередь, епархиального епископа.  В том числе и в кафедральном Соборе, в котором  необходимо наличие второго священника и диакона. В других епархиях более активно ищутся и подбираются кандидаты. Но в целом – ситуация положительна и похожая по проблемам на ситуации в других епархиях.

Владыка святыи, как Вы увидели, одной из основных проблем нашей епархии является недостаток священнослужителей. Не знаю, есть ли где-нибудь еще такая ситуация, когда одному священнику приходится быть Настоятелем в пяти общинах! Но при этом уже несколько лет функционирует Московское Старообрядческое Духовное училище, которое сделало уже не один выпуск учащихся. Как Вы считаете, почему создание Духовного Училища пока не решает кадровых проблем на местах, особенно в отдаленных епархиях?

 — К сожалению, в настоящее время отсутствует интерес в общинах к очному обучению в Московском Духовном Училище.
В этом году на него пока поступили всего три человека, двое из них – девушки. Поэтому сейчас Духовное Училище не может удовлетворять кадровые потребности Церкви. Вопрос сейчас стоит не в координации распределения выпускников духовного Училища, а в привлечении в него абитуриентов. Есть проблема анализа ситуации, почему обучение в Московском Духовном Старообрядческом Училище не является привлекательным для старообрядческой молодежи. Но ,вместе с тем, Духовное Училище при создании и не ставило своей задачей выпуск священников, а только лишь чтецов, уставщиков, преподавателей воскресных школ. На священника нельзя выучиться, священство – это не профессия, это призвание. Хочу заметить, что  потенциал в Училище есть, создана база для обучения, имеется серьезная библиотека, есть возможность получения каждодневной практики, подобран неплохой преподавательский состав. Практика показывает, что более привлекательна для студентов заочная форма обучения, на заочном отделении на данный момент обучаются около 50 человек. Московское Духовное училище со временем может стать одним из звеньев в деле воспитания будущих священнослужителей. Сам же процесс постепенного подбора и воспитания священников должны инициировать и вести на местах епископы в плотном соработничестве с духовными отцами и общинами.

— Владыка святыи, как Вы считаете, насколько необходимо священно- и церковнослужителям получение качественного богословского образования? 

 — К сожалению, история старообрядчества не позволяет говорить о системе качественного богословского образования.
На протяжении своей многовековой истории старообрядчество вынуждено было обходиться без систематических учебных заведений, однако были сильны традиции самообразования, опыт богослужебной и богословской практики перенимался от более опытных священников и христиан, от поколения к поколению.

Сейчас ситуация несколько меняется. Есть единичные случаи получения нашими христианами богословского образования в учебных заведениях РПЦ. Мы не запрещаем этой практики, но относимся к ней с достаточной осторожностью.

Если говорить о необходимости богословского образования непосредственно у кандидатов на священные степени, то пока мы не требуем этого в обязательном порядке. Хотя, в обозримом будущем, думаю, можно ставить вопрос об обязательном обучении в Московском Духовном Училище кандидата, который готовится к рукоположению.
Не все, кто обучается в Московском Духовном Училище ,станут священниками, но все будущие священники должны обучаться в нем. Как тенденция, это очень желательно и необходимо, но всегда нужно сохранять личностный подход к этому вопросу, то есть учитывать конкретные обстоятельства, возраст и знания кандидата в священнослужители.

Считаю, что качественное богословское образование не всегда имеет место в среде старообрядческого священства.
Приходской священник, зачастую, выполняет несколько функций. Он не только служит, выполняет требы и другие обязанности, которые касаются непосредственно его служения, но и «по совместительству» часто выполняет обязанности председателя общины, и завхоза, и бухгалтера, и уставщика и, порой, даже приходится подрабатывать на мирской работе. При такой загруженности у священника не хватает времени для повышения уровня своего образования.

Преосвященнейший владыка, по Вашему мнению, христиан с каким образованием, профессиями и профессиональными навыками сейчас больше всего не хватает в Церкви?

 — Если смотреть на эту проблему с точки зрения Московской Митрополии, то хотелось бы пополнить специалистами своего дела наш Информационно-издательский отдел, необходимы квалифицированные преподаватели и педагоги, необходимы специалисты архивного дела. Очень желательны были бы специалисты, которые знают, как развивать паломническое дело. Крайне необходимы люди, имеющие опыт организации и поддержки воскресных школ. Вот по результатам поездки в вашу епархию, видно, что очень требуются умелые работники строительных специальностей. Одним словом, мне кажется, что человек с любыми профессиональными навыками смог бы найти свое место в Церкви и, при личном желании, стать Ей полезным.

— Донская и Кавказская епархия очень отдалена от нашего Духовного Центра в Москве. Наше регулярное общение и некоторая связь ограничивается получением из Москвы ежегодных календарей, «Вестника Митрополии», двух ежегодных архипастырских посланий и все! Ну, если кто имеет возможность пользоваться Интернетом, то еще официальный сайт Московской Митрополии. Не кажется ли Вам, Преосвященнейший владыка, что для нашей Церкви это несколько маловато? Что подобный информационный вакуум с удовольствием заполняют всякие околостарообрядческие печатные и электронные издания? Не кажется ли Вам, что современная деятельность Информационно-издательского отдела Московской Митрополии, практически не видна из отдаленных епархий? Не нужно ли нашей Церкви активизировать усилия в деле проповеди посредством печатных и электронных изданий? Нужно ли нам пытаться отвечать на информационные вызовы нынешнего времени? Нужны ли в Церкви специалисты, которые знают, как это делать?

 — Все познается в сравнении. Нужно понимать, какие потери понесло старообрядчество за годы советской разрухи.
Образно говоря, гонители как катком утюжили старообрядчество. К сожалению, утрачены многие традиции. Ведь были времена, когда благотворители создавали, принимали на содержание, материально поддерживали старообрядческие средства информации. 3атем прервались традиции старообрядческих изданий. Сейчас информационный вакуум преодолевается постепенно, не так быстро, как хотелось бы. Нам не хватает материальных средств, грамотных специалистов, но то, что мы можем сегодня – мы делаем. Периодически появляются новые книги, журналы, интернет-страницы, выпускаются диски с песнопениями, работает сайт Московской Митрополии. На сайте появилась возможность размещать видеоролики о тех событиях, которые происходят в Митрополии. Кроме этого, есть хорошие сайты и печатные издания в других епархиях и общинах. Это то, что мы делаем по нашим возможностям. Важность этого вопроса мы не упускаем из внимания, она красной линией проходит в Постановлениях наших Соборов и Советов Митрополии. Этим мы пытаемся отвечать на вызовы времени и свидетельствовать об истине в той мере возможности, которую Господь дал нам на сегодняшний день.

Владыка Корнилий, как Вы считаете, насколько может быть полезным или бесполезным создание общинных или епархиальных интернет-сайтов, подобных нашему IZDREVLE.RU?

 Познакомившись с сайтом IZDREVLE.RU, я увидел, что даже за год его существования сделана большая работа, полезная любому христианину, который хотел бы познакомиться с историей, бытом общины. Мне очень понравилось, что практически все материалы, появляющиеся на сайте, являются авторскими, нет банальной перепечатки с других ресурсов. Оригинальное дизайнерское оформление, содержательные тексты. Мне нравится в этом то, что удается проповедовать веру и таким образом. Одним словом, хорошая и полезная инициатива, которую нужно развивать и поддерживать.

Владыка святыи, нет ли в планах Информационного отдела Московской Митрополии желания выработать некие методические рекомендации для потенциальных создателей общинных сайтов, оказывать профессиональную поддержку таким инициативам на местах? Не прорабатывалась ли идея создания общего информационного пространства между существующими сайтами?

 — Очень хороший и актуальный вопрос. Собор 2010 года поручил Информационно-издательскому отделу провести круглый стол, на который следует собрать представителей Информационных отделов всех епархий, редакторов имеющихся у нас общинных сайтов и печатных изданий. Считаю, что было бы полезным обсудить за этим круглым столом перспективы и возможность создания единого старообрядческого информационного пространства, возможности координировать усилия по нашему противодействию всякой лжи, которая потоком льётся из многих противо- и околостарообрядческих источников.
На этой встрече можно обсудить и вопросы взаимной помощи информационных изданий, в том числе, и методологических.

Я уверен, что такие встречи и координация нужны, даже, может быть, на постоянной основе. Надеюсь, что Информационный отдел Митрополии в ближайшее время выполнит поручение Собора 2010 года и уже к предстоящему в октябре Освященному Собору мы будем иметь первые результаты.

— Ваш визит заканчивается в Покровском Старообрядческом Соборе Ростова-на-Дону. Как известно, этот Собор и наша Община имеют довольно интересную историю своего существования. Собор строился попечением старообрядцев, не признающих Белокриницкую иерархию. Но уже при строительстве в нем принимали участие и старообрядцы Белокриницкой иерархии. И впоследствии именно под сводами этого Собора произошло братское общение епископа Геннадия и епископа Пансофия. Именно в этом Соборе перед войной молились Белокриницкая и беглопоповская общины. И сейчас, молясь «о создателях святого храма сего» мы косвенно поминаем прежних чад Русской Древлеправосланой Церкви. В связи с этим, Преосвященнейший владыка, нам, ростовским христианам, нынешним прихожанам Покровского Старообрядческого Собора, хотелось бы узнать – в настоящее время возможны ли какие-нибудь плодотворные контакты с Русской Древлеправославной Церковью?

 — Во время этого визита в Ростов-на-Дону с интересом узнал историю столетнего Покровского Старообрядческого Собора, которая свидетельствует о том, как Господь в трудное время сводил представителей разных конфессий под сводами этого храма. Общеизвестно, что до революции шли переговоры об объединении с беглопоповцами. Этот процесс шел с взаимным пониманием, но прервался  революционным переворотом и последующими гонениями. Приветствую возможные контакты с РДЦ — ближайшим
к нам старообрядческим согласием. Мне известно, что в настоящее время Русская Древлеправославная Церковь смягчает свое отношение к нам. Хотелось бы иметь больше положительных подвижек на уровне встреч иерархов. Имеющиеся сегодня разногласия и непонимания следовало бы преодолевать в переговорах.

Что касается областей сегодняшнего сотрудничества всех старообрядческих согласий, то оно могло бы развиваться, например,
в сфере противодействия внедрению ювенальной юстиции, в сфере введения в школах образовательных духовных программ,
в выработке совместной позиции в отношениях с властями, в частности, по поводу применения современного Закона
о возвращении недвижимого имущества Церкви. Одним словом, сегодня есть немало областей, в которых мы могли бы совместными действиями принести большую пользу Церкви и обществу.

Владыка святыи, что бы Вы могли пожелать редакции нашего сайта?

— Я желаю, чтобы ваш сайт служил делу проповеди православной, спасительной веры, хранительницей которой является наша Церковь. Чтобы Ваш сайт становился своеобразной дорогой к истине, дорогой к храму. Чтобы верующим людям он помогал в выборе правильного жизненного пути. Настоятелю Общины и главному редактору сайта — отцу Иоанну Севастьянову желаю успехов и верных помощников в этом нелегком деле.

 — Спаси Вас Христос, Преосвященнейший владыка!

  Беседовал иерей Иоанн Севастьянов.

 

← Назад к намедни