История старообрядческой общины станицы Кавказской
Старообрядческая община станицы Кавказской, Кубанской области,
приемлющая священство Белокриницкой иерархии
1794-1909 г.г.
I.
В царствование Императрицы Екатерины II, в исходе 18 столетия (1777-8 г.г.), Кубанским корпусом командовал наш знаменитый полководец Суворов. Он, по течению р. Кубани, на правом берегу ея, заложил укрепления Усть-Лабинское, Кавказское, Прочно-окопское, вооружил их артиллерией, оставил в них гарнизоны. Около этих укреплений, несколько позже, образованы поселения. У укрепления Кавказского населена станица «Кавказская» – в 1794 году. Она находится в географических пределах: 58° 20′ северн. широты, 45° 27′ восточн. долготы.
Первые насельники ея – донские казаки, преимущественно из станиц Верхне-Чирской, Нижне-Чирской и Луковской и др.
По вероисповеданию поселяне делились: на православных и старообрядцев, — последние делились на поповцев и безпоповцев (поморцев). Старообрядцев было около 1/3 прибывших семейств. (Историч. очерк о заселении ст. Кавказской А. Ламанова, 1894 г.).
Известно, что русская православная церковь, в царствование Царя Алексея Михайловича, при патриархе Никоне, разделилась на две части: большая во главе Царя, правительства и духовенства оставила за собой право называться «православной церковью», а меньшую она назвала «раскольники». Эти последние сохранили в себе старые, до Никоновские, церковные обряды, образовали «церковь старообрядческую», не признанную в законодательном порядке.
Со времени разделения церкви возникла религиозная вражда между православными и раскольниками. – Со стороны первых началось гонение, преследование, тюрьма, ссылка, костры, казни, словом все ужасы сыпались как из рога изобилия, на раскольников за их преданность к старым православным обрядам.
Скоро у старообрядцев прекратилось священство, придерживавшееся тех обрядов.
Нужда духовная день ото-дня чувствовалась сильнее и сильнее.
Православное духовенство не шло на встречу этой нужде старообрядцев, одни из боязни наказания, со стороны власть имущих, другие с пренебрежением стали смотреть на раскольников, как врагов православной церкви.
Старообрядцы сознавали, что без священства жить нельзя. – Вопрос о нем шел на протяжении почти 180 лет.
В течении этого времени часть старообрядцев стремилась иметь у себя священство; другая, наоборот, видела, что со времени патриарха Никона Христопреданное священство прекратилось и благодать св. Духа оставила нынешнее православное священство.
Старообрядцы разделились на два толка: один – приемлющий священство, другой – без поповцы.
С такой же религиозной рознью старообрядцы прибыли и на Кубань. В обоих толках имелись свои церковные руководители – уставщики.
Старообрядцы – поповцы для своего молитвеннаго дома отделили небольшую площадку, саж. 8- 10 ширины, между плановыми местами Зрянина и Павлова, на Красной улице и в глубине этой площадки построили небольшой деревянный молитвенный дом, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, не отличающийся по наружному виду от жилого дома. На том же месте стоит и нынешний молитвенный храм.
Несколько позже, вследствие требования властей, Егор и Самсон Ермиловы с разрешения общества на лицевой стороне площадки построили келью ради душ своих и чтобы прикрыть молитвенный дом от глаз и слуха проезжаго начальства. В этой кельи много лет жила одна черничка старушка. Егор Ермилов умер, Самсон переселился на передовую линию, келья перешла в распоряжение брата их Николая Ермилова, впоследствии священно-инока Нифонта, потомки котораго считают келью своею собственностью.
Поселенцы на Кубанскую линию шли в одной партии до кургана с пропускным казачьим постом, впоследствии получившаго название «Жиров курган». Здесь поселенцы разделены на 3 партии, которыя брали жребий на св. Иконы для будущих храмов в новых станицах. Для станицы Кавказской жребий выпал на икону Святителя Николы чудотворца. Но старообрядцы сохранили за собой храмовой праздник Покрова Пресвятыя Богородицы.
В первые 50 лет жизни станицы молитвенный храм посещали только старые, да малые. Взрослые и служилые мужчины, до 45 летняго возраста, были заняты службой: то в охране станицы от нападения черкесов, то в походах и делах с ними. На плечах жен их лежала вся забота по хозяйству дома: они сами косили траву, сами хлеб убирали, зимний запас готовили.
В то время не было столько охотников из внутренней России как ныне идти «на погибельный Кавказ» пособить в труде казакам, хотя бы за высокую цену, поэтому им не до храма было, значит поэтому и малый молитвенный дом наполнялся только в большие праздники.
Старообрядческая семья в начале была не велика: дворов 70 – 80, душ обоего пола – 350 – 400. В 1830 и в 1846 г.г. прибавилось 9 семейств. За то, в последствии, вследствие переселения на передовыя линии, начиная с 1845 г., семья уменьшилась. Только в 1863 году миновала необходимость в переселении и семьи стали рости.
Духовныя нужды справлялись уставщиками, какия разрешались им церковными правилами; — когда же требовалась надобность в духовном лице, то с сердечной болью обходились, уповая на милость Божию, ради крайней нужды.
Браки и крещения детей старообрядцев совершались, иногда, в господствующей церкви, каковую и принуждали посещать. – Из этого возникало много печальных последствий: военный суд, наказание розгами, даже угрозы отнять детей. – Записей на такие случаи не сохранилось, но старые люди утверждают, что они были среди старообрядцев станицы. – Все это только озлобляло старообрядцев, вселяло недоверие к православным и бросило их в руки разных проходимцев, искавших легкой наживы. В числе таких лиц были: заштатные попы господствующей церкви, запрещенные от священно-действия, лишенные сана, были и самозванцы, — в общем «беглые попы».
Первыя 3 категории беглых попов пользовались снисхождением со стороны местнаго духовенства, как «свои люди», за что взносили последнему мзду; за появлением самозванцев был особенно бдительный надзор. За пойманнаго попа платился негласно выкуп с него самого и с старообрядчесткаго общества. По словам старожилов и местная администрация не отставала от духовенства, только с первой легче было «пива сварить», народ податливый, а духовенство «кожу драло» без милости.
Откуда же брало общество средства на выкуп попа?
В то время свечные заводы были в редкость; сами жители делали свечи из воска, приносили их в молитвенный дом; огарки от таких свечей поступали в доход молитвеннаго дома (часовня), из них делались свечи, которыя продавались и деньги шли на нужды часовни. Из этих то денег и давались откупы за попа. После этого делался облог «с венца» на пополнение отданных за выкуп, облог был зерном по мере или гарнцу и деньгами у кого были, в этом участвовали и служилые казаки – женатые.
В старину народ был богобоязлив, священный закон ставил выше градского (гражданский), а также держался крепко преданий и обычаев, поэтому соблюдение таинств брака и крещения считали выше всего, необходимым условием в жизни христианина.
Под большим секретом извещались старообрядцы о появлении попа в той или другой местности, большею частью на Дону и на Кубани в станицах с большим населением старообрядцев. Весть о появлении попа быстро разносилась по старообрядческой семье. Как пчелы идут на цвет растений, заимствуя с него сладость и аромат, так и старообрядцы стремились к попу с своими нуждами, в чаянии получить духовную сладость. Не только за десятки, но и за сотни верст посылались известия с особым доверенным человеком о месте пребывания попа.
Советывались, сговаривались, устраивали упряжки, кто готовил лошадь, кто другую, кто повозку с навесом (будка). – Снаряжался целый табор: несколько пар благословленных уставщиком на брачное сожительство, едут совершать брачное таинство; везут с собой десятки детей своих и чужих для совершения крещения. Поедут весной, а вернутся только к уборке хлеба, отсутствуют 2-3 месяца. С горькими слезами вспоминают станичники то время и радуются теперь, что на закате жизни дождались они царства Божия – Царской милости.
90 летний старик Калина Барыкин (умерший) рассказывал, что он дважды ездил венчаться; первый раз в Ростове на Дону, там не удалось, поп уже был арестован и посажен в острог, второй раз, года через 2 позже, ездил на Дон в ст. Аксайскую и там был обвенчан.
По словам старика Пахома Шишкина брат его Конон и с ним 12 пар ездили венчаться в гор. Ростов. Сам Пахом и многие другие повенчаны в ст. Прочноокопской, в которой временно проживал безместный православный священник с Терека.
85 летняя старушка Устинья Золотова разсказала следующее: «Из ст. Убеженской дали знать, что в ту станицу привезли нашего попа. Снарядили нас 3 пары: мы, Ивлий Куркин и Андрей Екимов со своими невестами. Туда приехали на 3 й день. Нашли дом, в котором проживал поп. Когда он венчал Куркина и Екимова в том же доме, то на стол положил голыш (щебень) фунт. в 5 весом. На наш вопрос: для чего лежит голыш? Он ответил: «это мое оружие от Никонианскаго попа». За венчание ему уплачено по 30 руб. ассигн. от пары. Нас венчал приходский поп в молитвенном дому, церкви тогда еще не было, и за то, что венчал нас по старообрядчески, ему уплатили 40 руб. ассигнациями. За это все мы были под судом и отсидели на Прочноокопской гауптвахте по 3 месяца». Ст. Убеженская, от Кавказской около 80 верст.
Иван Понамарев разсказывал, что и в Кавказскую наезжали попы, что он еще молодым парнем ездил в станицу Григориполисскую и Прочноокопскую с известием о прибытии попа.
Попа охраняла вся старообрядческая семья станицы, даже безпоповцы не выдавали секрета. Неуменье охранить попа ставилось в вину обществу и обходилось ему дорого, иногда до 100 руб. ассигн., а иначе этап в Ставрополь, там острог, а потом горькия разоблачения о личности попа и сожаление доверчивых старообрядцев.
По словам старожилов – старообрядцев божественная служба с попом редко совершалась в часовне и то под охраной караула. Больше в частных домах на окрайне станицы, в дали от глаз полиции, там совершались и таинства крещения и брака, иногда в поле, в балке, либо в лесу, у нас «в скитах», — отчего и поговорка была: венчали кругом стога, вокруг дуба, венчали в балке, свидетели были галки».
Дети оставались не крещенными по несколько лет; были случаи, что, окрестив, венчали, а что крещение 10 — 12 лет было почти заурядное явление.
Старики называют последними уставщиками Ефима Петровича Мельникова и Иллариона Федоровича Ловягина; последний был до половины 50-х годов прошлаго столетия.
По мимо божественной службы они считали своею святою обязанностью учить детей церковно славянской грамоте и пению. Детей училось до 10 человек ежегодно. Хорошо выучившиеся читать часовник и псалтырь были помощниками уставщикам при богослужении, пели, читали по умершим и даже сорокоусты. Чтобы приохотить детей к чтению молитвы в часовне, прочитавшему давалась награда: грош или копейка, из скуднаго кармана уставщика. Этот обычай поддерживали: Тимофей Коновалов, Николай Ермилов и Лукьян Шерстобитов, уже будучи священниками. Со смертью их умер и этот добрый обычай, только воспоминание живо.
Хотя в то время грамотных людей было мало, но и это малое число умело читало поучение и стройно пело; а в настоящее время грамотных больше, но чтение и пение их уступает, ниже прежняго, благодаря безучастному отношению к этому святому делу нынешних духовных лиц и самого общества.
Во 2-й половине 40-х годов прошлаго столетия ст. Кавказской казаки старообрядцы – поповцы Исидор Терешин и Дементий Шишикин, по окончанию срока службы Царю и Отечеству, все имели призвание к жизни иноческой, но за неимением вблизи старообрядческих скитов, в первое время уединились в «скитах», но тут цель их не могла быть удовлетворена, за ними был негласный досмотр. Они решили уйти туда, где бы их не могли найти. По словам старых людей, они, при содействии Едыка Петисова, что аул выше станицы Кавказской, отправились в Турцию, чтобы пройти в Иерусалим, подтвердить это никто не мог, тем не менее о них сведений никто не имеет.
В 1848 г. казаки Иван Зрянин, Иосиф Прудников и Авдей Горин, по примеру Терещина и Шишкина, также, оставив свои семьи, ушли из станицы, направились вверх по Кубани, потом по р. Урупу, по линии казачьих постов, но здесь они подверглись нападениям черкесов, которые грозили им убийством или пленом, что заставило их возвратиться домой, на этом настаивали Прудников и Горин, которые были еще во цвете лет и жизнь требовала от них другого. В 1849 г. Иван Зрянин и Яков Терешин «в обвалах» устроили себе пещеры и уединились в них.
II.
В такой тяжелой духовной нужде находилось старообрядческое общество до начала 50 годов прошлаго столетия. В это время на Кавказе было известно о появлении в Москве старообрядческого священства. Прочноокопское старообрядческое общество решило иметь своего священника, избрало достойнаго казака своей станицы Иосифа Турченкова и отправило его в г. Москву к старообрядческому епископу с просьбой рукоположить в сан иерея, что и было исполнено.
С прибытием о. Иосифа Турченкова на родину положение старообрядцев на Кубани улучшилось. Хотя бдительное око господствующаго духовенства и полиции не дремало, но бороться с этим им было уже не так легко, как при беглых попах. О. Иосиф, как казак, имел сослуживцев, знакомства в станицах, не только среди старообрядцев, но и православных, что ограждало его от ареста. Его могли обвинять за публичное богослужение: власть могла не признать его за духовное лицо, но народ знал его и признавал священником, а с этим фактом нельзя было не считаться.
Никто не желал зла ни себе ни о. Иосифу; в приезде его все сторожили от посторонняго ока во время богослужения и совершения того или другого таинства, но не убереглись: о. Иосиф был арестован и отправлен в г. Ставрополь, где посажен в острог, там молился он около года, — страдала с ним и старообрядческая церковь. Арест сделан по проискам духовенства господствующей церкви, лишившагося побочнаго дохода от угнетаемых им старообрядцев. Во избежание подобных последствий в будущем, с духовными нуждами стали ездить в ст. Прочноокопскую, в которой старообрядцы представляют численное превосходсво, следовательно там было больше безопасности.
В 1855 году Кавказскаго старообрядческаго общества казак Иван Андреевич Зрянин, живший в скиту, был вызван в г. Москву, где принял пострижение в иноческий чин с именем «Иов». По приговорам старообрядческих обществ с Дона, Кубани и Терека Иов хиротонисан 5 октября того же года в сан епископа Донского, Кавказскаго и Екатеринославскаго. 6 декабря того же года он возвратился из Москвы.
Епископ Иов образовал Никольский скит в обвалах, в 1856 г. и приходы в некоторых станицах и селах своей епархии. С этого времени духовная нужда справлялась своими духовными лицами без всякаго зазора совести.
Пред Праздником Рождества Христова 1855 г. старообрядческим обществом ст. Кавсказской был избран на должность священника казак Тимофей Киреевич Коновалов, 37 лет от роду, раненый в делах с горцами, георгиевский кавалер, по болезни от ран освобожденный от строевой службы и рукоположен в сан иерея епископом Иовом, в Кавказский старообрядческий приход. О. Тимофей – первый священник. Он был хороший семьянин, строго держался церковных правил, набожный, за что пользовался уважением прихожан. Но к несчастью прихода он серьезно заболел и Бог призвал его к вечной жизни, — он умер около 42 лет от роду, пробыв в сане не более 5 лет. В то время внутри молитвеннаго дома применялся полотняный алтарь, пожертвованный в Москве епископу Иову.
После смерти о. Тимофея, до избрания достойнаго ему преемника, временно богослужение совершал и требы исполнял священно — инок Нифонт (в миру Николай Ермилов, казак ст. Кавказской).
Но вот, сразу, общество остановило свое внимание на том или другом лице в сане иерея, при обсуждении этого важнаго дела оказывалось, что один намеченный замечался в том-то, у другого жена под замечанием была; кроме того каждый намеченный имел свою партию из родных и друзей. Многочисленнее других и с участием влиятельных лиц, оказалась партия казака Матвея Терешина, — на нем и остановился выбор, как на достойном лице. Епископ Иов хорошо знал избранника, с недоверием отнесся к избранию, но не решался заявить свое сомнение в виду: «глас народа – глас Божий». – Матвей рукоположен в сан иерея епископом Иовом.
О. Матвей имел тогда под 30 лет от роду, здоров, статен, красив, — словом все при нем.
Избрание свое о. Матвей не оправдал: оказался груб, корыстолюбив, своеволен, непочтителен к своему епископу, честолюбив; не редко был замечаем в слабости к вину и к женщинам. Все это не обещало добраго мира и согласия между обществом и о. Матвеем. Это именно и предвидел епископ Иов и на сколько хватало сил смирения его, воздерживал о. Матвея разными мерами.
На сколько возможно о. Матвей был терпим обществом; частыя отлучки его: то в Усть – Лабинскую станицу, старообрядцы которой не имели у себя священника и пользовались от Кавказскаго прихода, то в другия станицы, в которых проживают старообрядческия семьи, скрывали неприятныя впечатления поведения о. Матвея.
Духовный сан не удовлетворял честолюбие о. Матвея; его, как казака, влекло подняться выше на ступеньках военной лестницы, — его соблазнял серебряный галун на казачьей шапке, — благо – карманы его уже имели вес, не были пусты.
Нужно было подскочить и случаю, подходящему к желанию о. Матвея.
В 1868 г. весной, по случаю освящения Высочайше пожалованнаго знамени Кубанскому казачьему войску за покорение западнаго Кавказа, для участвия в празднестве, от станиц войска требовались представители в г. Екатеринодар. От станицы Кавказской представителем был отставной офицер дядя о. Матвея. По предложению перваго уехал в г. Екатеринодар и о. Матвей, на «авось вывезет».
О цели о. Матвея узнал епископ Иов и не разрешал ему поездку; но о. Матвей остался при своем желании, оказав непослушание своему епископу. Он в числе депутатов – представителей произведен в урядники и прибыл в станицу в шапке с галуном.
Во время отсутствия О. Матвея церковную службу нес священно – инок Нифонт.
В первый же праздник, по возвращении, о. Матвей вошел в храм и в алтарь, в котором был епископ Иов и о. Нифонт, последний что-то сказал, вероятно по адресу о. Матвея, который подскочил к Нифонту, сорвал с головы его камилавку и выбросил чрез Царские врата в пространство храма чрез амвон. Епископ Иов удалил из алтаря о. Матвея, а после службы, при народе, сказал ему: «По духовному ты имел сан священника, по светски это равнялось чину капитана, ты сам себя разжаловал из капитана в урядника; ты ослушался меня, оказал неуважение сану моему; ты оскорбил иноческий чин и священно – инока Нифонта, за что я, Богом данной мне властью, запрещаю тебе священнодействовать». За это епископ Иов переносил частыя оскорбления от самого о. Матвея и его родни.
К просьбам о. Матвея и его родственников о разрешении к священнодействию епископ Иов оставался непреклонен.
Не чрез долго о. Матвей, как урядник, назначен и командирован был на внутреннюю службу в г. Екатеринодар, где вел себя не честно, не законно, за что был предан военному суду, разжалован в казаки, возводим на эшафот и заключен в тюрьму.
Когда по окончании срока тюремнаго заключения, врзвратился о. Матвей домой, то прихожане отвернулись от него на всегда. Также и епископ Иов навсегда запретил его от священнодействия.
После смерти епископа Иова о. Матвей просил у епископа Силуяна разрешения священнодействовать, но тот отказал ему. Обращался он с такой же просьбой к архиепископу Московскому и в Духовный совет, отовсюду получал один ответ: не достоин».
В 1894 – 1896 г.г. около 12 – 15 семейств старообрядцев, пренебрегши обрядами отцов своих, перешли в единоверие.
Матвей Терешин, не имея успеха в своем домогательстве – получить разрешение священнодействовать у старообрядцев, также перешел в единоверие, ради данного ему обещания исходатайствовать разрешение священнодействовать в отобранном у старообрядцев монастыре. – С этою целью он принял монашеское пострижение, носил черный клобук, в чаянии быть иеромонахом, но обещание не выполнено, — он остался простым монахом. – Это в расчет его не входило, обман стал очевиден для него, он со злобой сложил с себя монашество и возвратился в свой дом, в свою старообрядческую семью, в которой стал чужим. – Поруганная им вера отцов, собственная совесть его не давали ему покоя, он заболел и умер.
III.
Епископ Иов, как избранник народный, пользовался любовью и уважением в своей епархии, особенно на Дону. – Именитые торговые казаки – донцы не редко навещали своего избранника в скиту, где с благоговением слушали совершаемую им божественную службу; другие с особенным удовольствием принимали его в своих домах, во время поездках по епархии и в других случаях.
Из числа почитателей его братья П. и И. Планидины, чаще других приезжавшие в скит, движимые высоким чувством благотворения, с благословения его пожертвовали лесной материал для молитвеннаго храма в скит. – Епископ Иов благое желание жертвователей направил на пользу Кавказскаго старообрядческаго общества, у которого молитвенный дом стал тесным; на увеличение же его у общества не было средств, — с тем, чтобы последнее свой молитвенный дом перевезло и устроило в скиту.
Ранней весной 1862 г., пользуясь подножным кормом и хорошей погодой, десятки подвод выехали из станицы в г. Ростов н-Д. за пожертвованным материалом для храма. — К началу сенокоса материал прибыл в станицу; оказалось, что постройка была уже вырублена и разобрана для перевозки. – С материалом прибыла партия рабочих и уполномоченный от г.г. Планидиных для наблюдения за работами и по продовольствию партии, — Весь расход по постройке храма жертвователи приняли на себя.
К храмовому празднику Покрова Пресв. Богородицы храм был готов.
К этому времени г.г. Планидины, Сербины, Косов и др., с участием епископа Иова, доставили из Москвы иконостас, запрестольный крест и иконы, новые сосуды и пр., — словом храм украшен вполне.
1-го октября храм освящен владыкою Иовом.
На освящение храма и празднование прибыли из г. г. Ростова и Новочеркасска приглашенные обществом жертвователи. – Общество выразило им глубокую благодарность.
В том же году перевезен из станицы в скит молитвенный дом со всей внутренней обстановкой и устроен там на счет общества.
В том и в другом случае препятствий не было от администрации и духовенства господствующнй церкви.
По приглашению епископа Иова прибыли в станицу иконописцы братья М. и И. Строгоновы, знатоки крюковаго пения. – Они первые упорядочили пение простое и насадили пение крюковое. – Они прожили в станице около 15 лет, оставив по себе добрую память.
В 1870 г. умер священно – инок Нифонт.
В том же году епископ Иов рукоположил в сан иерея турецко – подданаго Григория Осипова, совершенно малограмотнаго, но строгой нравственности, прибывшаго на Кавказ ради заработка и проживавшаго здесь с семейством. – Рукоположение такого человека вызвано было тем обстоятельством, что епископ Иов не находил достойнаго человека из членов общества, между тем о. Нифонт уже не в силах был отправлять нужды по приходу. – О. Григорий первое время служил в скиту, а затем принял обязанность приходскаго священника.
20 января 1872 г. умер епископ Иов. – Не смотря на холод и снег, стар и млад спешили из станицы в скит, последний раз взглянуть на ласковые черты лица своего глубокоуважаемаго владыку Иова, приезжали похоронить его и из соседних станиц духовенство и миряне. – Все спешили отдать заслуженный почет усопшему владыке Иову. — Только с Дона и Терека не могли приехать на похороны, — в то время железной дороги еще не было.
В 1875 г. умер о. Григорий Осипов.
В том же году, по избранию общества, урядник Лукьян Сидорович Шерстобитов (вдов) рукоположен в сан иерея архиепископом Московским Антонием.
Рукоположение о. Лукьяна вызвало много рассуждений не в пользу вдовца, основанных на канонических правилах. Избиравшее его общество это обстоятельство имело в виду и руководилось теми соображениями, что Лукьян в то время имел уже под 60 лет от роду, при нем жила родная дочь, замужняя с семьей своей и что общество не имело в виду подходящаго лица, свободнаго от службы царской, — эти соображения принял во внимание архиепископ Антоний.
IV.
Год от года народонаселение прибавлялось. – Храм стал тесен, особенно в дни больших праздников и в посты: великий и успенский. – Признавалось необходимым разширить или удлинить его, а также поднять выше на фундаменте.
К празднику Рождества Христова 1878 года в станицу прибыл вновь назначенный в Кавказскую епархию епископ Силуян (в миру Степан Морозов, казак области войска Донского).
После божественной службы, на которую собралось много народу повидеть новаго владыку и послушать архиерейскую службу, владыка Силуян между прочим, заметил, что вместимость храма не соответствует числу прихожан.
Замечание сделано правильно; это видели и раньше него. – Но как помочь этой нужде?
Конечно, путь законный имелся – просить разрешение начальства. – Но на успех надежды было мало, да и дело затянется на долго.
Начать работу без разрешения начальства, значит рисковать остаться без храма.
Существует народная поговорка: «Не быть бы счастью, да не счастье помогло». – Господь наказал старообрядческое общество пожаром внутри храма. Это случилось так:
23 апреля 1879 года, после заутрени, по не вниманию ли ктитора осталась горевшая свеча, или нарочно она оставлена, в виду предстоящей обедни – чрез час времени –Так или иначе горевшая свеча свалилась к иконе, которая загорелась, от нея загорелась другая икона и пламя стало распространяться внутри храма. –Народ уже собирался к храму, увидев дым, выходивший из внутри храма, бросился туда, каждый видел опасность целости храма, все принялись за работу: кто тушить, кто выносить утварь, иконы, книги, — спасли много. – Благодаря народу, пожару не дано ходу. – Некоторые иконы выгорели до невозможности исправить их; внутренняя верхняя досчатая обшивка обгорела; железная крыша сильно повреждена. –Народ не допустил огонь коснуться за деревянныя стены.
Убыток от пожара считался по меньшей мере за 1000 руб.
Исправили, что возможно. –
Некоторые жители обновили иконы на свой счет, поставив на них свои фамилии, например: Ермаков, Пономарев и друг.
Купец Степан Феодорович Баталин пожертвовал на иконостас 200 руб.
Этот пожар давал повод возбудить ходатайство о разрешении произвести капитальный ремонт храму: 1) поднять его выше на фундаменте; 2) пристроить алтарь, чем увеличится вместимость храма, поставить над алтарем не большой купол; 3) над притвором построить колокольню.
Эти нужды, особенно 2 и 3 в ходатайство не могли войти, как явно противузаконныя, дававшия наружный вид православнаго храма.
Судили, рядили общественники на разные лады, все, как будто, хорошо, да… не законно. – Остановились на том: положась на милость Творца Небеснаго и на заступницу Пресвятую Богородицу, решили исполнить указанныя нужды, — авось Бог поможет.
Из журнальнаго постановления Кубанскаго Областнаго Правления, от 7 марта 1888 г. видно, что по разрешении постройки или исправления, о возобновлении старообрядческой церкви и колокольни в ст. Кавказской ни каких ходатайств не поступало и вообще не было ни какой переписки по этому делу. – Следовательно, ходатайство о ремонте храма не возбуждалось.
Не приступая к работе, старики Иван Ермаков, Венедикт Пономарев и Иван Сафронов, по уполномочию от общества, постучались в дверь своего ближайшаго начальника – участковаго пристава г. Петраковца, побезпокоили они и священника господствующей церкви о. Андрея Аристовскаго. – Оба высказались, что они будут глядеть на работу сквозь пальцев, если не будет доноса со стороны самих старообрядцев, при условии производить работы, по возможности, не на виду, особенно колокольню и купол над алтарем. – Г. Петраковец даже выехал из станицы по участку.
Церковный староста (ктитор) Ивин Тимофеевич Ермаков, зажиточный и честный казак, — церковную копейку завязывал в два узла, к церковной кассе не подпускал ни кого с длинными руками, сберег к этому случаю около 2000 руб. и принял на себя труд исполнить предстоящую работу.
Работа началась: одни вырубали алтарь и купол; другие поднимали храм и подводили фундамент; третьи вырубали остов колокольни, — последний даже в чужом дворе. – Работа шла быстро. – В течение 2-3 недель все было окончено; остов колокольни в течение одной ночи поставлен на место над притвором, а утром, с восходом солнца, окончилась работа по крытию колокольни железом; приступили к поднятию колоколов и окончили все благополучно. – Вот план храма.
Купцы: Никифор Козьмич Коновалов пожертвовал колокол весом 30 пуд., Тит Антонович Минаков колокол в 8 пуд., остальные 3 колокола большие и меньшие приобретены на пожертвованныя и на церковныя деньги.
Купцы: Петр Павлович Волков пожертвовал паникадило большое, Ефим Егорович Литвинов – паникадило малое и 4 больших ставника. – Вот внутренний вид храма.
Таким образом по милости Божией храм увеличился и украсился внутри; куполы и кресты придали ему наружный вид православнаго храма.
1-го октября 1882 г., в день храмоваго праздника, епископ Силуян освятил св. алтарь и колокольню с новыми колоколами.
Теперь древне православные христиане стали созываться на общественное богомоление благовестным звоном. – Все чувствовали сердечную отраду; стар и млад спешили в храм, который и после сего, все таки, бывал тесен, особенно в дни больших праздников и архиерейскаго богослужения.
К кавказскому приходу имели прибежище одноверцы иногородние, проживающие в разных станицах, ближайших к Кавказской и в ближайших селах Ставропольской губернии, куда не редко вызывался священник, оставляя приход, в котором случались упущения, навлекавшия неприятныя недоразумения, сознавали, что одному священнику не по силам, — нужен другой священник.
8 марта 1880 г. диакон Константин Григорьевич Осипов рукоположен в сан иерея епископом Силуаном в Кавказский приход, вторым священником.
Родная мать о. Константина пред рукоположением его сказала епископу Силуяну: «напрасно ставите такого не покорника, он такое зло в семье имеет, что прощение ни когда к старшему принести не может».
На сердце Ермака, так по просту звали ктитора Ивана Тимофеевича Ермакова, было не спокойно; ограждение его церковной кассы не всем было по душе; он стал замечать враждебное настроение к нему церковнаго причта. – Видел происки некоторых общественников, по внушению причта же, намечавших податливаго кандидата в ктитора; выслушивал от них незаслуженныя неприятности. – он счел за лучшее уйти с дороги и ушел.
Главная роль в происках против Ермака принадлежала молодому священнику о. Константину Осипову.
Этот священник чувствовал свою вину пред стариком Ермаком, и, или хотел загладить ея или ради корыстолюбия, он, обходя прихожан с молитвой пред праздником св. Пасхи, хотел зайти и к Ермаку, но совесть его была неспокойна, он боялся, что Ермак не примет его. – Поэтому он послал вперед уставщика И. Зо-ва спросить: примет ли его Ермак?, а сам остановился за угловым домом, в ожидании посланнаго. – Ермак сказал уставщику, что «он не желает видеть врага церкви Христовой».
С уходом Ермака храм сделался «дойной коровой» для причта и ктиторов, в последние избирали по указанию причта, что вызывало неприятности среди членов обществ. – Это было начало семейной вражды.
После Ермака оставил память ктитор Е. И. Чернейкин, в его время приобретено: 3 больших медных ставника, семисвечник и 2 ризы в 390 р.