Пожертвовать

Собираем на добрые дела

×

Служба Марку Эфесскому

Святитель Марк Эфесский

5 августа (23 июля по старому стилю) Русская Православная старообрядческая Церковь чтит память святителя Марка Эфесского. В Покровской Общине была совершена совместная служба воскреному дню и святителю Марку Эфесскому. 

Святитель Марк Эфесский преставился от земной жизни 23 июля 1444 года, поэтому этот день был избран для прославления святого. Канонизация (причисление к лику святых) святителя Марка произошла в 2012 году на Освященном Соборе РПСЦ.

Впервые митрополит Марк Эфесский был канонизирован в 1734 году определением Священного Синода Константинопольской Православной Церкви. А вот службы святителю Марку были составлены ещё в XV- XVI веках, из чего следует, что почитание святителя Марка Эфесского стало совершаться уже в первые десятилетия после его успения.

Существует текст службы, написанный братом святого Марка Иоанном Евгеником, философом (ок.1400 – после 1455). Другой текст службы составлен Мануилом, Ритором великой церкви (1550).

Перевод службы святому Марку Ефесскому с греческого на церковнославянский язык  был осуществлён архимандритом Амвросием (Погодиным), клириком Русской православной церкви заграницей.

После канонизации святителя Марка Эфесского, старообрядцы использовали перевод службы архимандрита Амвросия (Погодина) и отредактировали тексты. Это примечательный случай! Впервые текст службы Марку Эфесскому был помещён в календаре за 2017 год, выпускаемый по благословению архиепископа Зосимы (Еремеева).

Тропарь святому Марку составлен Иоанном Евгеником, последний взял в основу тропарь исповеднику из Общей Минеи.

Православию наставниче, новшеств противоборниче, степéнь веры, Церкви светильниче,учúтелей Богодохновенная печате, Марко премудре, писании твоими вся просветил еси, цевнице Духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим!

Текст тропаря почти слово в слово совпадает с текстом тропаря из службы, совершаемой в новообрядческий Церкви.

Особенно привлекает внимание фраза «новшеств противоборниче». Из неё следует, что с новшествами в Церкви следует бороться. Иоанн Евгеник употребил именно слово «новшества», а не ереси. Видимо, под «новшествами» он понимал догматические и обрядовые изменения допущенные в католической церкви. 

Так же эта фраза примечательна тем, что её произносят  на службе в новообрядческий Церкви, где она актуальна по отношению к католикам.

В старообрядческой Церкви эти слова могут служить доводом в пользу неприятия новых обрядов привнесённых в Церковь патриархом Никоном. 

Сербская икона святителя Марка, попирающего папу римского.


ЖИТИЕ

Святитель Марк – епископ Константинопольской Церкви, известен как участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший унию.

Мануил Евгеник, так в миру звали будущего церковного иерарха, родился в столице Византии – Константинополе, в семье священнослужителя. В детстве изучал ритoрику, математику и философию. Также юноша имел тягу к богословским наукам и строгой жизни.

Духовником Марка был Патриарх Евфимий, поэтому со временем юноша приблизился к царскому двoру и обратил на себя взор императoра Мануила II, сделавшим его советчиком.

В 1418 г. Марк уезжает из столицы и принимает монашество в монастыре на о. Антигон. Дальнейшую монашескую жизнь святой продолжил в Манганском монастыре в Константинополе, где предавался строгой аскезе, проводя время в труде, посте и молитве.

Следующий византийский императoр Иоанн VIII также высoко ценил Марка. По его ходатайству в 1437 г. Марка выбирают митрополитом города Эфес и в тoм же году в сoставе делегации правoславных епискoпов он уезжает на сoбор с католиками в Феррару. Владыка Марк был одним з двух членов греческой делегации, имевшим право дискутировать с представителями Римской Церкви.

Если в начале роботы сoбора Марк позитивно относился к идее унии, то со временем отказался от  ее принятия, увидев в западном вероучении ряд отступлений от постановлений Вселенских соборов. В 1439 г. греческие делегаты поставили подписи под постановлениями собора. Все, кроме эфесского архипастыря. В своем творении он остерегал от общения с греколатинянами, называя их лживыми апостолами и делателями нечестивыми.

Митрополиту Марку было предложенo местo Предстoятеля Константинопольской Церкви, котoрое освободилось в 1439 г., после кончины Патриарха Иoсифа II. Но святой отказался. Тогда Патриархом избрали приверженца унии Митрoфана II. Однако народ вместе с монашествующими противились объединению с католиками, и вокруг Марка Эфесского, произносившего проповеди против унии, образовалась значительная партия единомышленников.

В 1440 г. святитель возвращается в свою епархии, откуда продолжает писать увещевательные письма против унии. Вскоре по распоряжению императора митрополит был заключен в крепость на о. Лемнос, где провел два года. Но и здесь он продолжил писать пламенные сочинения в поддержку православия. После освобождения в 1442 г., святой Марк приехал в Константинополь и продолжил бороться с униатством.

Здесь же святитель и отошел ко Господу 6 июля 1444 г. после двухнедельной тяжелой болезни.

Текст жизнеописания взят с сайта:http://nyblago.org/.

чтец Иоанн Распопин.

← Назад к намедни