Пожертвовать

Собираем на добрые дела

×

Митрополит Амвросий

12 ноября — празднование памяти святителя и исповедника Амвросия Белокриницкаго, день его преставления. Наша Покровкая Община молитвенно почтила память святителя Амвросия Белокриницкого в минувшее воскресенье. 

Будущий святитель Амвросий родился в 1791 г. в небольшом селе Маистра, владения Османской империи. по По происхождению был греком, при крещении маладенца нарекли Андреем. Его отец Георгий являлся 22-м священником в роду. С младых лет отец Андрея готовил сына к пастырскому служению. В юношеском возрасте Андрей поступил в духовное училище, где получил богословское образование. В 1811 г. Андрей женился, и, в этом же году, митрополит Эносский Матфей (Мегалосом)  рукополагают его во иереи. Всего через три года он становится вдовцом, а еще через три его постригают в иноки с именем Амвросий. Митрополит Матфей принял его к себе в архиерейский дом. Усердием к службе, хорошим богословским образованием и высокими личными качествами Амвросий скоро обратил на себя внимание иерархов греческой церкви, и в 1823 году его поставили настоятелем Троицкого монастыря на о. Халки в Мраморном море. Отсюда он был переведён патриархом Констанцием на Босфор. Он быстро продвигался по иерархическим ступеням и скоро получил в Константинопольской патриархии почётную и ответственную должность протосингела константинопольской церкви, т.е. ближайшего помощника патриарха. В середине 30-х г. XIХ в. в боснийская кафедра стала вдовствующей после кончины митрополита Вениамина. В 1835 г. Амвросий в сослужении четырех архиереев хиротонисан Константинопольским патриархом во митрополиты. 

Получив ставленную грамоту, митрополит Амвросий выехал в г. Босно-Сараев (ныне Сараево), принадлежавший в то время Османской империи. В отношении местного населения турки проводили  политику грабежа и насилия. Как писал о нем Н. И. Субботин:  «Амвросий явился исключением из боснийских владык-фанариотов. Человек от природы добрый, он не мог равнодушно смотреть на бедственное положение народа — стал на его сторону и по возможности старался облегчить его нужды»  У местного населения сложилось плохое мнение о греческом священстве, но попечительство митрополита было для них «приятным» удивлением, они даже перестали считать его за грека, они считали его славянином, а именно болгарином. Согласно одной боснийской летописи о митрополите было сказано так: «Этот владыка был святой человек, он много заботился о бедных. Он был родом болгарин, вовсе не был сребролюбив и радел только о том, чтобы народу было покойно, чтобы народ не терпел неправды». А когда сербы подняли восстание против губернатора-паши, митрополит принял сторону восставших. Он говорил: «За кого народ — за того и владыка!»

Раздражённый действиями митрополита Амвросия, турецкий паша Сараева подговорил боснийских купцов написать Патриарху донос на Амвросия, будто бы он «мешается в нехорошие дела» и «сочинил клевету на пашу». Патриарх Анфим IV, зависевший от произвола турецкого султана, понимал, чем вызваны обвинения против митрополита, но не посмел выступить против османских властей, требовавших смещения любимого в народе архиерея. Патриарх 12 сентября 1840 года своим распоряжением отозвал Амвросия в Константинополь, однако Амвросий смог выехать только 27 декабря 1841 года, поскольку провел некоторое время в сараевской тюрьме как несостоятельный должник. Проживая  Константинополе, будучи безместным, митрополит Амвросий бедствовал вместе со своим женатым сыном.

В 1783 г. австрийский император Иосиф II подписал указ о староверах, в котором излагалось следующее: « Мы позволяем им полную свободу религиозных исправлений для себя, для детей их и всего потомства вместе с их духовенством».

На протяжении более 1,5 веков старообрядцы были озабочены восстановлением своей трёхчинной иерерхии и активно искали благочестивого православного епископа. В конце концов приняли решение искать такого архиерея за границей, а кафедру для него, в условиях преследований старообрядческого духовенства, учредить в Белой Кринице (в то время поселение относилось к Австро-Венгрии, а ныне Украина).

В 1844 году от правительства Австро-Венгрии старообрядческие иноки Павел и Алимпий получили разрешение на учреждение в старообрядческом Белокриницком монастыре (Северная Буковина) архиерейской кафедры. 

Перед иноками стояли две первоочередные задачи: во-первых, попытаться отыскать архиереев, верных древним церковным традициям, во-вторых, если таковых не обрящется, обратить к истинной вере какого-нибудь достойного епископа из Греческой церкви. Павел и Алимпий объехали все славянские земли на Балканах, затем побывали в Сирии, Палестине, Египте, но нигде не нашли старообрядческих епископов. Было решено искать епископа, служащего по-новому, но согласного присоединиться к Святой Церкви.

Такого епископа иноки нашли в Константинополе. Им стал Боснийский митрополит Амвросий, человек исполненный благочестия и христианской любви. Павел и Алимпий начали переговоры с митрополитом о переходе в старообрядчество.В истинности Православной Старообрядческой Церкви митрополита окончательно убедило одно чудесное явление. Однажды святитель принимал у себя Павла и Алимпия, рассказывавших ему о святоотеческом благочестии. Проводив вечером гостей, Амвросий стал размышлять о том, стоит ли ему переходить в старообрядчество. С этой мыслью он помолился и лег спать.

В дремании митрополит увидел, как возле его постели появился благообразный муж, осиянный чудесным светом. Он обратился к Амвросию с такими словами: «Что ты много утомляешься размышлениями о сделанном тебе предложении? Это великое дело тебе суждено от Бога исполнить и от русского царя пострадать». При последнем слове святитель вздрогнул и пришел в себя. В комнате никого не было, только тихо гас свет, будто кто-то уходил со свечой. Так Амвросий окончательно уверился в правильности своего выбора.

28 октября  1846 г. в Белокриницком монастыре произошло торжественное присоединение митрополита Амвросия к старообрядческой Церкви во всем согласно правилам, положенным для принятия инославных вторым чином. Чиноприем совершил священноинок Белокриницкого монастыря Иероним, который принял его исповедь в алтаре, став духовным отцом митрополита. В этот день была восстановлена полнота иерархии в Старообрядческой Церкви.

После этого знаменательного события иноки Павел и Алимпий до конца жизни оставались в Белой Кринице. Они старались как можно чаще навещать своего пастыря, тем самым, утешая его.

Уже в декабре 1847 г. император Николай I потребовал от австрийского правительства закрыть Белокриницкий монастырь и решительно прекратить деятельность митрополита Амвросия. Требование российского императора к тому времени было уже запоздалой реакцией на восстановление в старообрядчестве полноты трехчинной иерархии, так как владыка Амвросий успел поставить двух епископов — майносского Кирила и славского Аркадия, пять священников и трех иеродиаконов. И поэтому оно уже не имело смысла, однако, поскольку сопровождалось угрозами, его нельзя было не выполнить. Вскоре митрополит Амвросий был вызван в Вену, где ему предложили возвратиться к греческому патриарху или отправиться в пожизненную ссылку, причем тут же ему было вручено и письмо патриарха с увещанием вернуться в греческую церковь и обещанием милостивого попечения и (ему предлагали одну из самых лучших епархий). Амвросий ответил: «Я единожды сию религию (т.е. древлее православие.) принял и уже вспять возвращаться не желаю». 26 июля 1848 г. митрополит Амвросий получил предписание отправиться в г. Цилли (ныне находится в Словении), куда вместе с ним отправился его сын Георгий с семьей.

После того как, митрополита Амвросия сослали в Грецию, иноки Павел и Алимпий старались как можно чаще навещать своего пастыря, тем самым, утешая его.

Присоединением митрополита Амвросия к Церкви не окончилась богоугодная деятельность инока Павла. Отец Павел предусмотрел все печальные случайности, все бедствия и несчастия, которые могли постигнуть искомого владыку после его присоединения к старообрядческой Церкви. Поэтому он исходатайствовал у австрийского правительства Высочайшее разрешение на учреждение старообрядческой кафедры, которое не препятствовало бы прибывшему святителю поставить себе законного преемника.

Великую роль сыграли труды инока Павла и в благоустроении российской древлеправославной Церкви. В 1851 г. отец Павел в селе Климоуцы вел неоднократные собеседования с безпоповскими иноками, среди которых был и уроженец Московской губернии Антоний (в миру Андрей Шутов). И чем больше инок Антоний размышлял над вопросами о. Павла и вспоминал беседы с ним, тем более видел основательность его доводов. Наконец Антоний вполне признал состоятельность убеждений инока Павла и решил уйти в Белокриницкий монастырь.

Прозорливый Павел провидел в Антонии действительно великого духовного деятеля на архипастырском посту и готовил его к такому служению. Через год, получив уже сан священноинока, он был 11 февраля 1853 г. рукоположен на весьма ответственное служение: архиепископом Владимирским и всея Руси. За годы своего архипастырского служения святитель Антоний учредил 12 епархий, рукоположил 11 епископов и более 100 священников. Этот ученик преподобного Павла Белокриницкого сделал столь много для церкви Христовой, что и сегодняшняя Русская Православная Старообрядческая Церковь продолжает пользоваться наследием его славного служения.

В течении 15 лет владыка Амвросий жил в уединении, сторого соблюдая все иноческие обеты. С 1863 г. его здоровье пошатнулось. Водянка, которой он был подвержен, стала проявляться с нарастающей силой. Пребывая в ссылке, митр. Амвросий поддерживал общение со своей паствой, посылая в Белую Криницу письма. Изредка, когда удавалось, его навещали гости из России и Белой Криницы. Побывал в Цилли и инок Павел. Последними посетителями у него были послы российского старообрядческого Освященного собора еп. Иустин и иеродиакон Ипполит. Дела, по которым они прибыли в Цилли, происходили во многом от иерархического неустройства в старообрядчестве и раздора, вызванного Окружным посланием. Эти обстоятельства жестоко поразили сердце старца. Однако он полностью выполнил архипастырский долг, составив и подписав все необходимые грамоты и наставления, поддержав российских епископов и пригрозив отлучением тем, кто станет чинить церковный раздор. Посланцы из России выехали домой 28 октября 1863 г., а всего через два дня митрополит Амвросий скончался. Сын Георгий похоронил отца на греческом кладбище в г. Триесте (Италия), так как в Цилли все кладбища были католические. Погребение заочно совершил в Белой Кринице еп. Кирил. Так закончилась нелегкая судьба великого святителя старообрядческой церкви.
На Всеобщем Освященном Соборе в 1996 г. митрополит Амвросий был причислен к лику святых. В мае 2000 г. останки святителя были перенесены в город Браилу (Румыния).

← Назад к намедни