Пожертвовать

Собираем на добрые дела

×

Древлеправославие в столице войска Донского

Старообрядческая община в городе Новочеркасске возникла в первые годы образования новой столицы войска донского. По  существавшему в начале прошлого столетия преданию, деревянный молитвенный храм был перевезен из Старочеркасской станицы (за 20 верст от Новочеркасска) торговым казаком Иваном Ивановичем Сербиновым и поставлен в Новочеркасске. Этот деревянный молитвенный храм существовал до 1859 года, однако случился пожар и храм «сгорел со всею утварью, по неосторожному обращению с огнем служителей оного». В том же году, Иван Сербинов устраивает второй молитвенный храм в своих жилых помещениях. Освящение храма было совершено епископом Иовом Кавказским во имя Покрова Богородицы. По смерти Ивана Сербинова, созданная им молельня, переходит во владение его вдовы и сына. В 1863 году Сербиновы переделывают молельню, образуется помещение длиною в 18 метров. В восточной части отделяется алтарь и устанавливается иконостас, отчего, по словам современника, «внутренность молельни совершенно приняла вид православного храма, с люстрами, подсвечниками и другими украшениями».(1)

В конце 1850-х годов в Донской области появляются священники белокриницкого согласия. Первым таким священником был казак Аксайской станицы Виктор Иванович Илеев, принявший иноческий постриг и посвящение за рубежом. В начале 1860-х  Новочеркасск стал посещать епископ Иов, в миру урядник Кавказской станицы Кубанской области Иван Андреевич Грянин.(2) Согласно статистическим данным в Новочеркасске в 1863 году проживало более 900 старообрядцев.(3)

В 1866 году епископ Иов для Сербиновской молельни рукоположил во священника белокриницкой иерархии казака Есауловской станицы Иоанна Севастьянова. Священство белокриницкой иерархии не было признано каноничным всеми  новочеркасскими старообрядцами, что привело к разделению на три прихода. Помимо Сербиновского образовались ещё два: Рудухинский и Шапошниковский. Рудухинская община была образована торговыми казаками братьями Рудухиными.  Они построили свою молельню, в которой богослужения проводили по-прежнему беглые священники и уставщики.

Шапошниковская молельня была основана торговым казаком Шапошниковым,  неприятие её членами белокриницкого священства привело впоследствии к полному уклонению в беспоповство.  

В 1871 году произошёл раскол в самой крупной Сербиновской общине.  Часть христиан во главе со священником Иоанном Севастьяновым соорудили свою молельню, освящённую в честь святителя Николы чудотворца. Спустя семь лет служения, о. Иоанн Севастьянов, под давлением властей и духовенства господствующей церкви, перешёл в единоверие. Впоследствии прихожане Никольской молельни вновь восстановили братское общение с Покровской (Сербиновской) общиной. Затем, на место Иоанна Севастьянова был переведен из другого Никольского прихода о. Карп Поподьин, который прослужил до 1902 года. На место его в том же году, в декабре месяце, по просьбе Покровской общины, архиепископ Иоанн перевел с х. Большие Казинки о. Иоанна Русанова прослужившего более 15 лет. Никольская молельня в то время находилась под окормлением о. Димитрий Золотов, а затем о. Мирона Скишнелова.

В 1878 году по сложившимся обстоятельствам, все имение И.И. Сербинова, в том числе, и молитвенный храм, областным правлением Войска Донского было продано с публичного торга, имение это купил торговый казак Дмитрий Федорович Байдалаков. Через 2 года Байдалаков пришедший в ветхость молитвенный храм разобрал и с разрешения начальства построил новый кирпичный храм, который существовал до 25 октября 1908 года. С дарованием свободы Дмитрий Федорович на собственном месте и на собственные средства   построил великолепную церковь, стоющую до ста тысяч рублей, трёхпрестольную. Главный престол освящён во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и боковые пределы во имя чудотворца Николы и Димитрия великомученика (в день ангела строителя).

Старообрядческий Покровский собор в Новочеркасске, памятная открытка (фото с сайта sobory.ru/photo)

Церковь эта освящена 26 октября 1908 года архиепископом Иоанном Московским в сослужении старообрядческого епископа кавказского Феодосия и старообрядческого духовенства, местного и прибывшего из соседних к Новочеркасску станиц, при многочисленном стечении богомольцев. При богослужении присутствовали: войсковой наказной атаман Войска Донского генерал-лейтенант А.В, Сампсонов, начальник войскового штаба генерал –лейтенант А.А, Смагин, начальник войсковой артиллерии генерал-лейтенант Н.И Забусов, младший помощник войскового наказного атамана  И.М. Добрынин, окружной атаман Черкасского округа генерал-майор И.А. Берладин, советники окружного правления и другие лица. По окончании богослужения духовенство, высокопоставленные лица и почетные гости были приглашены строителем храма, по случаю торжество и дня Ангела своего, на хлеб-соль, приготовленную в летнем помещении офицерского собрания.

Через месяц после освящения храма  Д.Ф, Байдалаков умер, завещав как церковь, так и все подворья общине, кроме того, обеспечил церковь капиталом в 100 000 рублей, «на проценты онаго без нужды будет ее существование». Покойный до самой своей смерти состоял хозяином и попечителем  храма. Содержание причта, жалование, квартиры, отопление и освещение оплачивал Дмитрий Федорович, за малым исключением годовой подписки местных прихожан.

Фото из журнала «Церковь». январь 1909 г.

В 1907 г. по всей России началась регистрация старообрядческих общин согласно новому «Положению», в Новочеркасске было зарегистрировано две общины: Покрово-Дмитриевская и Никольская. В октябре 1910 г. в Новочеркасск прибыл владыка Геннадий (Лакомкин).  Резиденцией епископа Геннадия стала усадьба Покрово-Димитриевского собора, а сам собор становится местом проведения регулярных епархиальных съездов донских старообрядцев.

 К 1912 году на подворье Покровского собора был выстроен двухэтажный для старообрядческой школы, в глубине двора было построено несколько келий для монашествующих. 9 сентября упомянутого года, приходская школа приняла первых учеников — 14 мальчиков и 16 девочек. Основателем школы, так же как и храма, был Д.Ф. Байдалаков. Обучение в школе было бесплатное, детям выдавались учебные пособия. Школой заведовал учитель-старообрядец Петр Константинович Журбин. В программу обучения включались Закон Божий, русский язык, арифметика, чистописание, славянский язык и церковное пение. С августа 1913 г. в школе был введен второй класс. (4)

После Февральской революции 1917 г. и объявленных Временным правительством свобод, старообрядцы стали активнее участвовать в общественно-политической жизни Новочеркасска и Дона. Так , 30 апр. 1917 г. епископ Геннадий отправил принятую на совместном собрании представителей Покровско-Дмитровской и Никольской общин Новочеркасска телеграмму премьер-министру князю Львову, в которой говорилось: «В настоящее тревожное время под впечатлением петроградских событий, противной пропаганды Ленина, новочеркасские старообрядцы во главе епископа  общим собранием… сочли своим христианским долгом, на основании главы третьей стиха первого Послания святого апостола Павла к Титу, выразить полное доверие новому Временному правительству за его открытую энергичную борьбу с внутренним и внешним врагом до победоносного конца, с пожеланием мудрого руководства и сил на укрепление начал свободы обновленной России».(5) 14 мая 1917г. на Соборной площади (ныне Ермака) состоялся многочисленный молебен старообрядцев во главе с епископом Геннадием, в сослужении 11 старообрядческих священников, а также 2 диаконов. Старообрядцы послали от своего имени телеграмму Временному правительству и председателю Государственной Думы Родзянко с молитвами о победоносном окончании 1-й Мировой войны.(6) Пришедшие к власти большевики сперва закрывают Никольскую общину в 1920 году. Покровская община просуществовала до середины 30-х гг., когда собор был взорван, а его руины не убирались годами. Спустя три десятилетия на этом месте было построено 4-х этажное из белого кирпича здание городской пожарной охраны. Ныне старообрядцы Новочеркасска входят в Покровскую общину и ездят на службы в старообрядческий храм в Ростове-на-Дону.

Список использованной литературы:

По материалам журнала Церковь 1909 №32 С.958-959 и 1908 №46 С.1559

  1. «Донские епархиальные ведомости», 1902, №24, С.530.
  2. ГАРО, Ф. 353, О.1, Д 81.
  3. «Старообрядческий Покровский Собор» С.П. Чибисова. История православных храмов Новочеркасска 2013.
  4. «Старообрядчество на Дону во втор.полов. 19 – нач.20вв ( по материалам духовной печати) ». О.Ю.Редькина ВолГУ Волгоград 2000 г.
  5. Новочеркасск // Слово Церкви. 1917. №24. С. 456.
  6. «Вольный Дон» от 17 мая 1917г.

чтец Иоанн Распопин.

← Назад к намедни