Пожертвовать

Собираем на добрые дела

×

Религиозное положение на Дону в кон. XVI – кон XVII вв.

Говоря о специфике образования вольной казачьей общины на Дону, как стоящей за рубежами Московской Руси, она определяла религиозные черты ее членов. Обширность территории позволяла казакам сформировать особенность своего бытования: общинный уклад жизни, система выборов – Казачий круг, военные походы.

Сложно судить о более ранних периодах церковной жизни Дона, чем XVI в., так как не была налажена система ни приходской жизни, ни самого духовенства. Это может объясняться географическим положением, соседством и не устойчивостью сношений донских казаков с Московским государством на начальном его этапе. Вполне понятно, что тесные отношения с Московией позволили бы хоть и не в полной, но в частичной мере организовать и сдвинуть с места духовное положение дел на Дону. Не смотря на это, постоянные походы за «ясырем» диктовали трудовую деятельность казаков. Ввиду опасности расположения Дикого поля,  ближайшие соседи (мусульмане и язычники) не позволяли иметь крупные монастыри и богадельни, поэтому после удачных заграничных походов казаки устраивали щедрые пожертвования в монастыри, находящиеся в южных частях Руси. Их покровительство и вклады определили дальнейшее развитие Чернеевского Никольского монастыря (1593 г.), Боршовского Троицкого мужского монастыря (1615 г.) и ряд других обителей. В эти монастыри отправлялись выхаживаться казаки, получившие тяжелые увечья. Время шло, вера христианская на Дону крепла, начали появляться свои обители. Нередко казаки отправлялись в поисках иноческой жизни уже в свои родные обители – Усть-Медведецкий Спасо-Преображенский монастырь (1652 г.), мужской монастырь на Нижнем Чире (1677 г.) и др.

Участие в политических компаниях Московского правительства определяли и закрепляли взаимоотношения донских казаков и царя. Все чаще царь вмешивался в дела Донского края, такие вмешательства вели постепенно к напряжению и недовольствам в казачьей среде. Середина XVII в., ознаменовалась церковным расколом, который разделил некогда «единое тело». Раскол на Дон пришел не сразу. Московское правительство частенько забывало оплачивать за добрую службу своим подопечным, реакции со стороны казаков долго ждать не пригодилось. Уже в 1666 г., организуется поход на столицу во главе с Василием Усом, он был неудачен. Этот поход совпал с Большим Московским собором, который наложил анафему на всю дониконовскую Церковь, хотя в этом походе не было даже намека на религиозный подтекст. Выступление же Степана Разина (1670-71 г.), несомненно, имело религиозный окрас, хотя и не являлось самоцелью, но все же «зажгло» несогласных с Реформацией. Подавление восстаний правительственными войсками и выдача домовитыми казаками восставших закрепляло верховенство московской партии. Сложившиеся условия после раскола на Дону вели к еще большей нестабильности в регионе, смена одной партии на другую и возвращение к прежнему порядку не являлось редкостью. «Промосковская партия» Фрола Минаева вела активную политику по выдаче староверов. Как только он был определен доставить «зимовую станицу» (отряд в 100 чел.) в столицу, по решению Войскового Круга (верховный орган власти), в его отсутствие был выбран Самойла Лаврентьев приверженец старины. В ближайшие сроки он заручился расположением большинства казаков и в срочном порядке расправляется над «новыми попами». С каждым годом его положение ухудшалось и уже к 1688 г. вовсе стало тревожным. Во-первых, по решению царей Иоанна и Петра казаки должны были отдать атамана Самойлу Лаврентьева и направить его в Москву. Во-вторых, Фрол Минаев отправляет письмо князю Голицину о соотношении сил на Дону и тот повторно требует немедленной выдачи атамана. Фрол Минаев собирает казачий круг, на котором побеждает «промосковская партия» и атамана выдают и отправляют в столицу.  Проходит волна насилия над старообрядцами.

Таким образом, на первых этапах знакомства и Московского правительства и казаков мы видим первичные формы христианства, постепенное выстраивание отношений с Московией ведет не только к военной помощи первым, но и взаимообмен – оформление жалованья, созданием церквей, монастырей и организацией духовенства на Дону.

Духовное развитие привело к противостоянию новинам Никона. В период между соборами 1666-1667 гг. и 1682, г., можно считать более-менее мирными для православных (староверов), а в 1688 г. происходит поголовная выдача Правительству несогласных с реформой христиан.

      По материалам Дружинина В.Г. Раскол на Дону и Кирсанова Е.И. Православный Тихий Дон.

Автор: Владислав Кальниченко.

← Назад к намедни