Пожертвовать

Собираем на добрые дела

×

Старообрядческие просветительские общества

Одним из направлений образовательной деятельности старообрядцев после 1905 года была организация просветительских обществ. Старообрядческие просветительские общества — это общественные организации, одной из целей деятельности которых было осуществление образовательных проектов.

Среди первых общественных объединений старообрядцев, деятельно включившихся в развитие образования, было московское Братство старообрядческих начетчиков во имя Честного Креста.

Старообрядческими начетчиками именовались представители старообрядческой интеллигенции, которые «защищают и распространяют старообрядчество и выясняют истинное о нем понятие путем частных и публичных бесед, докладов, проповедей, речей и письменных и печатных произведений». Братство Креста — это объединение начетчиков белокриницкого согласия, созданное по благословению архиеп. Антония (Шутова) в 1874 г. свящ. Прокопием Лапшиным (впоследствии — еп. Паисий, Саратовский и Астраханский). В 1908 г. Братство было зарегистрировано Министерством внутренних дел. В августе 1909 г. Братство объединилось с Союзом старообрядческих начетчиков. Для достижения своих целей Братство «устраивало заседания, имело библиотеку, школы, вечерние классы, предпринимало издание книг и повременных изданий». Руководили Братством в разное время видные представители старообрядчества: епископ Александр (Богатенко), М.И. БриллиантовА.И. Королев. Под руководством еп. Александра Братство много внимания уделяло вопросам образования.

С 1905 г. Братство содержало школу для детей дошкольного возраста, в которой свящ. А. Бородинпреподавал Закон Божий, чтение и письмо. Это был аналог подготовительных занятий с детьми перед поступлением в начальную школу. Но об уровне преподавания в этой школе говорит тот факт, что после окончания 1908-го учебного года каждому ученику было подарено «Св. Евангелие, перепечатанное с издания Иосифа Патриарха, в роскошном переплете». 1 сентября 1908 г. педагоги школы разработали собственную учебную программу. К концу 1908 г. в школе кроме А. Бородина трудились уже несколько учителей и обучалось до 50 учеников.

Братство выпускало учебную литературу, проводило чтения и организовало ряд библиотек в Московской и Тверской губерниях. Также это общество создало специальное справочное бюро для ответов на запросы по проблемам организации школ, библиотек, воскресных чтений и лекций.

В ноябре 1905 г. в Двинске Курляндской губернии было учреждено Двинское старообрядческое Братство. Зарегистрировано это общество было только в августе 1907 г. Деятельность Братства была направлена на развитие старообрядческих образовательных учреждений в Северо-Западном крае. Это Братство открыло женское старообрядческое училище в Двинске, бесплатную библиотеку и читальню, способствовало открытию мужского двинского старообрядческого училища.

В 1906 г. в Нижнем Новгороде было организовано Братство учителей-старообрядцев. Это общество стало старообрядческим профсоюзом учителей. Оно имело целью «объединить учащих-старообрядцев и деятелей по школьному и внешкольному образованию для улучшения условий труда своих членов-учащих и содействия их умственному и нравственному развитию». Братство планировало оказывать материальную помощь учителям-старообрядцам «в случае болезни и утраты места». В Братство входили 20 человек, в том числе епископ Арсений (Швецов), епископ Иннокентий (Усов), священник Гр. Карабинович, И.В. Галкин, В.Г. Усов.

В 1906 г. было сформировано Старообрядческое благотворительное общество. С 1908 г. Общество возглавлял епископ Александр (Богатенко). Членами Общества в разное время были свящ. И. Власов, диакон Ф. Гусляков, Ф. Мельников, А. Рыбаков, П.И. Шибанов. Наряду с решением других задач Общество включало в сферу своих забот поддержку школьного и педагогического образования. В частности, за счет Общества в 1909 г. были организованы Педагогические курсы, учреждена собственная стипендия для учащихся старообрядцев. Но о том, насколько были важны для общества образовательные проекты, свидетельствует финансовый отчет за 1909 г. Оборот денежных средств составил 22 000 рублей. Из них было выделено на школы церковнославянской грамоты 465 руб., на содержание Учительских курсов — 2 613 руб.

В 1908 г. в Риге зарегистрировали Старообрядческое просветительно-благотворительное общество. Организация объединяла представителей старообрядцев Белокриницкой иерархии и беспоповцев. В одном из отчетов общества говорится: «Совместное пребывание всех старообрядческих групп роднит их, дает им возможность приходить на помощь самим себе и другим труждающимся». В почетных членах общества состояли архиепископ Иоанн (Картушин), П.П. Рябушинский, Д.В. Сироткин. Членами Общества к 1910 г. стали 332 человека. Общество планировало организацию курсов для подготовки старообрядческих законоучителей и учителей, училищ для малолетних детей, выделение стипендий для старообрядцев — студентов средних и высших учебных заведений. Однако реальную деятельность Общества наглядно представляет такой же финансовый отчет за 1909 г., из которого следует, что оборот денежных средств Общества составил 1116 руб. Из них на просветительные нужды было потрачено 40 руб.

В декабре 1909 г. в г. Грива Курляндской губернии было учреждено «Русско-старообрядческое общество просвещения в Курляндской губернии». Общество, организованное поморцами, «не преследуя никаких политических целей, имело единственной задачей распространение просвещения среди старообрядческого населения Курляндской губернии». Исходя из Устава: «Общество содержит приюты, училища, курсы для взрослых, народные читальни, библиотеки и т.п., устраивает чтения, выдает учащимся пособия, собирает статистические сведения о постановке школьного дела среди старообрядческого населения Курляндской губернии».Председателем Общества был заведующий первым Гривским мужским старообрядческим казенно-приходским училищем П.С. Шамша. В члены правления были избраны заведующие старообрядческими училищами Курляндской губернии: В.К. Денисов, А.Е. Строганов, И.У. Ваконья, В.Е. Васильев, Г.В. Пресняков, И.Е. Карпушенко, П.Н. Егорова. Почетными членами общества состояли попечитель Рижского учебного округа С.М. Прутченко и инспектор народных училищ И.С. Овчинников.

Это Общество в своей деятельности стало самой результативной из старообрядческих просветительских организаций. К концу 1910 г. Обществом в Рижском округе было организованы 14 казенно-приходских старообрядческих школ. При его непосредственном участии была открыта Иллукстская учительская семинария. Общество было не только инициатором этих учреждений, но и ответственным координатором их деятельности. Значение этого объединения для развития старообрядческих школ в Курляндии трудно переоценить.

В марте 1910 г. в Санкт-Петербурге старообрядцы — члены Государственной Думы организовали «Старообрядческое просветительно-благотворительное общество». По уставу членами общества могли быть старообрядцы разных согласий. На учредительном собрании присутствовало свыше 300 человек, в том числе старообрядческие священники и наставники. Почетными учредителями Общества были избраны старообрядцы — члены Государственной Думы И.Л. Спирин, М.К. Ермолаев, Д.П. Гулькин, и Ф.И. Чиликин. В качестве своих целей Общество определяло в том числе и открытие «[…] разных разрядов учебных заведений, курсов обучения церковному чтению и пению, библиотек, читален, древлехранилищ». Кроме открытия школ, это общество планировало лоббировать интересы старообрядцев в правительстве. Примером лоббистской деятельности можно назвать инициирование обсуждения государственного финансирования старообрядческих преподавателей Закона Божия. Группа депутатов Государственной Думы, членов Общества, подала в секретариат Думы записку с предложением изменить правила обучения Закону Божию детей старообрядцев. По мнению депутатов, «преподаватели-старообрядцы должны получать определенное содержание из средств государственного казначейства или из специальных средств учебных заведений».

В феврале 1914 г. П.П. Рябушинский начал работу по созданию Старообрядческого культурно-просветительского общества. Основной целью Общества ставилось развитие старообрядческого образования. О серьезности намерений будущего Общества свидетельствует состав учредителей. В учредительную комиссию вошли П.П. Рябушинский, Т.С. Морозов, В.Е. Макаров, А.С. Рыбаков, Ф.Е. Мельников, Д.В. Сироткин, Н.М. Кузнецов, И.К. Перетрухин.В марте 1915 г. состоялось учредительное собрание. Общество планировало объединить старообрядческую интеллигенцию г. Москвы. По Уставу в него могли входить только лица, имеющие высшее образование. В первую очередь внимание организаторов было обращено на старообрядцев — студентов и курсисток высших учебных заведений Москвы, которых, по сведениям Совета Всероссийских съездов, было более 500 человек. На учредительном собрании присутствовали около 100 человек. На собрании был принят Устав общества и намечены основные направления деятельности. В числе прочих целью ставилось «распространение просвещения среди старообрядцев, чисто научных и прикладных знаний и объединение старообрядчества без различия согласий».

Главной задачей декларировалось упорядочение старообрядческой школьной системы. Учредители Общества считали, что меры, предпринимаемые Советом всероссийских съездов, не давали результатов: количество школ росло медленно, не была выработана единая программа преподавания, существующие школы слабо обеспечивались учебной литературой. Члены Общества предлагали свое решение вопроса: «Необходимо, чтобы старообрядческие епископы обратили свое сугубое внимание на дело школьного образования. При каждой епископии должен быть образован постоянный орган из старообрядческих учителей, который сможет осуществить постоянное и планомерное руководство начинающим развиваться школьным делом». Для этого члены Общества планировали взаимодействовать с общинами по всей России «в целях учреждения старообрядческих начальных, городских, земских училищ, которые были бы поставлены и содержимы наравне с существующими училищами и включены в общую школьную сеть». Общество планировало заняться подготовкой старообрядческой учебной литературы.

Кроме этого, учредители собирались уделять постоянное внимание взаимодействию с гражданскими властями: «Для облегчения развития школьного дела на местах общество должно добиваться более широкого участия в школьном строительстве земского и городского управлений». На учредительном собрании прозвучало также пожелание создать библиографическое описание всех изданий, касающихся старообрядчества. В действительности члены общества поддержали создание ряда школ в Московской губернии и организовали серию чтений в Москве.

Еще одним общественным образовательным объединением стала Старообрядческая народная академия.Под этим громким названием в 1918 г. в Москве по инициативе старообрядцев разных согласий были устроены учебно-просветительные курсы по истории и культуре старообрядчества. Старообрядческая академия была учреждена группой из 10 старообрядцев во главе с Н.П. Ануфриевым. В числе учредителей академии также были последний директор Старообрядческого института К.Н. Швецов и И.А. Кириллов.

По выражению учредителей, академия задумывалась как высшее учебное заведение, которое развило бы опыт Старообрядческого института и Иллукстской семинарии: «Учитывая возможность появления в будущем круга лиц со средним образованием и с выраженным интересом в сторону старообрядчества, нам, живущим в Москве, необходимо организовать единый старообрядческий умственный центр — Старообрядческую народную академию — который бы впитал в себя будущие плоды деятельности средней старообрядческой школы, и собрать в одно организованное целое работников уже существующих, чтобы объединить их усилия». Н. Ануфриев планировал академию как старообрядческий лекторий. Учредители хотели организовать работу отделений: религиозно-философского, исторического, общественно-хозяйственного, государственно-правового, литературного, древнерусского искусства, старообрядческого воспитания и просвещения. Управлять академией должны были Учено-учебный и Попечительный советы.

В реальности же в академии удалось провести только один учебный цикл лекций с 15 мая по 1 июля 1918 г., который прослушали 117 человек. Занятия проходили в помещении школы вспомогательного общества купеческих приказчиков на Маросейке. Плата за слушание лекций была 30 рублей. Лекции читали старообрядческие преподаватели и начетчики. Но для повышения статуса этих занятий к чтению вводных лекций к каждому курсу на коммерческой основе были приглашены известные представители московской научной интеллигенции. Так, курс «Введение в историю старообрядчества» читал старообрядец-поморец, редактор поморского журнала «Вестник Всероссийского Союза христиан поморского согласия» М.П. Давыдов. А вступительную лекцию о древнерусском обществе представил профессор А.А. Кизеветтер. Курс «Старообрядческая литература» читал преподаватель Старообрядческого института П.И. Власов, вступительную лекцию о духе древнерусской литературы предложил профессор Московского университета М.Н. Сперанский. Н.П. Ануфриев вёл курс «Старообрядчество и политика». Вступление к нему на тему политических идеалов старообрядцев делал приват-доцент Московского университета С.А. Котляревский. Лекции по теме «Старообрядчество и культура» были прочитаны И.А. Кирилловым, а вступительный материал на тему современной обмирщенной культуры представил профессор, ставший к этому времени священником, Сергий Булгаков. Руководитель хора при Братстве Креста преподаватель пения и иконописи в Старообрядческом институте Я.А. Богатенко читал курс «Искусство в старообрядчестве». Вступление к нему о русском возрождении в религиозной живописи предложил князь Е.Н. Трубецкой. Кроме этого, с лекциями выступили директор Старообрядческого института К.Н. Швецов (на тему «Общественно-экономические условия в жизни старообрядчества») и преподаватель этого же института А.В. Зайцев (по теме «Старообрядчество и современные задачи воспитания и обучения»).

Результат этих курсов был признан удовлетворительным, и учредители планировали организовать новый цикл в сентябре 1918 г. Но этим планам осуществиться было не суждено.

Старообрядческие просветительские общества показали, что проблема развития образования в старообрядчестве находила широкое понимание общественности. Старообрядческая интеллигенция решала на местах конкретные образовательные задачи. Деятельность просветительных обществ способствовала популяризации создания школ и училищ, позволяла определять механизмы взаимоотношений на местах, в частных случаях оказывала влияние на выработку учебных программ и других прикладных материалов, организацию тех или иных форм образования.

Источники

[1] Труды 7-го Всероссийского съезда старообрядцев в Н. Новгороде 2–5 августа 1906 года. — С. 82.

[2] Старообрядчество: лица, предметы, события и символы: опыт энциклопедического словаря / С.Г. Вургафт, И.А. Ушаков. — М.: Церковь, 1996. — С. 56.

[3] Устав Старообрядческого Братства Честного и Животворящего Креста // Церковь. — 1908. — № 22. — С. 782–784.

[4] Четвертый съезд начетчиков // Церковь. — 1909. — № 34. — С. 1002.

[5] Мельников, Ф.Е. Краткая история древлеправославной Церкви. — С. 491; Устав Старообрядческого Братства Честного и Животворящего Креста. — С. 782–784; Собрание старообрядческого братства Св. Креста // Церковь. — 1908. — № 12. — С. 438.

[6] В старообрядческой школе // Церковь. — 1908. — № 19. — С. 689.

[7] Начальное училище при Братстве Св. Креста в Москве // Церковь. — 1908. — № 35. — С. 1198.

[8] Заседание Совета Братства Креста // Церковь. — 1908. — № 47. — С. 157; Братская школа // Церковь. — 1909. — № 30. — С. 913.

[9] Справочное бюро по образованию при Братстве Честного Креста // Церковь. — 1909. — № 52. — С. 1477; Наша жизнь // Старообрядческая мысль. — 1910. — №1. — С. 58; 40-летие старообрядческого Братства Св. Креста // Старообрядческая мысль. — 1914. — № 5. — С. 500.

[10] НИАБ. Ф. 2507. Оп. 1. Д. 3423 Л. 1–10.

[11] Устав братства учителей-старообрядцев // Старообрядец. — № 7 — 8. — С. 934–935.

[12] Общее собрание старообрядческого благотворительного общества в Москве / /Церковь. — 1910. — № 14. — С. 370.

[13] Мельников, Ф.Е. Краткая история древлеправославной Церкви. — С. 449.

[14] Взаимно-вспомогательное, благотворительное и просветительное общество старообрядцев в г. Риге // Церковь. — 1909. — № 2. — С. 67.

[15] Там же. — С. 53.

[16] Русско-старообрядческое общество просвещения в Курляндской губернии // Церковь. — 1910. — № 19. — С. 491–493.

[17] Там же. — С. 492.

[18] Новое общество // Церковь. — 1910. — № 11. — С. 300.

[19] Законодательное предложение об изменении правил о преподавании Закона Божия детям старообрядцев и сектантов в части, касающейся старообрядцев // Церковь. — 1914. — № 9. — С. 217.

[20] Старообрядческое просветительское общество // Старообрядческая мысль. — 1914. — № 2. — С. 170.

[21] Старообрядческое культурно-просветительное общество // Церковь. — 1914. — № 5. — С. 168.

[22] Устав Старообрядческого культурно-просветительного общества // Слово Церкви. — 1915. — №17. — С. 405–408; Открытие Старообрядческого культурно-просветительного общества в Москве // Старообрядческая мысль. — 1915. — №3. — С. 301.

[23] Задачи старообрядческого культурно-просветительного общества // Слово Церкви. — 1916. — № 11. — С. 244.

[24] Заседание культурно-просветительного общества. Создание комиссии по народному образованию // Старообрядческая мысль. — 1915. — № 5. — С. 539.

[25] Задачи старообрядческого культурно-просветительного общества. — С. 244.

[26] Там же. — С. 245.

[27]Кириллов И.А. Старообрядческая народная академия. — М.: Старообряд. нар. акад., 1918. — С. 6.

[28] Весенние 1918 г. курсы Старообрядческой Народной академии по истории и культуре старообрядчества // Голос Церкви. — 1918. — № 7 — 8. — С. 329–338.

Статья взята с сайта: http://rpsc.ru/publications/history/staroobrjadcheskie-prosvetitelskie-obshhestva/#_ftnref3 
 
Автор: иерей Иоанн Севастьянов.    
 
Фото: сайт http://wnzenin.ru/ 

 

← Назад к намедни