Пожертвовать

Собираем на добрые дела

×

Во время оно. 44-45 гг.

Редакция сайта izdrevle.ru продолжает публиковать материалы по истории старообрядческих общин и священнослужителей. В настоящем выпуске вниманию читателей предлагаются архивные материалы по истории Покровской Общины середины 40-х гг. 


Вступив с 1943 года на путь Победы, Советский Союз нуждался в безупречном имидже державы – победительницы. Самым большим пятном на репутации страны оказался идеологический вопрос – вопрос свободы слова и вероисповедания. Католическая, протестантские церкви союзников и особенно Русская православная церковь за границей непрестанно говорили о гонениях на верующих в СССР. Принимая во внимание, что большинство верующих в Советском Союзе являлись «православными» новообрядцами, первой попала под «возрождение» Русская православная церковь. Доброе имя РПЦ должен был поддерживать созданный в 1943 году Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР – новый Синод с ещё более широкими полномочиями, чем у творения Петра I, который вскоре стал курировать все религиозные культы в государстве. А «19» мая 1944 года был создан Совет по делам религиозных культов при СНК СССР – Синод для «неправославных» культов с аналогичными полномочиями. Несмотря на определённую долю лицемерия, религиозные Советы породили усечённую, но свободу вероисповедания, дав верующим возможность объединяться в общины и удовлетворять свои потребности, пусть и под неусыпным оком Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совнаркомах (а впоследствии — Министерствах) союзных и автономных республик и при обл(край)исполкомах. В такой исторической обстановке и происходило возрождение старообрядческой общины города Ростова-на-Дону.

Архивные документы сохранили для нас имена верующих, которые «04» января 1944 года организовали Общину старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, в городе Ростове-на-Дону: [1]

  1. Акимов Аполлон Васильевич, 1886 года рождения, мещанин, временно неработающий;
  2. Томилин Терентий Тимофеевич, 1882 года рождения, мещанин, кладовщик Артели “18 лет Октября”;
  3. Кузнецов Семён Степанович, 1870 года рождения, крестьянин, переплётчик Главпочтампта;
  4. Кузнецова Феодосия Кузьминична, 1876 года рождения, крестьянка, домохозяйка;
  5. Богатов Дмитрий Васильевич, 1884 года рождения, крестьянин, товаровед Ростпромторга;
  6. Евтехов Василий Акимович, 1883 года рождения, крестьянин, временно неработающий;
  7. Евтехова Галина Петровна, 1901 года рождения, крестьянка, домохозяйка;
  8. Акимова Мария Матвеевна, 1890 года рождения, мещанка, домохозяйка;
  9. Кудинов Тимофей Григорьевич, 1892 года рождения, крестьянин, рабочий Артели «Ростторг»;
  10. Бартеньев Иван Ильич, 1871 года рождения, крестьянин, временно неработающий;
  11. Лотарева Ксения Фёдоровна, 1895 года рождения, крестьянка, домохозяйка;
  12. Бартеньев Иван Фёдорович, 1892 года рождения, крестьянин, временно неработающий;
  13. Корнишева Евдокия Порфирьевна, 1884 года рождения, мещанка, инвалид, пенсионерка;
  14. Ефимцев Семён Афанасьевич, 1885 года рождения, крестьянин, временно неработающий;
  15. Ефимцева Евдокия Александровна, 1890 года рождения, крестьянка, домохозяйка;
  16. Толченникова Марфа Александровна, 1880 года рождения, крестьянка, домохозяйка;
  17. Мезин Фёдор Васильевич, 1888 года рождения, крестьянин, инвалид, пенсионер;
  18. Ястребцев Кирилл Дорофеевич, 1885 года рождения, крестьянин, временно неработающий;
  19. Русанов Фёдор Константинович, 1888 года рождения, крестьянин, возчик «Арт коопр»;
  20. Севастьянов Терентий Степанович, 1900 года рождения, крестьянин, инвалид, пенсионер;
  21. Томилина Екатерина Фёдоровна, 1891 года рождения, крестьянка, домохозяйка;
  22. Бердникова Наталия Семёновна, 1870 года рождения, крестьянка, инвалид, пенсионерка;
  23. Желкин Трифилий Дорофеевич, 1884 года рождения, крестьянин, временно неработающий;
  24. Смирнова Елизавета Ивановна, 1892 года рождения, мещанка, домохозяйка;
  25. Прокофьева Александра Ивановна, 1888 года рождения, крестьянка, домохозяйка;
  26. Ларионова Павла Ивановна, 1908 года рождения, мещанка, счетовод Домоуправления;
  27. Синельникова Евдокия Романовна, 1870 года рождения, крестьянка, домохозяйка.

В возрождении Общины приняли участие ещё один человек, оставшийся в тени, но пользовавшийся заслуженным авторитетом — Иоанн Яковлевич Кожемякин, который, кстати, был одним из тех, кто в 1939 году при закрытии Храма спрятал его святыню.

Однако же официально Община была зарегистрирована и Церковь передана верующим лишь полтора года спустя стараниями Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СНК СССР по Ростовской области Байкова А.Т.

Во главе членов Общины и прихожан Храма, в соответствии с действующим на тот момент времени законодательством, стал Исполнительный орган, так называемая двадцатка, в которой составе которой появились и новые люди: [2]

  1. Акимов Аполлон Васильевич, председатель Исполнительного органа, 1886 года рождения;
  2. Бартеньев Иван Фёдорович, 1892 года рождения;
  3. Бартеньев Иван Ильич, 1871 года рождения;
  4. Максименко Дмитрий Евтихиевич, 1885 года рождения;
  5. Корнишева Евдокия Порфирьевна, 1884 года рождения;
  6. Литвинов Борис Иванович, 1881 года рождения;
  7. Прудников Эммануил Дмитриевич, 1881 года рождения;
  8. Ястребцев Кирилл Дорофеевич, 1885 года рождения;
  9. Кузнецова Антонина Фёдоровна, 1885 года рождения;
  10. Воронкина Пелагея Яковлевна, 1900 года рождения;
  11. Пастухова Анна Алексеевна, 1888 года рождения;
  12. Прудников Григорий Дмитриевич, 1874 года рождения;
  13. Евтехов Василий Акимович, 1883 года рождения;
  14. Синельникова Евдокия Романовна, 1870 года рождения;
  15. Парфенова Анастасия Анисимовна, 1902 года рождения;
  16. Склеменов Фёдор Миронович, 1880 года рождения;
  17. Кузнецов Семён Степанович, 1870 года рождения;
  18. Мезин Фёдор Васильевич, 1888 года рождения;
  19. Томилин Терентий Тимофеевич, 1882 года рождения;
  20. Ефимцев Семён Афанасьевич, 1885 года рождения.

Храм был украшен, но вместо уничтоженного иконостаса алтарный проём 11 х 8 метров в высоту закрыли временным, написанным мастерами – старообрядцами. Была возвращена и толика из конфискованных раньше у православных старообрядцев предметов культа: 45 икон, 7 медных и 1 деревянный крест, 15 книг, из них Евангелие без переплёта, изношенное на 75%, 11 богослужебных книг, изношенных на 50% (согласно Инвентарной описи Культового имущества принятого религиозной Общиной Ростовской н/Д Покровской старообрядческой церкви в городе Ростове н/Д 1 сентября 1945 года).  – остальною святыню жертвовали прихожане.

Отец Иоанн (Захаров) стал первым священником возрождённой Общины, прослужив в Храме до 1962 года, наладив церковную жизнь православных старообрядцев города Ростова – на- Дону. он подготовил Общину к предстоящей волне гонений на верующих, прошедшей в шестидесятые годы в хрущёвскую «оттепель».

Настоятель Покровской Общины протоиерей Иоанн Захаров

1. Исполнительный комитет Ростовского – на — Дону городского Совета депутатов трудящихся – Уполномоченному Ростовской старообрядческой общины

«15»марта 1944 года, Исходящий № 72/п/з.

Заявление.

Согласно Вашего ходатайства, Исполком Городского Совета разрешает Вам 19-III-с.г. в 3 часа дня в помещении церкви на Новом Поселении провести собрание по вопросам:

  1. Выборы Церковного Совета Общины Старообрядцев.
  2. Выборы ревизионной комиссии.
  3. О приглашении священника для службы при общине.
  4. О церковном помещении.

Секретарь Исполкома Ростгорсовета Иваненко [3]

2. Протокол Собрания Старообрядцев гор. Ростова н/Д, состоявшегося 19 марта 1944 года …

По третьему вопросу:

постановило пригласить для службы при общине священника о. И.Захарова и войти с ходатайством в соответствующее учреждение на получение вызова священника из Кисловодска.                                                        

Председатель Общины  А.Акимов

Секретарь Ф. Мезин [4]

3. Церковный совет Ростовской старообрядческой общины – Исполнительному комитету Ростовского областного Совета депутатов трудящихся

«24» марта 1944 года, Исходящий № 2.

Заявление.

Собранием старообрядцев г. Ростова н/Д при избрании Церковного Совета 19 марта 1944 г. поручено последнему ходатайствовать перед Ростоблисполкомом об открытии старообрядческого храма и предоставлении помещения для такового. Имея ввиду помещение, специально построенное под храм старообрядцами около 35 лет тому назад по Ульяновской ул. №39, церковный совет ходатайствует о предоставлении этого помещения, ранее использованного старообрядцами для богослужений и по своему небольшому размеру вполне удовлетворяющим нашу общину.

С 1936 года до немецкой оккупации означенное помещение было занято под радио — мастерские и по изгнании немцев занято электро-монтажной мастерской Кавэлектромонтажа, каковая занимает его и теперь. Мастерская имеет несколько станков, около 30 человек рабочих, изготовляет мелкие электро принадлежности и на арендных началах с Горжилуправлением использует церковное помещение. Занять это помещение, когда оно было свободно, т.е. во время оккупации немцами, местные старообрядцы считали несвоевременным, и поэтому, ходатайствуя о предоставлении этого помещения для использования его по прямому назначению, церковный совет убедительно просит Ростоблисполком удовлетворить просьбу ростовских старообрядцев и в ближайшее время предоставить им означенное помещение для совершения богослужений.

При сем предоставляем копию разрешения Совета при Московской Старообрядческой Архиепископии на открытие храма от 9-II-44 г. За №31.

Председатель А.Акимов

Секретарь Т.Томилин [5]

4. Исполнительный комитет Ростовского – на — Дону Городского Совета депутатов трудящихся – Уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР по Ростовской области

«23» июня 1944 года, Исходящий № 195.

Исполком Ростовского н/Д Горсовета не может дать своего согласия на передачу помещения по Ульяновской ул. №39 под Церковную старообрядческую общину.

Исполком может отвести участок для строительства согласно генплана, застройки города Ростова н/Дону.

При этом возвращается заявление Старообрядческой церковной общины на 2-х листах.

Председатель Исполкома Ростгорсовета  /П.АНДРЕЕВ/ [6]

5. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при СНК СССР – Исполнительному комитету Ростовского – на — Дону Городского Совета депутатов трудящихся

«14» июля 1944 года, Исходящий № 0114.

В дополнение к вашему № 195-с от 23 июня с.г. прошу сообщить: а) здание б. старообрядческой церкви, находящееся по Ульяновской улице № 39, каменное или деревянное, в каком состоянии находится данное здание и какого оно требует ремонта, как это здание использовалось до немецкой оккупации и как используется сейчас; б) когда и по решению каких советский органов данная церковь была закрыта; в) сколько старообрядческих церквей и молитвенных домов функционирует в гор. Ростове.

Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви

при СНК СССР по Ростовской области  (Г.Амарантов) [7]

6. Исполнительный комитет Ростовского-на-Дону Городского Совета депутатов трудящихся – Уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР по Ростовской области

«30» сентября 1944 года, Исходящий № 329.

Исполком Ростгорсовета Настоящим сообщает дополнительные сведения по б. Старообрядческой церкви, находящейся по Ульяновской ул. № 39:

а/ здание б. Старообрядческой церкви каменное, материалы стен – кирпич.

Техническое состояние здания хорошее. Ремонт необходим в основном текущий:

смена части спусков кровли и постановка водосточных труб, остекление, ремонт штукатурки местами /незначительный/, частичный ремонт цементных полов и побелка.

Здание это до немецкой оккупации занималось радиозаводом.

В настоящее время занято заводом Электрооборудования Южэлектромонтаж № 2.

б/ когда и по какому решению каких советских органов данная церковь была закрыта и сколько старообрядческих церквей или молитвенных домов функционирует в г. Ростове н/Д. Горисполком этими сведениями не располагает.

Председатель Исполкома Ростгорсовета  /П.АНДРЕЕВ/ [8]

7. Исполнительный комитет Ростовского областного Совета депутатов трудящихся

РЕШЕНИЕ

“09” декабря 1944 года  № 183с/п гор. Ростов на Дону

Ходатайство верующих старообрядческой общины гор. Ростова-на-Дону о передаче им бывш. церковного здания.

Учитывая, что здание б/старообрядческой церкви по Ульяновской ул. д. №39 было закрыто в 1935 году по требованию трудящихся; с 1936 и до 1942 года помещение, соответственно отремонтированное и переоборудованное, занималось под мастерские Радиозавода, с 1943 года здание занято под мастерские завода № 7 и в настоящее время, ввиду острого недостатка помещений под промпредприятия, здание передано и переоборудовается под электромонтажные и гаражные мастерские Южэлектромонтаж №2 Исполком Облсовета РЕШИЛ:

ходатайство верующих старообрядческой общины о передаче им здания б/церкви по Ульяновской ул. № 39 ОТКЛОНИТЬ.-

И.о. председателя исполкома Облсовета – И.Кипаренко

Секретарь исполкома Облсовета – М.Могутин [9]

8. Исполнительный комитет ростовского областного Совета
депутатов трудящихся — Председателю Ростовской старообрядческой общины

«11» декабря 1944 года,Исходящий № 11/у.9.

Ходатайство Ваше о возврате Вам б. Помещения старообрядческой церкви по Ульяновской 39 рассмотрено Облисполкомом и отклонено.

Уполномоченный Совета по делам Религиозных культов при СНК СССР по Ростовской области Байков. [10]

9. Совет по делам религиозных культов при СНК СССР – Уполномоченному Совета по делам религиозных культов при СНК СССР

«01» февраля 1945 года, Исходящий № 120.

Решением Исполкома Ростовского Облсовета за № 193с/п от 9.XII-44 г. отклонено ходатайство старообрядческой общины о передаче ей здания бывшей церкви по Ульяновской ул. № 39.

Для постановки вопроса на рассмотрение Совета прошу, по возможности срочно, сообщить:

  1. Зарегистрированна ли община или относится к числу фактически действующим, еще не оформленных Вами / в Вашем отчете упоминания об этой общине нет /.
  2. Каким молитвенным зданием она пользуется в настоящее время, каков ее состав, количество, направление /«толк»/.
  3. Каково /примерно/ количество старообрядцев того же направления в городе.
  4. Можно ли ей предоставить другое помещение.

В последующем прошу сопровождать такие документы Вашим письмом, примерно, по приведенной выше схеме. Учет изложенных моментов имеет важное значение при рассмотрении аналогичных вопросов в совете.

Зав. Отдела Совета по делам Религиозных культов при СНК СССР  /САДОВСКИЙ/ [11]

10. Ростовская старообрядческая община – Совету по делам религиозных культов при СНК СССР

«13» февраля 1945 года.

Заявление.

Старообрядческая община в гор. Ростове н/Д, существующая свыше 100 лет, в марте мес. 1944 года по благословению старообрядческого Архиепископа Московского (копию прилагаем) возбудила ходатайство перед Ростоблисполкомом об открытии старообрядческого храма в помещении ранее занимавшемся под старообрядческий храм. На поданное нами заявление (копию прилагаем) Ростоблисполком в устной форме заверил нас, что по освобождении помещения электро – монтажной мастерской оно будет предоставлено нам для открытия храма. В октябре 1944 года мастерская освободила помещение, но в декабре облисполком официальным извещением (копию прилагаем) уведомил об отклонении нашего ходатайства. Обратившись в Горжилуправление мы узнали, что помещение сдано Южэлектромонтажу и что в этом помещении оборудуется мастерская и предоставить нам другое помещение Горжилуправление не может за отсутствием такового. В надежде найти помещение для храма в частновладельческом секторе мы установили, что помещения, по размеру удовлетворяющем нужды нашей общины, мы найти не сможем. Это обстоятельство вынуждает нас снова возбудить ходатайство об отводе нам бывшего нашего церковного помещения, так как наша община не может отказаться от желания иметь храм, не смотря на безуспешные хлопоты в течении года.

Мотивы, побуждающие нас на повторное возбуждение ходатайства, по нашему понятию достаточно вески, а они следующие:

  1. Мы, при всем желании иметь свою церковь, во время немецкой оккупации отказались от мысли получить разрешение от незаконной власти, в надежде получить таковое от своей, законной власти.
  2. Мы находим, что наши надежды на получение нашего, нами построенного помещения, вполне справедливы.
  3. Мы считаем, что при предоставлении помещения и открытии храма религиозные запросы 1500 старообрядцев будут удовлетворены, а это даст глубокое и искреннее чуство благодарности.
  4. Отсутствие храма создаст угрозу распада, так долго существовавшей общины.
  5. Движимые чуством любви к Родине и ее защитникам, мы, по зову нашего Архиепископа Московского, производим среди старообрядцев сбор добровольных пожертвований в пользу семей погибших воинов, уже собрано 3000 р., а имея храм мы могли бы значительно увеличить эту сумму и кроме того производить подобные сборы постоянно.
  6. Просимое нами помещение под храм, хотя и числится в аренде Южэлектромонтажа, с октября 1944 года никем не занято и никаких ремонтных работ в нем не производится. Наружный и внутренний вид его создает впечатление полной безхозяйственности: крыша разрушена и течет, окна расстеклены, полы после снятия станков изуродованы и если срочно не будут приняты меры к капитальному ремонту, помещение придет в полную негодность. Не смотря на эти дефекты, мы охотно согласимся произвести необходимый ремонт и дать помещению соответствующий вид согласно его назначения.
  7. Излагая в сем наши ходатайства, мы глубоко убеждены в том, что Совет по делам религиозных культов при СНК СССР удовлетворит наши ходатайства и даст нам возможность, наравне с другими культами, осуществить наше желание возносить общие молитвы за наших родных воинов и наше желание материально помочь нашей Великой и Дорогой Родине.

Председатель Общины

Секретарь

Член Совета [12]

Источники:

  1. ГАРО. Фонд Р-4173, Опись 6, Дело 16, Лист 92.
  2. Там же, Листы 18-19.
  3. Там же, Лист 87.
  4. Там же, Лист 88.
  5. Там же, Лист 78.
  6. Там же, Лист 214.
  7. Там же, Лист 212.
  8. Там же, Лист 213.
  9. Там же, Лист 188.
  10. Там же, Лист 79.
  11. Там же, Лист 157.
  12. Там же, Листы 81-82.

Автор: Алексей Сурмаёв. 

← Назад к намедни