Список отвеченных вопросов
Вопрос: Как понимать слова апостола Павла из первого послания Коринфянам «Не все мы умрем, но все изменимся»? С уважением, Мария.
Ответ: Эти слова апостола Павла касаются последних дней существования современной земли, современного общества. По церковному преданию, по нашей вере, по нашему убеждению земная жизнь рано или поздно завершится, наступит страшный суд и второе пришествие Исуса Христа на землю. В этот день жизнь общества прекратится. Для участия в Страшном Суде воскреснут все мертвые, кто когда-либо жил на планете Земля и будут участвовать в этом последнем страшном испытании, которое будет касаться каждой человеческой души, но так как к тому времени, ко времени всеобщего Воскресения, ко времени Страшного Суда, на земле еще кто-то будет оставаться живым, то не могут же все в одночасье умереть, а потом воскреснуть, для этого действия. Вот об этом и говорит апостол Павел, что наступит переломный момент, когда и мертвые воскреснут все и те, кто еще остался живой на земле он изменится, изменится его образ существования для страшного суда и для последующей вечной жизни в Царствии Небесном или в вечных муках. То есть момент этого явления второго пришествия Исуса Христа, он произойдет для тех, кто еще не умер или кому еще не пришел час смерти. Это такое понимание этих слов, хотя конечно нужно отдавать себе отчет, что все наши представления о Страшном Суде, о его времени, о его месте, о его форме, о том как, где, когда это будет, это все из сферы благочестивых фантазий к сожалению. Мы можем говорить только то, что написано в Священном Писании. В Священном Писании о Страшном Суде написано очень и очень мало. Господь намеренно для нас не открывает время этого события, мы знаем, что еще со времен первого века многие христиане были убеждены, что скоро наступит день Господень. Это опять-таки исходя из того ожидания Царствия Небесного, из того, что умер Христос и вот должно, по представлению первых христиан, случиться второе пришествие сразу же за его смертью. Христиане на протяжении практически всей истории ожидают последнего дня. Мы знаем, что в первом веке апостол Иоанн Богослов об этом говорил и во втором веке он об этом уже говорил, когда написал Апокалипсис, мы знаем, что Иоанн Златоуст об этом говорил в IV-м веке. Мы знаем, что наши предки старообрядцы говорили в XVII веке, что подошел конец времени. Вот вся христианская жизнь наполнена ожиданием Страшного Суда, ожиданием последней минуты. Это не значит, что если мы получим какую-то убежденность, что Страшный Суд будет через сто лет, то можно очень сильно нашу жизнь расслабить, нет, в любом случае ожидаем последней минуты каждый в свой час, в своё время. Но именно представление о том, что в определенный час все закончится, именно в этих словах апостола Павла все и кроется, что рано или поздно наша привычная земная жизнь закончится, все изменится, в другом месте апостол Пётр говорит, что земля и все дела сгорят и будет новая жизнь, новая земля, новый образ человеческой жизни. Об этом можно в виде такой фантазии высказать такое предположение, что то каким было тело Исуса Христа после Воскресения является прообразом того, каким станут люди после этого изменения, о котором говорит апостол Павел. А именно, что мы знаем про тело Исуса Христа? В тех не многочисленных случаях его явления ученикам после воскресения, мы видим интересные моменты, каким было тело Исуса Христа, когда он мог, имея тоже самое тело, которое было и до его смерти, обычное человеческое тело, при этом мог проходить сквозь стены, Он мог становиться невидимым, Он мог менять свое лицо до неузнаваемости, при этом он мог кушать, мог пить, можно было пощупать его руки, увидеть на них раны, ощутить обычное человеческое теплое тело. То есть это такое необычное тело, которое имеет другие характеристики физические. Мы можем только представлять, что именно такое тело будет у всех в день второго страшного пришествия Исуса Христа. То есть о таком изменении, возможно, говорил апостол Павел.
Вопрос: В чем отличие вашей церкви и веры? С уважением, Михаил.
Ответ: Я не знаю, конечно, следовало этот вопрос уточнить, всё — таки вопрос веры и слово церковь это разные понятия. Я хочу сказать в первую очередь несколько слов о нашей вере, вообще о православной вере. Что такое сама по себе вера? Даже ни как общество людей объединенных какой-то одной идеей и одним смыслом жизни, а вообще как человеческая способность. Вера — это убежденность в том, чего нельзя доказать, чего нельзя пощупать, чего нельзя логически объяснить, чего ты не видишь, на что только надеешься. Вот это такое чувство само по себе есть вера. У любого человека это чувство есть, Бог нас сотворил с этой возможностью — верить. Верой мы строим свои отношения с Богом, с Творцом, и в связи с тем, что каждый человек по-разному воспринимает или хочет воспринимать Бога, когда каждый человек вносит свои какие-то личностные моменты своего восприятия Бога, от этого и происходит некая разность вер. Это можно сказать коренное различие между верами. В зависимости от того как человек воспринимает Бога, от этого уже и возникает та или иная вера. Мы знаем, конечно, основные мировые религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм, любые течения внутри этих религиозных движений. Вот это является следствием разного восприятия Бога, разного восприятия понятия о Боге, и, конечно, как пути бывают истинные и ложные, так и вера может быть истинной, а может быть ложной. На сколько человек внес в свою веру свои личностные представления о Боге, на сколько человек подогнал понятие о Боге под свое представление, что каков Бог должен быть, вот настолько эти веры различаются и являются разными путями. Я, конечно, могу говорить только лишь о своей православной вере, которую считаю истинной, единственно возможной верой. Для меня вера в Бога является смыслом жизни. Почему я считаю, что православная христианская вера является истинной в отличие от других представлений о Боге? Только в христианской вере есть понимание того, что Бог любит людей, только в христианской вере есть понимание, что Бог не только любит людей, Он сам решил умереть за людей, тем самым показал свою любовь. Только в православной вере есть представление о том, что человек имеет возможность прямого общения с Богом, человек имеет в себе образ Божий, и его способность общаться с Богом является самым важным проявлением этого образа Божия, человек является личностью, как Бог личность, так и человек личность. Еще очень важный момент в представлении о Боге в православной вере состоит в том, что Бог — это ни какая-то бездушная сила, ни какой-то такой бездушный автомат, Абсолют, который сидит на небесах и раздает кому за добро, кому за зло. А Бог — это личность, даже более того в Православной церкви мы говорим о Боге, как об Отце. И вот это все качественно отличает православную веру от любых других представлений о Боге. Кроме того, весьма важная вещь, которая является смыслом в жизни для каждого православного христианина, которая позволяет твердо идти по этому пути к своей вере — это обещание, Божественное обещание каждому человеку, это Божественный обед, в первую очередь возможность для каждого человека стать равным Богу. Каждый христианин, каждый православный человек верит в способность стать равным Богу. Именно к этому мы все стремимся, мы верим в то, что Бог создал все для человеческого счастья на земле и в Царстве небесном. Это такое представление для меня является самым единственно возможным представлением о Боге, о смысле нашей жизни, о том, как на самом деле должна строиться истинная духовная жизнь человека. А если говорить о различиях в внутри самих христиан, я сейчас сказал об общей позиции для всех людей исповедующих христианство, но к сожалению вот это личностный эгоизм, который проникает во все сферы нашей жизни в том числе в нашу религиозную сферу, он как бы делит нас не только на разные религиозные направления, но и даже внутри одного какого-то религиозного направления, наш личностный эгоизм разделяет нас, вносит некоторое раздробление среди нас. И если говорить о разнице между старообрядцами и новообрядцами, то, кратко говоря, это стремление ставить во главу Церковь, а не человеческие представления о Церкви и пользе. Именно это стало причиной того, что некоторые идеи, некоторые реформы в XVII веке возобладали среди верующих русских людей, именно это стало причиной того, что какая-то не маленькая часть русских людей не согласилась с такой позицией. Ведь именно такое желание поставить Церковь на службу обществу и государству, стало причиной того, что некоторых старообрядцев не захотели выслушать, а в какой-то определенный момент их прокляли, осудили, объявили вне закона, применили определенные репрессивные меры против них, их как бы выгнали из своего общества. С тех пор, такое самостоятельное существование имеется в России, когда старообрядцы живут отдельно от новообрядцев, выстраивая свою христианскую церковную жизнь по тем представлениям, каким они считают нужными, как мы представляем, что это было в древности, и как мы считаем, что это важно и единственная возможность нашего спасения.
Вопрос: Доброго здоровья, отче! Вопрос по поводу прощения на полунощнице, павечернице, утрени, литургии. Является ли текст каноническим, можно ли изменять, добавлять или убавлять? В начале написано «Бог да простит тя честныи отче,прости мя отче святыи и благослови, елико согреших во вся дни живота моего…» Не является ли это в начале «благослови», благословением на грех? Не будет ли грехом читать в начале без «благослови»? Просто: прости мя отче святыи елико согреших… Может есть толкование на прощение? С уважением, Александр.
Ответ: Дорогой Александр! Дело в том, что слово «благослови» обозначает не только разрешение на что-то. Вернее, это слово вообще этого не означает. Это в нашем старообрядческом обиходе оно так используется. А само значение его совсем другое. Это слово имеет такие значения: величать, славить, послать милость. Мы же говорим — Благословен Бог наш! Это значит — Прославлен Бог наш! Благослови душе моя Господа — Славь душа моя Господа! Но самое важное значение — послать милость!
Именно это говорит священник, когда произносит слова «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа». Благословение как милость. Не позволение, поручение или что-то еще. А именно Милость Господа Бога. Тоже самое касается и прощения. Когда мы говорим — прости и благослови, это не значит прости и позволь делать то-то. Это значит — прости и прояви милость к тем то нашим грехам.
Вопрос: Доброго времени суток! Ранее я была в мирской вере. Потом я приняла старую веру и обвенчалась с мужем. Хожу в староверскую церковь. Подскажите, пожалуйста, могу ли я в своих молитвах просить о здравии и упокоении родных-мирян?
И ещё: можно ли в дни поста, которые без масла, есть хлеб, сушки, сухари, ведь в их составе везде есть растительное масло? Спаси Христос за ответ!
Ответ: Что касается постной пищи — то те продукты, про которые Вы точно знаете, что они содержат растительное масло, в дни, когда масло не рекомендуется к употреблению, их есть, конечно, не следует.
Другое дело, что мы не всегда можем знать состав продуктов. Сейчас пищевые технологии настолько усовершенствовались, что очень редко куда то добавляется растительное ммасло. Не из-за благочестия производителей, а из банальной экономии. Поэтому, следует во все это вникать.
Относительно молитвы за родственников-нестарообрядцев, то на нашем сайте уже есть ответ на этот вопрос.
Вопрос: Доброго дня, отец Иоанн. Мне, старообрядке, которая не имеет никого из родственников старообрядцев, можно ли молиться о упокоении своих предков, крещенных в РПЦ?
Как мне относиться к поминальным богослужениям Вселенских родительских суббот, в которые мне некого поминать из родственников-старообрядцев? Эти дни и богослужения особого поминовения не для меня? Ангелина.
Ответ: Здравствуй, дорогая Ангелина! Вопрос, который ты затронула, достаточно серьезный и чувствительный. Особенно в нашей Общине, которая уже наполовину состоит из христиан, предки которых не были старообрядцами. И вопрос этот объемный. Но я кратко изложу старообрядческий взгляд на эту проблему.
Основание молитвы за всех человеков, в том числе, и за неправославных, изложено в 1-ом послании апостола Павла к Тимофею. Апостол пишет Тимофею: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих…ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1-3). Интересное толкование на этот отрывок приводит святитель Иоанн Златоуст: «Может быть, скажет кто-либо, что он заповедал молиться не за всех, а за верных. Какое же значение будут иметь тогда его слова «за царей»? Тогда еще не было царей благочестивых, напротив, долгое время преемственно следовали нечестивые за нечестивыми…При том, так как было естественно, что душа христианина, слыша это, могла придти в недоумение и не согласиться с этим наставлением, — что при совершении таинств должно приносить молитвы за язычника, — то посмотри, что он говорит и какие предлагает выгоды, чтобы хотя таким образом склонить ее к принятию его внушения» (Творения св. Иоанна Златоуста. Толкование на 1 послание к Тимофею апостола Павла. Беседа 6. том 11, стр.659). И в следующем слове святитель продолжает: «Не бойся молиться за язычников; и Он (Бог) этого хочет. Бойся только проклинать других. Потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться об язычниках, то очевидно и об еретиках, потому что обо всех людях надобно молиться, а не преследовать их» (там же, стр. 666). Вот такой взгляд святителя на молитву за неверных.
Эта же мысль встречается в Толковом Апостоле, который составлен на основании толкований Священного Писания различными Отцами. В толковании на вышеприведенные слова апостола Павла к Тимофею говорится следующее (я привожу славянский текст, он достаточно понятен): «Но речет кто – еже глаголет за вся, толико верных разумеет. Но несть се, и небыша тогда царие Бога хвалящи. Но в неверии быша. Ибо во время таин (русс. Таинств) и за неверныя достоит моление приносити» (Толковый Апостол, лист 906 оборот). Т.е. оба этих толкования понимают слова апостола, как предписывающие молитву и за неверных тоже. Причем даже во время совершения церковных Таинств.
В новейшей же истории мы знаем ряд примеров, когда позволялась молитва и за никониан. Во втором томе сочинений святителя Арсения, епископа Уральского помещен интересный рассказ о перепалке старообрядческого священника Алексия Старкова с лукавым духом. В том числе, отец Алексий спросил злого духа о загробной участи своего покойного дедушки Сергия, который скончался никонианином. Дело в том, что отец Алексий, как поясняет владыка Арсений, «на основании неких отеческих изречений решился молиться за упокоение души его». Дух ответил ему: «Плохо его состояние, впрочем, и ему стало маленько получше» (Святитель Арсений (Швецов). Собрание сочинений. Москва-Ржев. 2010. т.2. стр. 244). Владыка Арсений считал, что отец Алексий молился за своего деда-новообрядца «на основании неких отеческих изречений».
Кроме этого, такие ситуации разбирались и Освященными Соборами нашей Церкви. Известен случай. Когда в 1942 году единоверческий приход деревни Жарки, Костромской области, (тот самый приход, иконостас храма которого сейчас находится в Успенском старообрядческом храме Нижнего Новгорода) присоединился к нашей Церкви, такой же вопрос, как и ты, Ангелина, они задали нашему чиноначалию. И при рассмотрении этого вопроса на Освященном Соборе было принято решение позволить им молиться за своих родственников – новообрядцев во Вселенские поминальные Субботы.
И кроме этого, такие же индивидуальные вопросы задавались на Освященных Соборах при владыке Алимпии. И на них также давались положительные ответы – молиться за родственников – новообрядцев можно. Лично мне, при моей хиротонии в священники, такой же совет и благословение на вопрошание наших христиан давал владыка Алимпий – за родственников-новообрядцев можно молиться в наших храмах во Вселенские поминальные Субботы.
Так что пусть твое сердце, Ангелина, не смущается. Так было раньше в старообрядчестве. Так должно остаться и сейчас.
Вопрос: Добрый вечер! Я замужем. Вся моя семья верующие люди. Муж замечательный и у нас все Слава Богу. Но мне очень тяжело жить в доме его родителей. У мужа родной брат(12 лет) сестра
(19лет) и самая маленькая сестра (7лет) все мы живем вместе. Также с нами живет дедушка мужа. Проблема ,которая меня тяготит состоит в следующем . Мужа все время кто-то из родных о чем то просит. исходя из этого, на меня остается меньше времени.. он может надолго уйти поговорить с папой или мамой. Всегда решает их проблемы. Бывает, что родители ставят перед фактом, тебе надо отвезти младшую на танцы или тебе надо это сделать. мне тяжело, как хозяйке, я не могу себя проявлять домохозяйкой, потому что таковой является свекровь. Многое хочется делать иначе. Маму совершенно не осуждаю. Она замечательная мама ,жена и домохозяйка. Но мне ,хочется быть хозяйкой в своей семье.. это гордость? Мне не хочется выливать негатив на мужа.. а я эти мелкие обиды накапливаю. Иногда говорю мужу, но его такие разговоры расстраивают. Говорит ,что он обязан быть с родителями и помогать им.. Я не против этого, согласна, что родителям нужно помогать, но это доходит до маразма. Поправьте, если я заблуждаюсь. Я очень стараюсь быть смиренной женой. Но жить с родителями не хотела. И до свадьбы мы настроены были оба на этот мотив. Теперь он хочет жить всегда вместе, и хочет при переездах (очень хотим много деток и большой дом для них) брать родителей с собой жить.. мне почему то это больно слышать. Подскажите, как быть… Спаси Христос.
Ответ: Здравствуйте! Если Ваш муж верующий и для него имеет значение Священное Писание, то он должен помнить заповедь, которую дал Бог мужу еще при творении человека в Эдемском саду. «Оставит человек отца своего и матерь свою, и прилепиться жене своей и будут двое одна плоть». Это заповедь Божия. Всяческие попытки мужа остаться в семье своих родителей — есть преступление этой заповеди. Муж и жена должны отделяться от родителей, вести обособленный образ жизни. При этом под словом «оставит» подразумевается не оставление родителей без внимания и попечения, а именно создание новой, отдельной от них семьи. И тогда, и только тогда супруги могут стать единой плотью.
Поэтому, я настоятельно советую Вам с супругом как можно скорее отделиться в бытовом смысле от родителей, уйти жить на отдельную квартиру и по мере сил оказывать родителям поддержку и помощь. Но в первую очередь, внимание, поддержка и любовь Вашего мужа должна быть направлена именно к Вам — его законной супруге. Напомните мужу об его ответственности, как главы семьи, о том, что он обещал Богу перед алтарем, о том, что пора взрослеть, и понимать, что теперь он уже не один, а несет полную ответственность и попечение о своей жене.
Вопрос: Отче Иоанне, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Купила сапоги, а дома обнаружила на подошве крестоподобные фигурки, четырехконечные, с заостренными концами. Возникли какие-то сомнения, что-то где-то слышала, что нельзя носить такую обувь. Что делать?
Ответ: Конечно, такую обувь носить не следует. Если Вы видите изображение Креста и попираете его — это не допустимо. Согласно советов св. Отцов, даже если в пустыни увидишь две перекрещенные соломинки, то их следует разделить. И самое главное, что Вас в этом осуждает совесть. А совесть — главный контролер. Другой человек, даже верующий старообрядец, может этого не заметить. А Вам совесть почему то это подсказывает. Поэтому, не стоит этого допускать. В следующий раз будьте внимательнее при покупке.
Вопрос: Можно ли оставить имя Ангелина при Крещении в старообрядческой церкви?
Ответ: В нашей Общине мы крестим христианок с именем Ангелина в честь праведной Ангелины, деспотисы Сербской. Эта святая подвизалась в 15 веке, до церковного Раскола. Поэтому, называть этим именем христианок вполне допустимо. День Ангела в этом случае бывает 1/14 июля.
Вопрос: Дорогий Отец! Меня зовут Ив ЛЕ МАСОН, я француз, и живёт рядом Парижа. Я стал православным 2 года назад, и уже долго изучаю всё что зависит от Православия. Я уже много читал о Старовере, и много вопросы есть. К сожаления у нас нет староверов, и я ищу кого-то который может мне помочь спиритуалные отличия. Мой вопрос простой : есть ли значение стать старовером для французского человека ? мне кажется что старовера — когда читают статьи везде — это только русское дело, литургическое … Надеюсь что Вам будет угодно мне ответить. Спасибо!
Ответ: Здравствуйте, уважаемый Ив! Мне очень приятно было получить от Вас письмо. Что касается Вашего вопроса о Старой вере, о ее различиях с новой верой, то этот вопрос далеко не только литургический.
Вы пишите о том, что много читаете о старой вере, об ее истории. Но, я бы посоветовал Вам обратить внимание на эту проблему с точки зрения самих старообрядцев. Я советую Вам в Ваших поисках обратить внимание на то, с чего начался сам Раскол. На предшествовавшие события в жизни России. На то, как были окончательно обращены в рабство русские крестьяне в 1647 г, как были обложены налогами горожане, и как царю, для проведения своей политики, было необходимо поставить под полный контроль Русскую Церковь. Грубое вмешательство государства в жизнь Церкви, попытка ее обмирщения, превращения в один из элементов управления государством, и стала причиной недовольства большей части верующих людей. Ведь реформы Никона проходили под диктовку государства, царской власти.
Старая Вера стала реакцией на обмирщение Церкви. Такой же реакцией, какой было появление монашества в Древней Церкви. Ведь первые монахи убегали в пустыню именно из-за секуляризации Церкви. И лозунг первых монахов был «Бегай женщин и епископов!» (Преп. Иоанн Кассиан)
В Русской Церкви сами обрядовые (литургические) реформы были только вершиной айсберга. Они были следствием изменения идеологии Церкви и отношения к ней государства. Очень хорошо это просматривается в творчестве Симеона Полоцкого — одного из главных идеологов церковной реформы. Симеон Полоцкий был своеобразным «серым кардиналом» при царском дворе, воспитателем царских детей. И именно с ним протопоп Аввакум вел долгие дискуссии, когда был арестован. Симеон считал очень важным для своей деятельности переубедить именно Аввакума. Он приходил к нему в камеру, и как потом писал Аввакум, они «спорили до хрипоты». Так вот, почитайте стихи Симеона Полоцкого. Вы увидите там серьезное влияние материализма и зарождающегося западного гуманизма. Эти идеи реформаторы пытались внести в Русскую Церковь. Для чего они хотели это сделать (для модернизации общества или его разложения) — не известно. Но факт остается фактом. Важным шагом внесения этих идей в Церковь была унификация богослужения с западными христианами.
И все последующие события, формирование старообрядческой и новообрядческой идеологий, были следствием противоборства этих двух течений — теоцентричности и человекоцентричности. Одни ставили во главу угла своей веры и деятельности Бога, другие — человека. Все изменение богослужения, церковной культуры, принципов устройства церковной жизни — были следствием этого противостояния.
В нынешнее время эти факты уже не так явны для обывателя — и в богослужении, и в культуре, и в самосознании новообрядческая Церковь постепенно изживает из себя те проблемы, которые возникли в ней в XVII-XVIII веках, но, при всем при том, изменения многие произошли безвозвратно.
Как пример новой идеологии можно привести изменение церковной культуры (богослужения, иконописи, храмоздательства) с древней дораскольной исихастской традиции на ренессансное гуманистическое движение, изменение церковного самосознание (отмена патриаршества, введение «двойного министерства» и т.д.), изменение образа жизни Церкви (взгляд на соборность, роль иерархии, старчество и т.п.).
При этом, прошу Вас обратить внимание на тот факт, что сами старообрядцы изначально не стремились порвать отношений с реформаторами. До последнего момента противники реформ пытались решить этот вопрос внутри Церкви, через соборное обсуждение, диалог, аргументацию. Но, нас никто не захотел слушать. Нас посчитали «пятой колонной» — отлучили, прокляли, расстригли, объявили вне закона, начали жестоко преследовать всеми доступными государству методами. Еще и раскольниками окрестили. Как будто это мы от кого-то откололись.
Но все эти моменты и проблемы нельзя осознать с точки зрения внешнего исследователя. Всё это может быть понятным при практическом, опытном сравнении духовности и образа жизни.
Ведь, мы верим, что мы есть Церковь Христова. Что посреди нас присутствует Дух Святой и наша религиозная жизнь водима Самим Богом. Поэтому, внешние проявления нашей духовной жизни — наши таинства и обряды — также духоносны, как и наши православные догматы. Наше богослужение есть выражение нашей веры. А двуперстный образ нашего крестного знамени (как мы крестимся — двумя перстами) — есть «богословие в пальцах».
Поэтому, уважаемый Ив, для понимания сути Старой веры, наряду с Вашими интеллектуальными поисками, я советую Вам начать молиться таким образом, как молятся староверы — по древним чинам, только двуперстным крестным знамением (тем более, что это разрешено самой новообрядческой Церковью. См. Поместный Собор РПЦ 1971 г). И через это Господь откроет Вам то, что Вам следует осознать. Господь, если Вы к этому готовы, укажет путь к Старой вере, к нашим общинам, христианам.
Не думайте, что Старая вера — это дело только Русской Церкви, русского народа. Вот, Вы же стали православным, Вам стали понятны идеалы Православия? А Вы же француз. Вы же живете на территории и в культуре традиционного католичества. Так почему это стало возможно, а в отношении Старой веры это не возможно? Ведь, при желании, и различие Православия и католичества можно свести только к литургическим вопросам. Но это же не так.
Старая вера понятна не только русским. И ее принимают не только европейцы. Наши общины есть и в Румынии, и в Болгарии, и в Германии, и в Италии, и в Испании, и в Венгрии. Наши общины есть в США, Канаде, Австралии. Уругвае, Боливии. Более того, наши общины есть и в Африке — Уганда, и в Азии — Пакистан.
Так что, как для истинного Православия, для Старой Веры не могут быть какие-то национальные или культурологические ограничения.
Буду рад ответить на все Ваши вопросы, касающиеся старообрядчества и Старой Веры. Если есть внутренняя потребность, зов совести — то следуйте ему. Это очень важно для нашего пути к Богу.
Вопрос: Считаете ли Вы, что степень современного обмирщения старообрядчества, почти поголовного расцерковления (в городах, особенно) неизбежно приведут если не к слиянию с РПЦ, то к близкому уподоблению этой религиозной организации? А если Вы так не считаете, то на чем основывается Ваше мнение? Как вы считаете, могут ли появится в современной Церкви начетчики, подобные начетчикам и писателям прошлого? И если считаете, что возможно, то на каком основании? Игорь.
Ответ: Я не считаю, что сейчас происходит какое-то особое обмирщение и «расцерковление». Процессы, которые идут в Церкви — естественные и повторяющиеся. На протяжении всей истории Церкви Христовой выявлялись те или иные проблемы, которые с Божией помощью постепенно решались. Это, например, миграция христиан и христианских Общин — из города в город, из города в село, сейчас из села в город; это и развитие догматического сознания Церкви и связанное с этим огромное количество ересей; это и культурологическое течение церковной жизни и вытекающие отсюда симпатии и антипатии и много каких еще других процессов, которых Церковь не была чужда. Но все это обычное течение церковной жизни. И каждому поколению христиан, начиная от апостолов, казалось, что наступило самое последнее время и дальше будет только хуже. Однако, Церковь жива и врата ада не одолеют ее. Оглянитесь на историю христианской Церкви. И вы увидите множество тому подтверждений.
Почему я так считаю? Ну, во-первых, потому, что я верю, что Глава нашей Церкви, Ее Творец, Управитель и Директор — Исус Христос. А Он не может управлять чем то плохо. Он Благ, и Его Творение и Управление имеет единственную цель — Благо. А посему сомневаться в Его планах о Церкви, или в Его способности довести задуманное Им дело до благого конца, мы не имеем ни малейшего права. Иначе, мы не верующие люди.
Во-вторых, даже моего скудного опыта хватает для того, чтобы увидеть, как Господь хранит Свою Церковь. Как проявляется Его Благой Промысл о Теле Христовом. Как люди воцерковляются, а не наоборот. Как возрождаются из пепла прежние Общины. Как развивается христианская жизнь. Как Церковь служить солью земли. Сравнивая все это с прежними временами, с прежним количеством действительных, а не «номинальных» христиан, приходишь к выводу, что Церковь, по-прежнему, жива и будет стоять до скончания века.
Что касается прежде бывшего начетничества. Кто такие начетчики? Это христиане, посвятившие себя изучению богословия. Это такая уникальная форма развития богословия в Церкви. Это продолжатели православной традиции развития богословской мысли. Практически, все они были самоучки, но все же «учки», т.е. они учились богословию. По собственной системе, или же принятой от своих коллег, но учились. Важно отметить, что в Церкви в этот период был внутренний спрос на начетничество, на развитие богословия. И феномен развития начетничества для нас кажется удивительным потому, что потом, после революции, в старообрядческой среде никто богословию не учился. Не было возможности, особо не хотели, да и спроса не было. Большинство ответов на вопросы было сформулировано и развитие богословской мысли притормозилось. Поэтому, вопрос возрождения начетничества — это вопрос внутреннего запроса Церкви на это. Последнее время, с возникновением новых вызовов, развитие богословия становиться опять актуальным. И при возникновении «критической массы» внутрицерковных вопросов, богословское образование, развитие богословской мысли может выйти на новый уровень своего развития.