Русская православная старообрядческая церковь. община покровского собора в ростове-на-дону
Намедни
Богослужения
Храм
Музей
Благо
Братья
Беседа
Кладезь
Связь
Вконтакте
Община
История
Хор
Лагерь
Архиерей
Настоятель
Председатель
Община, которую мы любим
Господь наш Исус Христос, когда начинал Свое служение, в первую очередь собрал вокруг Себя группу учеников. Они стали самыми близкими Господу людьми. Они вместе жили, вместе молились, вместе путешествовали, вместе вели хозяйство. Все апостолы были разными по возрасту, по характеру, по темпераменту, по образованию, по семейному положению. Хотя между ними установились братские отношения, изредка возникало и непонимание, и первенство, и небольшие ссоры. А один из апостолов был даже вором, воровал деньги из общей казны. Этот союзне похожих друг на друга людей называли апостольской Общиной. Впоследствии Общиной стали называть каждую группу близких друг другу христиан, объединенных совместной молитвой. Обычно это совершенно разные, непохожие друг на друга люди. С разными характерами, разного возраста, разных привычек, даже разного религиозного уровня. Но это одно целое, во главе которого стоит Христос. Это одна семья. Сам Господь заповедовал, что Он будет только там, «где двое или трое собраны во Имя Его».
Принцип общинности всегда соблюдался в Церкви. По Божией милости, этот принцип сохранился у нас, христиан-старообрядцев. И особенно это видно на примере нашей Покровской Общины. Оберегая свое общество, мы смогли сохранить свою веру. Ведь уже несколько раз у нас забирали наш храм, забирали все, что у нас было, но даже без храма мы сохранили свое единство. И наша Община смогла вновь обрести храм и продолжает жить благодатной жизнью Духа Святого. Поэтому так важно взаимное общение для каждого из нас. И если не будет у нас храма, мы можем собраться даже в поле, даже на улице. Ведь главное — не где собраться, а с кем собраться!
Община — это не храм, а это люди, мы с вами. В Общине совсем по-другому строятся взаимоотношения, чем в обычном светском обществе.
В Общине «семеро одного ждут», и слабости и несовершенства одного человека покрываются любовью и терпением всех остальных. В Общине мы все равны и значимы, каждый из нас — это член Тела Христова. И если один член заболеет или будет ампутирован, то все Тело станет инвалидом.
В Общине нет лишних людей. Здесь все свои, все к месту. Каждый член Общины имеет право голоса, и нужды каждого человека будут услышаны и восприняты. Община — это наша семья, а мы же не стесняемся в семье рассказать о своих проблемах, нуждах, трудностях, попросить помощи, мы знаем, что в семье не посмеются над нашей глупостью, не подставят подножку. Все, кто есть в нашей Общине, — это наши братья и сестры. И относиться к ним нужно с такой же долей понимания и благосклонности, как мы относимся к своим родным. Нужно помнить, что мы все пришли в Общину, потому что мы больны и нам нужно лекарство, нам нужен Спаситель. И поэтому, когда мы оглядываемся вокруг себя в Общине, мы видим таких же больных людей, страждущих, раздавленных грехами и скорбями. И поэтому наше отношение к каждому капризу или приступу боли нашего страждущего собрата должно быть соответствующим — терпеливым и жертвенным. Сегодня терпим мы, а завтра уже терпеть будут нас.
Нужно помнить, что в Общине очень пригодятся наши возможности и таланты, что мы можем не только что-то получить от Общины, но можем и что-то дать ей. В Общине «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». И именно такое общинное житие может вселять в наши сердца надежду, что как здесь, в Общине, в нашем храме мы вместе плечом к плечу стоим на богослужениях, также плечом к плечу все вместе когда-то станем и перед Великим Престолом нашего Небесного Отца!
Каждый из нас!
История старообрядческой Общины в Ростове-на-Дону
История старообрядческой Общины в Ростове-на-Дону тесно связана с историей города. Первые упоминания о молитвенном месте старообрядцев находим в «Описании Азовской Губернии», сделанного по приказу князя Г. А. Потёмкина в 1782 году. Сообщается, что в Ростовской крепости «церквей деревянных — 3, в том числе небольшая часовня старообрядцев» (1). Затем, информация о ростовском старообрядческом храме встречается в 1813 году: есть сведения о деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы на улице Донской (параллельная улица с Канкриновской, ныне Ульяновской), которая, по преданию, была перевезена на эти земли старообрядческими переселенцами с берегов Белого моря. Во второй половине XIX века ростовские старообрядцы строят новый храм во имя Введения Пресвятой Богородицы по улице Канкриновской, 42 — на участке, принадлежащем ростовским купцам Золотарёвым. Они были авторитетными ростовскими старообрядцами, принявшими в 1846 году Белокриницкую иерархию.
Помимо Золотарёвых, активную деятельность в рамках общины вели и другие ростовские предприниматели-старообрядцы: хлебопромышленник Елпидифор Парамонов, купцы Иван Панченко, Пётр Максимов и другие. Основными попечителями старообрядческой общины в то время были Иван Филоменович Жаров и Фотий Алексеевич Золотарёв. В списке священников Донской и Кавказской епархии, поданном епископом Силуаном в 1883 году в Московскую Старообрядческую Архиепископию, упоминается имя настоятеля Ростовского-на-Дону старообрядческого Введенского храма священноиерея Климента. В это же время епископ Силуан упоминает, что Золотарёвы строят новый храм возле старого. А к 1907 году в общине было уже два священнослужителя — дьякон Харлампий Илларионович Марков и иерей Филипп Маркович Привалов.
После 1846 года в среде ростовских старообрядцев происходит разделение — часть христиан не принимают митрополита Амвросия и по-прежнему окормляются беглыми из господствующей церкви священниками. Лидером этой незначительной части старообрядческого общества становится известный ростовский купец Н. А. Панин. С Золотарёвым его объединяют не только дружеские, но и дальние родственные связи. Некоторое время они, будучи партнёрами, ведут совместные дела. К тому же, дом Панина находился рядом с участком Золотарёвых, где последние построили церковь: храм стоял на улице Канкриновской, 42 (ныне Ульяновская, 32), а дом Панина — на углу Канкринской и Николаевского переулка (сейчас Ульяновская, 30).
Следует заметить, что так называемая «Солдатская Слобода» (район старого Ростова) была местом компактного проживания старообрядцев. Общинный дух жизни христиан вынуждал их селиться в непосредственной близости от храма, тем самым большая часть общины жила в квадрате, ограниченном несколькими кварталами. Особенно много старообрядцев проживало на улицах Канкринской (сейчас Ульяновская), Воронцовской (сейчас Баумана) и Донской (по некоторым сведениям, она одно время даже называлась Старообрядческой), в переулках Николаевском (сейчас пер. Семашко) и Казанском (сейчас пер. Газетный). Кроме этого, здесь плотно селились иудеи.

Рядом со старообрядческими храмами, буквально в радиусе 200 метров, возникли три иудейские синагоги. Две были расположены в переулке Казанском (одна из них — еврейский богаделенный дом — действует до сих пор), а третья представляла трёхэтажное здание, выстроенное в начале ХХ века на Канкринской, 57, — Духовное правление ростовской еврейской общины (ныне общеобразовательная еврейская школа «Ор Амвер»). Любопытный факт: при том, что состояние Н. А. Панина было значительно больше средств Ф. А. Золотарёва, ростовских старообрядцев, не принявших белокриницкую иерархию, было на порядок меньше, чем принявших. Все христиане-старообрядцы, проживавшие в окрестных с Ростовом-на-Дону поселениях (в центре Донской епархии — Новочеркасске, в Старочеркасске, в крупных станицах — Елизаветинской, Маныческой, на хуторе Городище), приняли белокриницкую иерархию.
Будучи активным деятелем старообрядческого движения всероссийского масштаба, Н. А. Панин принял решение организовать в Ростове-на-Дону старообрядческий духовный центр. Два его дома по улице Канкринской, 39–41 находились всего в ста метрах от существующей Введенской Церкви белокриницкого согласия, а в громадном дворе при строениях арендовала помещения табачная фабрика Шлема Фишевича Файермана.
В 1910 году Н.А. Панин строит на этом участке двухэтажный дом причта по проекту ростовского архитектора Е.М. Гулина. Через год в этот дом приглашают старообрядческого священника из города Вольска — отца Николу Микульшина. Тогда же на этих землях Панин закладывает новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Принимая во внимание, что отец Никола Микульшин переехал в Ростов-на-Дону за два года до окончания строительства храма, можно предположить, что он принимал непосредственное участие в его возведении.
Сам же Панин с душевной теплотой относился к строительству. Достаточно сказать, что для проектирования храма был приглашён архитектор высокого столичного уровня — В.А. Покровский, выпускник Академии художеств, известный российский зодчий, чьи творения формировали ретроспективизм — новое стилевое направление русской архитектуры конца XIX — начала XX вв. Глубокое исследование и знание традиций древнерусской архитектуры, её закономерностей и стилей отразились в таких его архитектурных произведениях, как здание Государственного банка в Нижнем Новгороде, Фёдоровский собор и Фёдоровский городок в Царском селе, храм-памятник русским воинам, павшим в битве 1813 года под Лейпцигом, близкий по архитектурному стилю церкви Вознесения в Коломенском. Привлечение этого мастера к строительству не было случайным. В.А. Покровский принадлежал к группе художников, которые связывали своё призвание с возрождением русского религиозного искусства. В ходе строительства старообрядческого Собора архитектор В.А. Покровский использовал формы древнерусского зодчества в так называемом «неорусском» стиле, что позволило зданию стать органичной частью сложившейся городской застройки. Церковь являла собой одноярусное протяжённое сооружение с пониженной, меньшей по габаритам алтарной апсидой. Молельный зал, апсида и асимметрично размещённая одноярусная звонница увенчаны малыми главками. Храм, вмещавший порядка 500 молящихся, стал одним из культовых зданий в Ростове-на-Дону.
Для постройки здания церкви использовался добротный местный кирпич завода Петра Ивановича Ильина, а чугунное литьё (опорные колонны козырька храма, стойки нижнего этажа и ограды) были изготовлены, как свидетельствуют клейма, на ростовском механическом заводе бельгийца Феодора В. Ниттнера.
Поставщиком оцинкованного железа для кровли был завод акционерного общества «Лысьвенский Горный Округ наследников графа П.П. Шувалова», продукция которого была отмечена, в частности, золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Яркой декоративной деталью храма является искусная ковка фасада входного козырька и оконных решеток.
Утварь и иконостас для него жертвовали Парамоновы и Соловьёвы — известные ростовские семьи старообрядцев белокриницкого согласия. Освящение храма было совершено в 1913 году. Первое время он именовался Покрово-Ильинский: возможно, в нём находилась чтимая икона пророка Илии. Кроме храма и дома причта, Н.А. Панин построил на этом участке ещё четырёхэтажный богаделенный дом, который выходил своим фасадом на улицу Воронцовскую. Это был крупнейший дом призрения в Ростове-на-Дону. Его площадь составляла порядка 1200 кв.м, в нём было более 50 палат. Н.А. Панин за свои средства полностью содержал и храм, и причт при нём, и богаделенный дом. В попечении о жильцах богадельни активную помощь ему оказывали старообрядцы белокриницкого согласия во главе с Ф.А. Золотарёвым.
В марте 1918 года престарелый Н.А. Панин составил Духовное Завещание, по которому разделил своё имущество между женой и детьми. Принадлежащие ему на праве частной собственности Покрово-Ильинский храм, дом причта, богаделенный дом и 300 000 рублей на счёте в Конторе Государственного Банка он завещал старообрядческой общине. Осенью этого же года Н.А. Панин преставился. В этом же году Духовное Завещание было исполнено, вся перечисленная недвижимость перешла в собственность общины.
Однако в 1922 году всё имущество было национализировано, здание храма и дома причта были переданы общине Ростовско-Нахичеванским Советом рабочих и крестьянских депутатов на правах бесплатного бессрочного пользования. В богадельне были организованны коммунальные квартиры для жильцов Комунхоза. В этот период община переживала очень трудные времена. Она значительно уменьшилась и составляла не более 25 человек. В связи со стеснёнными обстоятельствами, общину покинул настоятель — отец Никола Микульшин. Следующим настоятелем на короткий период в 1931–1932 гг. стал епископ Пансофий (Ивлев), который из-за малочисленности прихода в своём кафедральном храме вскоре был вынужден уехать в Курск. В те годы соседняя Введенская община терпела не меньшие притеснения, но оставалась по-прежнему многочисленной. В 1930 году настоятелем Введенской общины стал священноиерей Савва Синельников, рукоположённый во иереи святителем Арсением Уральским. Он вспоминает, что в 1931 году, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который праздновался в Введенской общине как второй престольный, в церкви было более ста человек молящихся.
Интересная деталь жизни общины того времени: даже тогда, когда власти всячески притесняли верующих и у Покровской общины была отобрана и превращена в жилой дом Коммунхоза богадельня, старообрядцы не забывали традиций благотворительности — в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1931 году общинники накормили более 60 странников, собравшихся на христианскую трапезу. Отец Савва Синельников активно поддерживал добрососедские отношения с Покровской общиной. Есть документальные свидетельства того, что он способствовал активному диалогу между двумя общинами. Так, сохранились его воспоминания о посещении вместе с епископом Донским Геннадием (Лакомкиным) Покровской общины в короткую бытность там епископа Пансофия (Ивлева). Возможно, это было в 1931 или 1932 году. В своих воспоминаниях отец Савва свидетельствует, что владыки Геннадий и Пансофий при встрече поликовались по древнему обычаю с целованием как епископы — братья. Этот случай описан в приложении к журналу «Церковь» — «Во время оно..» (№5 за 2009 год). В скором времени участники этой встречи были арестованы и скончались как священномученики. В 1935 году (по другим сведениям — даже раньше) городские власти приняли решение ликвидировать Введенскую Церковь. Она была отобрана в одну ночь, христиане не смогли ничего спасти из утвари. В течение недели представители власти организовали в церковном дворе грандиозный костёр, в котором спалили всю святыню Введенского храма. Отец Савва Синельников был изгнан из церковного дома, церковь разрушена, многочисленная община осталась без храма.
На эту беду откликнулись представители Покровской общины. Они жили без священника, владыка Пансофий был в лагере, а сама община, по свидетельствам очевидцев, состояла из 10 старушек. К этому времени советская власть уже отобрала у покровских старообрядцев и дом причта, оставалась только церковь, которую община не имела возможности даже отопить в зимнее время. Вначале белокриницким христианам позволили вести самостоятельную службу в притворе храма, но очень скоро представители Покровской общины приняли решение объединится с Введенской общиной. Уже к 1936 году объединённая община стала совершать богослужения в Покровском храме, силами прихожан храм очень быстро был приведён в порядок.
Таким образом, к середине 30-х, в областном крупном городе Ростове-на-Дону действовали только две христианские церкви — новообрядческая Вознесенская на Братском кладбище и старообрядческая Покровская. Но в 1939 году (по другим данным в 1935 г.) власти закрывают и эту старообрядческую церковь, в которой разместились цеха радиозавода «Комсомолец» промотдела Горсовета. До сих пор с тех времён в храме видны «раны» — выбоины в метлахской плитке пола, рельсы для кран-балок и деревянная каморка во дворе, построенная тогда как проходная завода. В тот же период уничтожается и иконостас.
Хотя старообрядцы и остались без молитвенного здания, община не распалась. Её активным деятелям удалось спрятать большую часть утвари и икон, правда, иконостас был уничтожен. В 1941 году, за несколько дней до начала войны, был арестован отец Савва Синельников, его приговорили к пяти годам ИТЛ, он умер по пути в концлагерь в ноябре 1941 года. Большая часть общины стала ходить в Успенский старообрядческий храм хутора Курганы, находившийся в пятнадцати километрах от Ростова.
Во время оккупации донской столицы в 1942 году немецкие власти решили вернуть верующим все сохранившиеся храмы. Так, в августе того же года была возвращена старообрядцам и Покровская церковь. Но они в первую очередь занялись не налаживанием богослужебной жизни, а озаботились судьбой раненых красноармейцев, которые остались в городе после отступления Красной Армии, не забывали старообрядцы и соседей — иудеев. В огромном подвале под храмом староверы во главе со старостой прятали тяжелораненых солдат. К сожалению, в сентябре 1942 года кто-то сообщил об этом оккупационным властям. Разыгралась кровавая драма: всех раненых красноармейцев и иудеев, найденных в подвале храма, а также основных представителей общины повесили на Соборной площади, девятнадцать других староверов были расстреляны на углу улиц Семашко и Ульяновской (о чём свидетельствует памятная доска, установленная там ещё в советские времена). Естественно, немцы сразу же закрыли церковь, она пустовала до 1945 года.
После окончания войны община была вновь собрана стараниями прибывшего из города Кисловодска священника Иоанна Захарова и авторитетных ростовских старообрядцев — Иоанна Яковлевича Кожемякина и Аполлона Васильевича Абрамова. Благодаря их усилиям, в конце 1945 года власти вернули старообрядческой общине Покровский храм, и уже в начале 1947 года отремонтированная церковь была вновь освящена. Старостой общины стал Иоанн Яковлевич Кожемякин (он был одним из тех, кто в 1939 году при закрытии храма спрятал его святыню). Храм был украшен, но вместо уничтоженного иконостаса алтарный проём 11 на 8 метров в высоту закрыли временным, написанным мастерами-старообрядцами. С тех пор ростовский Покровский старообрядческий Собор стал не только центром духовной жизни старообрядцев Дона, но и кафедральным для вновь образованной Донской и Кавказской епархии.
Отец Иоанн Захаров служил в нашем храме до 1962 года. Благодаря его трудам и заботам, возродилась церковная жизнь христиан в Ростове-на-Дону. Он подготовил общину к предстоящей волне гонений на верующих, прошедшей в 1960-е годы. В тот период был закрыт ещё один крупный старообрядческий храм в хуторе Курганы, который когда-то приютил ростовских староверов. Однако община Ростова-на-Дону сплотилась и не допустила осуществления многочисленных попыток властей закрыть Покровский храм. Он действует и поныне.
Епископы, служившие в Покровском Старообрядческом Соборе как епархиальные архиереи
  1. Епископ Флавиан (Слесарев) — 1948–1952 гг.
  2. Епископ Александр (Чунин) — 1959–1962 гг.
  3. Епископ Анастасий (Кононов) — 1973–1986 гг.
  4. Архиепископ Зосима (Еремеев) — 2004 и по настоящее время.
После протоиерея Иоанна Захарова настоятелями Покровского храма были
  1. Иерей Сергий Силкин — 1962–1967 гг.
  2. Протоиерей Нестор Соловьев — 1967–1971 гг.
  3. Иерей Герасим Милушкин — 1971–1972 гг.
  4. Иерей Иоанн Рыбаков — 1972–1974 гг.
  5. Иерей Герасим Милушкин — 1974–1979 гг.
  6. Иерей Терентий Дранов — 1979–1982 гг.
  7. Иерей Симеон Озерский (в иночестве священноинок Севастиан) — 1982–1986 гг.
  8. Протоиерей Иоанн Рыбаков — 1986–2001 гг.
  9. Иерей Иоанн Севастьянов — 2001 и по настоящее время.
В настоящее время духовным отцом Ростовской-на-Дону Старообрядческой Общины во имя Покрова Пресвятой Богородицы является протоиерей Иоанн Рыбаков, отдавший служению в храме уже 26 лет. Община насчитывает порядка 600 человек. По свидетельству отца Иоанна Рыбакова, количество членов общины не меняется уже на протяжении пятидесяти лет. В Соборе регулярно совершаются богослужения. При храме организованы воскресные встречи для детей и катехизаторские беседы для взрослых, работает небольшая библиотека. Одним из важных моментов общинной жизни являются братские трапезы, которые регулярно проводятся в Трапезной, расположенной в подвальном помещении Собора.
Несмотря на то, что Старообрядческий Покровский Собор является памятником архитектуры — со времени повторного освящения Собора после войны государственные органы власти никогда не оказывали Старообрядческой Общине никакой помощи и поддержки. Только силами Общины храм содержится в удовлетворительном состоянии, регулярно проводятся текущие ремонты. Община завершает сооружение нового иконостаса вместо временного, существовавшего в Соборе с момента его второго освящения. Вспоминая сложную и порой трагическую столетнюю судьбу Старообрядческого Покровского Собора, мы верим, что стоит этот Дом Божий только милостью Господней. И раз его Господь сохранил тогда, когда другие храмы забрал, значит, этот Храм был нужен своим общинникам. Понимая это, хочется быть достойным места сего и относиться к нему, как к безмолвному проповеднику Истинной Веры Христовой.
Исследование, составление: Роман Бочарников.
[!] При перепечатке материалов этого раздела ссылка на сайт IZDREVLE.RU обязательна.
Источники:
  • Скальковский А.А. «Ростов-на-Дону и торговля Азовского бассейна 1749-1863», Изд. 1866. С.
  • Архивный фонд №246 Научно-исследовательского отдела рукописей РГБ, Москва.
  • Архивный фонд № 1475 Российского Государственного Архива Древних Актов, Москва.
  • Архивный фонд № 226 Государственного Архива Ростовской области, Ростов-на-Дону.
  • Архивный фонд УФСБ России по Ростовской области.
  • Старообрядческий Церковный Календарь, 1947.
  • Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф., «Храмы Ростова-на-Дону», Акра, Ростов-на-Дону, 2003.
  • Волошинова Л.Ф., «Творения московских и петербургских зодчих в Ростове-на-Дону», Новая Книга, Ростов-на-Дону, 2003.
  • Документы храмового архива.
  • Газета «Приазовский край» 27 октября, 1913. Приложение N 42. Фото храма в год окончания строительства.
  • «Оценка недвижимых имуществ г. Ростова-на-Дону», Ростов-на-Дону, 1915.
  • Справочник «Весь Ростов н/Д», Ростов-на-Дону, 1936.
  • Фото: Р. Бочарников, М.Таршинов, 2009, 2010.
Очерк об истории Старообрядческого Покровского Собора подготовлен на основе имеющихся в Старообрядческой Общине Ростова-на-Дону документов, а также архивных материалов и воспоминаний очевидцев. Работа по восстановлению и уточнению летописи нашего Храма ведётся непрерывно. В случае обнаружения новых фактов или неточностей, информация будет корректироваться и вноситься в предложенный материал.
Редакция сайта IZDREVLE.RU обращается с просьбой ко всем заинтересованным лицам, имеющим любые неизвестные нам факты из жизни старообрядцев в Ростове-на-Дону, сообщить нам недостающие сведения. Также, просим откликнуться родственников Н.А. Панина, проживающих в Ростове-на-Дону. Мы утеряли Ваши контакты, позвоните нам, пожалуйста, или посетите храм. Координаты можно найти в разделе «Связь».
Прошлое и настоящее хора Покровской общины
Издревле люди прославляют Господа исполнением молитвенных песнопений и гимнов. Со временем, пение основательно укоренилось в нашем богослужении так, что сейчас практически невозможно представить себе молитвенное собрание без пения. В наших храмах есть клироса и церковные служители, однако не всякий приход имеет свой хор певчих. Наличие даже небольшого любительского хора в Общине свидетельствует о том, что в ней есть здоровые силы, что в ней имеется попечение о красоте и чинности богослужения и, вместе с тем, совершается духовное и культурное воспитание её членов.
2017 год знаменателен для нашей Общины тем, что более ста десяти лет назад наши предшественники — молодое поколение древлеправославных христиан проявили ревность к церковному служению и собрали любительский хор. В далёком 1907 году Община старообрядцев белокриницкого согласия занимала деревянный Введенский храм. До того времени в храме были прихожане, чтущие и поющие на клиросе, но организованного коллектива певчих не имелось. Упоминание о таком событии содержится в журнале Церковь за 1909 год
«среди здешней молодёжи зародилась мысль организовать любительский хор. После нескольких спевок на частной квартире, хор под управлением Ф.П. Морозова выступил для пробы в богослужении. Общество оценило труды молодёжи и по их просьбе выписало певчия книги морозовского хора, а архиепископ Иоанн, по просьбе попечителей, разрешил участие в хоре девочек. Любовию к делу и строгим исполнением хор завоевал симпатии общества. После отъезда в Москву Ф.П. Морозова хором управляет С.С. Ляпичев». (Церковь. М., N33, 1909 г., с. 989)
Спустя некоторое время регентом хора стал Фёдор Миронович Склеменов (1880 г.р.) Он прилежно и энергично взялся за совершенствование хора и обучение принимаемых в хор юных прихожан. 21 ноября 1911 года Ростовский старообрядческий любительский хор отметил своё пятилетие. «Пятилетняя непрерывная деятельность хора оставила свои следы, подняв до высокого уровня, как и следовало, церковное пение в нашем крае, что не раз отмечалось на страницах журнала «Церковь». Любовь к делу, сознание, что труд принесёт пользу церкви и настроит к благоговейной молитве прихожан — вот главные двигатели деятельности как больших, так и малых участников хора». Как видно, хор заслужил высокую положительную оценку своей деятельности. «Хотя хор состоит исключительно из молодежи служащей или очень занятой, но это не мешает, благодаря их энергии, аккуратно посещать спевки и продолжать дело совершенства пения, прислушиваясь к мнению большинства и ценя это мнение и этим благодарить за выражаемыя всегда симпатии». (Церковь. М., N10,1912 г., с. 235)
Сейчас невозможно сказать, до каких пор сохранил своё существование любительский хор Ростовской старообрядческой общины. В 1935 году (по другим сведениям — даже раньше) городские власти приняли решение ликвидировать Введенскую общину. Всё имущество было отобрано в одну ночь. Грандиозный костёр, организованный безбожной властью, поглотил всю утварь и святыню. Община белокриницких древлеправославных христиан вскоре, по обоюдному согласию, переходит в Покровский храм Новозыбковской общины, где доныне и пребывает. Известно, что уставщиком в общине оставался Ф.М. Склеменов, который продолжал проводить обучение младшего поколения знаменному пению и чтению на церковно-славянском языке. Так, он обучал первым азам церковного пения и чтения будущего уставщика нашей общины Михаила Стефановича Севастьянова. Не сохранилась и дата кончины Ф.М. Склеменова, последнего дореволюционного уставщика, так много потрудившегося для пользы и развития любительского хора Ростовской Общины.
И всё же, в последующие годы, преемственность певческих традиций и местный напев сохранились и до наших дней, во многом благодаря более чем 20-ти летнему служению уставщика М.С. Севастьянова. В 2016 году в Ростовской
старообрядческой Общине начал возрождаться любительский хор, костяк которого составляют молодые причётники.

В 2019 году любительский хор Общины был преобразован в хор «Параклит». Организатор и руководитель хора «Параклит» чтец Филипп Севастьянов.
Хор «Параклит» профессионально занимается знаменным пением. Ежегодно хор выпускает альбомы с исполнением песнопений знаменного и демественного распева. В 2022 году хор при поддержке Фонда президентских грантов расшифровал и записал евангельские стихеры Феодора Христианина. В ноябре 2022 году хор по приглашению выступал в Валаамском монастыре.

Группа Вконтакте — хор «Параклит».
Канал на youtube — хор «Параклит».
Лагерь нашей Общины
По примеру многих старообрядческих общин, которые регулярно организовывают летний детский досуг, в Ростовской Покровской Общине с 2015 года действует свой летний лагерь. Организовать такое мероприятие всегда стоит значительных материальных и моральных усилий и это невозможно сделать без взрослых помощников и единомышленников. Конечно, те материальные, человеческие и душевные ресурсы, которые тратятся на подобные мероприятия можно было бы направить и на другие общинные и епархиальные нужды. Но важно понимать, что только так, в таком неформальном общении и времяпрепровождении мы не только можем стать по-настоящему близкими друг другу, стать одной большой христианской семьей, но (что более важно) — только так мы можем показать себе и нашим близким, что такое христианская жизнь в реальности; что из себя представляет то, что мы проповедуем в храме, с церковного амвона.
С чего всё началось?
О христианском воспитании детей в неформальной обстановке мы думали всегда, но только в 2011 году мы воочию увидели достойный пример для подражания и смогли посетить «Ржевскую Обитель». И нам это так понравилось, что ребята вернулись в Ржевский лагерь через год, в 2012 году. Рассказывает о. Иоанн Севастьянов:
«Опыт «Ржевской Обители» уникален. Я, как Настоятель Общины, знаю, чего стоит организовать такой лагерь. Потрясает то, что Обитель создавалась не ради количества и отчета перед кем-то, а стала результатом духовной жизни и проповеднической деятельности Покровской Общины города Ржева. Нельзя переоценить вклад в жизнь Обители Настоятеля Общины протоиерея Евгения Чунина. На нем, его брате, протодиаконе Иоанне, их семьях и держится лагерь. Я был удивлен жертвенным служением в Обители многих христиан Покровской Общины Ржева, был поражен тем, что некоторые из них проводили в лагере даже свой единственный отпуск, выполняя нелегкую миссию воспитателей и вожатых. Я надеюсь, что когда-нибудь и ростовская Община дорастет до необходимости создания такого «училища» веры и любви».
Ростовский лагерь
С 2015 года мы собираем наших детей и вместе выезжаем на природу, где участников ждет насыщенная программа. Более 50-ти ребят попадают в атмосферу, где вместе со своими сверстниками-единоверцами они могут не только весело провести время, но и научиться чему-нибудь полезному. Наряду с занятиями Законом Божиим, обучением церковно-славянскому чтению и пению, программа лагеря насыщена различными мероприятиями. Это походы, сплавы по реке, купания, вечера духовных песнопений, игры на свежем воздухе, покорение горных вершин, рукоделие и многое другое.
История нашего лагеря по годам
Как мы провели лето 2011 в «Ржевской обители». Здесь наши ребята совсем юные)
Нам так понравилось во Ржеве в 2011 году, что в 2012 мы решили приехать сюда снова. Ребята за год немного подросли)
В 2015 году нам, по милости Божией, удалось самим организовать летний лагерь для детей Ростовской Общины. Как это было — читайте в статье «Общинные каникулы 2015».
В 2016 году мы продолжили наши летние каникулы и поднялись еще выше. А ещё были учения, спорт, сплав по реке и катания на лошадях. Детальнее — в статье «Лагерная пора 2016».
В 2017 году летние каникулы наши ребята провели на южном берегу Крыма. На сей раз программа была ещё более насыщенной, а эмоции ещё ярче. Краткий очерк — в статье «Лагерная пора 2017».
В 2018 году летний отдых для наших ребят был организован в Крыму, неподалёку от Красного Камня. Подробнее — в статьях: «Старообрядческий Артек» и «КрасноКаменске».
В 2019 году летний отдых для наших ребят по традиции был организован в Крыму. Подробнее — «Лагерная пора-2019»
При лагере был возведён и освящён храм, подробнее — «Освящение храма в Краснокаменке»
Архиепископ Зосима
Архиепископ Зосима
Архиепископ Зосима (Зотик Иоасафович Еремеев родился в 1947 году). Действующий архиерей Русской Православной старообрядческой Церкви. С 2004 года — управляющий Донской епархией c титулом епископ Донской и Кавказский (с января 2016 года — архиепископ).

Зотик Еремеев родился в большой семье потомственных старообрядцев Белокриницкого согласия в селении Сырково (Серково) Резинского района (Молдавия). Обладая природным острым умом и трудолюбием, с 5 лет научился церковной грамоте — чтению, а затем и церковному знаменному пению. Воспитывался в строгости, в трудностях, в ревности к Богу. Любил церковную службу, стояние на молитве в домашних условиях. После окончания неполной средней школы закончил профтехучилище (январь 1965 — июнь 1967 гг.) с одновременным окончанием курса вечерней школы рабочей молодежи. По окончании училища работал 1 год электриком на хлебокомбинате. Затем был принят в то же училище на должность мастера производственного обучения, где проработал 3 года и сделал 3 выпуска электромонтеров. Далее Комитет профтехобразования направил Зотика в Орехово-Зуевский индустриально-педагогический техникум (на дневное отделение) для получения специального образования по этой специальности. Окончив техникум в 1973 году с отличием (поступил в 1970 году) получил свободное распределение на работу, но на работу не пошел, а поступил в 1973 году в Московскую духовную семинарию (окончил ее в 1977 году). Поступить в семинарию Зотика подвигла жажда духовных знаний, так как в Молдавии таких учебных заведений не было. По окончании духовной семинарии был направлен на работу в Кишиневскую епархию РПЦ, где был устроен в качестве помощника секретаря и по совместительству должен был участвовать в хоре кафедрального собора Кишинёва. Как указывается в «Обращении прихожан РПСЦ к местоблюстителю престола Митрополита Московского и всея Руси архиепископу Иоанну (Витушкину) и Собору», «Принял эти предложения с целью последующего совершенствования знаний в духовной академии».

Нужно отметить, что Зотику, как грамотному и отличному выпускнику духовной семинарии, много раз предлагалось принять священный сан в РПЦ, однако он всякий раз от него отказывался, твердо зная цель своего временного пребывания в учреждениях РПЦ. За время обучения Зотик воочию увидел еретичность новообрядческой церкви в её учении и практической деятельности и глубже утвердился в истинности древлеправославия. Благодаря знанию молдавского языка он многим помог обрести истинную веру и обратить к старообрядчеству. В новообрядческой Церкви узнали о такой деятельности работника Кишиневской Епархии Зотика, после чего он был вынужден уволиться и расстаться с желанием о поступлении в духовную академию.

Начало своего служения Христовой Церкви будущий епископ положил в селении Губино Орехово-Зуевского района Московской области, куда он был направлен уставщиком (прослужил 8 лет). В 1991 году его рукоположили священником РПСЦ, а в 1992 г. Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви избрал отца Зотика Еремеева во епископа Кишиневского и всея Молдавии. В то время духовным отцом семьи о. Зотика был священноинок Севастиан (Озерский). Он убедил и благословил о. Зотика согласиться на определение Собора. Также и супругу его Тамару убедил мирно расстаться и принять иночество, что и было в скором времени исполнено. О. Зотик стал священноиноком Зосимой, а бывшая супруга — инокиней Таисией (позднее она стала игуменией монастыря в с. Белая Криница, Украина). В мае 1993 г. священноинока Зосиму митрополит Алимпий (Гусев) в сослужении с епископом Силуяном (Килиным) и епископом Иоанном (Витушкиным) рукоположил во епископа Кишиневского и всея Молдавии.

Став управляющим Кишиневской епархией в 1993 г., епископ Зосима всецело и активно включился в пастырскую деятельность, направленную на укрепление древнего православного благочестия и соблюдения церковного Предания в старообрядческих общинах Молдавии. Владыка Зосима начал свою деятельность с установления в храмах епархии канонической дисциплины и единообразия в церковном пении и чтении, для чего им были изданы книги: Обедница, Обиход, Ирмосы, Праздничная певчая, Служба Пресвятой Богородице «Неопалимая Купина», Служба на святую Пятидесятницу, правда, малым тиражом — для удовлетворения нужд приходов епархии. Также им была издана брошюра «Правила благочестивого поведения в доме Божиим» (Кишинев, 2001 г.), а с 2000 г. — епархиальный Церковный календарь с материалами на актуальные темы.
Параллельно с этой деятельностью им велась работа по ремонту, восстановлению и новому строительству. Благодаря его неустанному попечению и поддержке в приходах Кишиневской епархии сделано много полезного. Практически все приходы были оснащены необходимой утварью. В приходе г. Оргеев произведен ремонт крыши храма, заменены купола и кресты. В приходе г. Теленешты осуществлен ремонт здания церкви, произведены земляные работы по отводу грунтовых вод. В селе Покровка построено каменное ограждение, заменены купола и кресты храма. В селе Егоровка начато строительство нового большого здания церкви, на что Епархия выделила значительные средства. Последствия землетрясения 1987 г. для Кишиневского старообрядческого храма были весьма печальны. Произведён сложный и дорогостоящий наружный капитальный ремонт здания, позже построено два притвора, заменены купола и кресты. В начале текущего тысячелетия построено здание Духовного Центра, в котором размещены воскресная школа, библиотека, трапезная, иконописная мастерская, архиерейские покои и другое. Здесь же было организовано и обучение крюковому пению. С 2000 года в Епархии было налажено производство свечей, в том числе из чистого воска, и приходы, нуждающиеся в свечах, обеспечивались Епархией. Информация в церковной прессе, устные воззвания о помощи на восстановление когда-то прекрасной архитектуры храма в городе Кагуле возымели свое действие — здание этого храма отреставрировано, был восстановлен иконостас, написано 20 новых икон, и совершено великое освящение храма.

Значительным достижением в духовной жизни старообрядцев Молдавии является восстановление женского монастыря в селе Кунича. Сегодня он является единственным местом в Епархии, где совершается ежедневная полная служба. Думается, что нет особой необходимости объяснять, какое значение для духовной жизни, для сохранения и распространения веры имели и имеют монастыри. Епископ Зосима проявлял серьезное внимание к подрастающему поколению, то есть к будущему Церкви: в летний период при монастыре была организована воскресная школа, где обучали церковному чтению и пению, молодежь приобщалась к духовным ценностям и традициям предков. Здесь же было организовано обучение церковному уставу и пению приходских уставщиков. О высокой компетенции епископа Зосимы можно судить и по тому, что он немало времени уделяет приходящим извне Церкви Христовой для увещания и разъяснения истин христианской веры. Возникшие в Русской Православной старообрядческой Церкви проблемы, повлекшие за собой резкое ухудшение с руководством Церкви, вынудили написать обращение к Белокриницкой Митрополии (21 октября 2003 года) с просьбой принять в клир. За это был запрещен в священнослужении единолично (что является неканоничным действием) указом митрополита Алимпия (Гусева) от 23 октября 2003 года.
27 октября 2003 года Освященный Собор РПСЦ в Румынии, состоявшийся в старообрядческой митрополии в городе Браила, заслушав «устное и письменное от 21 октября 2003 года обращение епископа Зосимы», постановил:

1. Принять в церковное общение епископа Зосиму (Еремеева) с 21 октября 2003 года (нов. ст.).

Это дело епископа Зосимы было детально рассмотрено на Освященном Соборе РПСЦ в Москве, состоявшемся 9–11 февраля 2004 года. Указ митрополита Алимпия о единоличном запрещении епископа Зосимы был отменён «как противоречащий канонам Церкви». 11 февраля 2004 года Освященный Собор постановил:

2.1. Принять к сведению прошение епископа Зосимы о возвращении в юрисдикцию Московской митрополии РПСЦ, поступившее 11 февраля 2004 года.
2.3. Суждение о месте временного служения епископа Зосимы предоставить митрополиту Андриану (Четвергову) после предоставления епископом Зосимой отпускной грамоты от Митрополита Белокриницкого Леонтия.
2.4. Суждение об определении места постоянного служения епископа Зосимы иметь на очередном Освященном Соборе.

Освященный Собор РПсЦ, состоявшийся 19-22 октября 2004 года, постановил: Избрать епископа Зосиму правящим архиереем Донской и Кавказской епархии. С 22 октября 2004 года и по сегодняшний день епископ Зосима (с января 2016 года — архиепископ) находится на кафедре Донской и Кавказской епархии.
После смерти митрополита Андриана (Четвергова) рассматривался как его возможный преемник. Пресс-секретарь Московской митрополии РПСЦ Сергей Вургафт в связи с этим отметил, что епископ Зосима «фундаменталистскими взглядами, авторитарностью, видит Церковь гораздо более закрытой и строгой к своим членам структурой», «На мой взгляд, епископ Зосима менее, чем все другие архиереи, будет склонен к продолжению политики открытости». В октябре 2005 года участвовал в выборах предстоятеля РПсЦ, набрав в первом туре 23 из 245 голосов и заняв третье место. 12 января 2016 года в Покровском храме г. Ростова-на-Дону во время Божественной литургии в память священномученика Зотика и в честь 70-летнего юбилея Владыки Зосимы, митрополит Корнилий (Титов) возвел владыку Зосиму в сан архиепископа.
Иерей Иоанн Михайлович Севастьянов
Наш родной любимый батюшка
Иерей Иоанн Михайлович Севастьянов родился 2 февраля 1975 года в городе Ростове-на-Дону, в семье потомственного старообрядческого уставщика Севастьянова Михаила Стефановича. Дед отца Иоанн происходил из старообрядческого хутора Подстепного, станицы Есауловской, Области Войска Донского (ныне территория этого селения залита водами Цимлянского водохранилища). В 1984 году отрок Иоанн возведен в сан чтеца Преосвященным Анастасием (Кононовым), старообрядческим Епископом Донским и Кавказским. В 1992 году окончил среднюю школу и с этого времени является штатным причетником Ростовского-на-Дону Старообрядческого Покровского Кафедрального Собора. В этом же году был командирован Преосвященным Алимпием (Гусевым), старообрядческим Митрополитом Московским, на служение в Белокриницкий Старообрядческий мужской монастырь (с. Белая Криница, Черновицкая область), где служил уставщиком до 1994 года под началом игумена монастыря священноинока Севастиана (Озерского).
В 1994 году вернулся в Ростов-на-Дону и продолжил служение в Ростовском Кафедральном Соборе. В 1997 году женился на девице Ольге Косыревой, дочери настоятеля Общины города Гомеля протоиерея Николы Косырева. В 1997 году по благословению Преосвященного Митрополита Алимпия поступил на заочное отделение Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. В 1998 году, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Покровском Соборе города Ростова-на-Дону, рукоположен в сан диакона Преосвященным Митрополитом Алимпием. 21 января 2001 года, на Общем собрании старообрядческой Общины во имя Покрова Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону был избран её Настоятелем. 7 февраля 2001 года избрание было утверждено на Совете Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви. На праздник Сретения Господня, 15 февраля 2001 года в Покровском Соборе в Москве рукоположен Преосвященным Митрополитом Алимпием в сан иерея, назначен Настоятелем ростовского Старообрядческого Покровского Кафедрального Собора, а также настоятелем старообрядческих общин в городе Морозовске и станице Маныческой, Ростовской области. В 2004 году окончил Богословский факультет Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.

В 2008 году на Епархиальном Съезде избран благочинным Донской и Кавказской епархии. В 2020 году добровольно сложил с себя обязанности благочинного.

С 2012 по 2022 гг. окормлял молодую старообрядческую общину г. Краснодара.

С 2002 года по настоящее время является настоятелем еще в трёх общинах Ростовской области — г. Морозовске, ст. Манычской, пос. Орловский.

В семье отца Иоанна пятеро детей — трое сыновей и две дочери.
Председатель:
Митрополит Корнилий и чтец Иоанн Распопин
Чтец Иоанн Николаевич Распопин родился 7 октября 1988 года в городе Ростове-на-Дону в старообрядческой семье. В возрасте 13 лет был поставлен в чин чтеца высокопреосвященным Алимпием, Митрополитом Московским и всея Руси. В 2005 году окончил среднюю школу, а год спустя, после кончины Михаила Стефановича Севастьянова, принял служение уставщиком в Покровском Соборе Ростова-на-Дону. В 2015 стал выпускником Южного Федерального университета по специальности история.

28 февраля 2021 года старообрядческая Община во имя Покрова Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону избрала чтеца Иоанна Председателем Общины.

Также Иван Распопин является директором Музея истории и культуры донского старообрядчества и выпускающим редактором сайта izdrevle.ru и группы Вконтакте https://vk.com/izdrevle_ru.